На утрене Великой Субботы (в пятницу вечером) Церковь воспоминает погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших Его пришествия, и введение благоразумного разбойника в рай. На этой службе совершается чин погребения плащаницы — в память о положении Спасителя во гроб.
В Великую Субботу совершается Литургия Василия Великого, начинающаяся вечерней. После малого входа с Евангелием перед плащаницей читаются пятнадцать паремий, в которых собраны главные пророчества и прообразы, относящиеся к Иисусу Христу, его Воскресению, искуплению рода человеческого от греха и смерти.
После шестой паремии — о чудесном переходе евреев чрез Чермное море — поется песнопение «Славно бо прославися». Чтение паремий завершается песнью трех отроков: «Господа пойте и превозносите во вся веки». Вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся» и читается Апостол о таинственной силе крещения. Это пение и чтение служит воспоминанием обычая древней Церкви крестить в Великую Субботу оглашенных.
По чтении Апостола поются семь стихов, избранных из псалмов, содержащих пророчества о Воскресении Господа. Во время пения этих стихов священнослужители переоблачаются в светлые одежды. Вместо Херувимской песни поется песнь «Да молчит всякая плоть человеча».
В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении Его из мертвых. Начинается Светлая пасхальная заутреня…
«И вот еще одно погребальное шествие совершено, и в эту землю легло бессмертное, нетленное, пречистое Тело Иисусово, — описывает значение этого дня митрополит Сурожский Антоний. — И земля дрогнула, и все изменилось, до самых недр ее.
Как зерно пшеничное, легло Тело Иисусово в эту землю, и, как огонь Божественный, сошла Его пречистая душа в глубины ада, и сотрясся ад. И теперь, когда мы предстоим перед Гробом, в глубинах той тайны отвержения, которую мы называем адом, совершилось последнее чудо: ад опустел, ада нет, потому что в самые его глубины вошел Господь, соединяя с Собой все.
<…> …и уже трепетна земля, уже мир полон дыханием бурным Воскресения, уже воскрес Господь, уже восстала Матерь Божия, уже победа над смертью одержана, уже мы можем петь Воскресение перед лицом гроба, где лежит многострадальное Тело Иисусово. Христос победил смерть, и мы эту победу сейчас будем воспевать ликующе, ожидая момента, когда и до нас дойдет эта весть, когда загремит в этом храме победная песнь о Воскресении Христовом».
По материалам:https://eparhia-saratov.ru
Фото: Владимир Лычев
Трансляция из храма преподобной Евфросинии Московской