Немногие имена на скрижалях истории могут сравниться по значению с именем святого равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, на века предопределившего духовные судьбы Русской Церкви и русского православного народа.
Владимир был внуком равноапостольной Ольги, сыном князя Святослава. Его мать Малуша — дочь Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем Древлянским. Приведя к покорности восставших древлян и овладев их городами, Ольга повелела казнить князя, за которого древляне пытались сватать княгиню после убийства ими ее мужа — князя Игоря, а детей Мала: Добрыню и Малушу, взяла с собой. Добрыня вырос храбрым умелым воином, обладал государственным умом, был впоследствии хорошим помощником своему племяннику Владимиру в делах военного и государственного управления.
Малуша стала христианкой, вместе с великой княгиней Ольгой приняла Крещение в Царьграде, князь Святослав против воли матери сделал ее своей женой. Разгневанная Ольга, считая невозможным брак своей «ключницы», пленницы, рабыни с сыном, отправила Малушу на свою родину, в селение недалеко от Пскова. Там и родился, около 960 года, мальчик, названный русским языческим именем Володимир — владеющий миром, владеющий особым даром мира. Воспитывал Владимира брат его матери язычник Добрыня.
В 970 году Святослав, отправляясь в поход, из которого ему не суждено уже было вернуться, поделил Русскую Землю между тремя сыновьями. В Киеве княжил Ярополк, в Овруче — центре Древлянской земли — Олег, в Новгороде — Владимир. В первые годы княжения он был яростным язычником.
Владимир начал поход, в котором ему сочувствовала вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописи, «давшего великую волю христианам», и вступил 11 июня 978 года в Киев, став «единодержцем» Киевского государства, «покорив окрестные страны, одни — миром, а непокорных – мечем».
Потом Владимир завоевал Галицию, смирил вятичей, воевал с печенегами, распространил пределы своей державы от Балтийского моря на севере до реки Буг на юге. На Киевских горах он установил идолов, которым стали приносить человеческие жертвы. Тогда погибли за Христа варяги Феодор и Иоанн. Обстоятельства их смерти произвели на Владимира сильное впечатление и он начал сомневаться в истинности языческой веры.
По приглашению князя в Киев приходили проповедники из разных стран: послы от болгар-мусульман, живших за Волгой, немцы-латиняне, иудеи и греки. Князь расспрашивал их о вере, и каждый предлагал ему свою. Но самое сильное впечатление произвел на него православный греческий проповедник, который в завершение своего рассказа показал картину Страшного суда. По совету бояр, Владимир отправил десять мудрых мужей, чтобы испытать на месте, чья вера лучше. Когда русские послы прибыли в Константинополь, то великолепие Софийского храма, стройное пение придворных певчих и торжественность патриаршей службы тронули их до глубины души: «Мы не знали, — говорили они потом Владимиру, — на земле мы стояли или на небе». А бояре тут же ему заметили: «Если бы вера греческая не была лучше других вер, не приняла бы ее бабка твоя Ольга — мудрейшая из людей».
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять грекам Русь. Вскоре он пошел на них войной и взял Корсунь, так древние русичи называли Хepсoнeс. Отсюда князь отправил послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры, царевны Анны. Те отвечали, что она может стать женой лишь христианина. Тогда Владимир объявил, что желает принять христианскую веру. Но прежде, чем невеста прибыла в Хepсoнeс, князь был поражен слепотой.
Так, подобно апостолу Павлу, он познал свою духовную немощь и приготовился к великому таинству возрождения. Царевна, прибывшая в Хepcoнеc, посоветовала ему поспешить с Крещением. Владимир принял его в 988 году и получил имя Василий. При выходе из купели, он прозрел душевными и телесными очами и в избытке радости воскликнул: «Теперь я познал истинного Бога!»
С царевной Анной прибыл посвященный святым Патриархом Николаем II Хризовергом на Русскую кафедру митрополит Михаил со свитой, клиром, многими святыми мощами и другими святынями. В древнем Херсонесе, где каждый камень помнил святого Андрея Первозванного, совершилось венчание Владимира и Анны. Город Корсунь был возвращен Византии, а великий князь отправился с супругой через Кpым, Тaмaнь, Азовские земли, входившие в состав его обширных владений, в обратный путь к Kиeву. Впереди великокняжеского поезда с частыми молебнами и несмолкающими священными песнопениями несли кресты, иконы, святые мощи.
В Kиeве Владимир предложил креститься своим 12 сыновьям, и они крестились в одном источнике, известном в городе как Крещатик. Вслед за ними приняли святое Крещение многие бояре. Между тем, Владимир приступил к истреблению идолов, и главный из них – идол Пepуна — был привязан к конскому хвосту, с поруганием совлечен с горы и брошен в Днeпp. За низвержением идолов последовало оглашение народа евангельской проповедью. Христианские священники собирали народ и наставляли его в святой вере. Наконец, Владимир объявил, чтобы все жители Киева, богатые и убогие, явились в определенный день на реку для принятия Крещения.
В назначенный день они собрались на берегу Днeпрa. Сюда прибыл и сам Владимир с христианскими священниками. Kиeвляне вошли в реку, взрослые держали на руках младенцев, священники на берегу читали молитвы. И князь молился Богу, поручая Ему себя и свой народ.
Празднование святому равноапостольному Владимиру было установлено святым князем Александром Невским после того, как 15 мая 1240 года помощью и заступлением святого Владимира им была одержана знаменитая Невская победа над шведскими крестоносцами.
Но церковное почитание князя началось на Руси значительно раньше. Митрополит Иларион, святитель Kиeвский, в «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у его раки в Десятинном храме, называет православного правителя «во владыках апостолом», «подобником» святого Константина и сравнивает его апостольское благовестие Русской Земле с благовестием святых апостолов.
По материалам: https://nne.ru