Размер шрифта
Цвет фона и шрифта
Изображения
Озвучивание текста
Обычная версия сайта
Официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы
Храм преподобной Евфросинии
Великой княгини Московской
+7 (499) 401-70-32
+7 (499) 401-70-32секретариат
+7 (499) 401-70-31церковная лавка
Заказать звонок
E-mail
evfrosinia-msk@yandex.ru
Адрес
г. Москва, Нахимовский проспект, дом 8
Режим работы
пн-пт 08:00–19:00; сб 09:00–19:00; вс 07:00–19:00.
Подать записку
О Храме
  • О Храме
  • История Храма
  • Правящий Архиерей
  • Духовенство
  • Доступная среда
Расписание
  • Богослужения
  • Занятия и кружки
  • Расписание Воскресной школы
  • Трансляции
Служение
  • Воскресная школа
  • Воскресная школа для взрослых
  • Клуб трезвости
  • Молодежное движение
  • Социальная работа
    • Волонтерская деятельность
    • Книга взаимопомощи
    • Окормление ФГАУ «НМИЦ здоровья детей»
    • Окормление ЦСО
  • Катехизация
    • Беседы со священником
    • Беседы по Ветхому Завету
    • Изучение Богослужения
    • Лекторий
    • Церковное искусство
  • Миссионерская деятельность
  • Паломническая служба
  • Хор
  • ОПК
Информация
  • О Церковных Таинствах
  • Новомученики
  • Общецерковные документы
Пожертвования и требы
  • Подать записку
  • Требы
  • Реквизиты
Контакты
г. Москва, Нахимовский проспект, дом 8
+7 (499) 401-70-32
+7 (499) 401-70-32секретариат
+7 (499) 401-70-31церковная лавка
Заказать звонок
E-mail
evfrosinia-msk@yandex.ru
Адрес
г. Москва, Нахимовский проспект, дом 8
Режим работы
пн-пт 08:00–19:00; сб 09:00–19:00; вс 07:00–19:00.
Официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы
О Храме
  • О Храме
  • История Храма
  • Правящий Архиерей
  • Духовенство
  • Доступная среда
Расписание
  • Богослужения
  • Занятия и кружки
  • Расписание Воскресной школы
  • Трансляции
Служение
  • Воскресная школа
  • Воскресная школа для взрослых
  • Клуб трезвости
  • Молодежное движение
  • Социальная работа
    • Волонтерская деятельность
    • Книга взаимопомощи
    • Окормление ФГАУ «НМИЦ здоровья детей»
    • Окормление ЦСО
  • Катехизация
    • Беседы со священником
    • Беседы по Ветхому Завету
    • Изучение Богослужения
    • Лекторий
    • Церковное искусство
  • Миссионерская деятельность
  • Паломническая служба
  • Хор
  • ОПК
Информация
  • О Церковных Таинствах
  • Новомученики
  • Общецерковные документы
Пожертвования и требы
  • Подать записку
  • Требы
  • Реквизиты
Контакты
    Подать записку
    Официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы
    О Храме
    • О Храме
    • История Храма
    • Правящий Архиерей
    • Духовенство
    • Доступная среда
    Расписание
    • Богослужения
    • Занятия и кружки
    • Расписание Воскресной школы
    • Трансляции
    Служение
    • Воскресная школа
    • Воскресная школа для взрослых
    • Клуб трезвости
    • Молодежное движение
    • Социальная работа
      • Волонтерская деятельность
      • Книга взаимопомощи
      • Окормление ФГАУ «НМИЦ здоровья детей»
      • Окормление ЦСО
    • Катехизация
      • Беседы со священником
      • Беседы по Ветхому Завету
      • Изучение Богослужения
      • Лекторий
      • Церковное искусство
    • Миссионерская деятельность
    • Паломническая служба
    • Хор
    • ОПК
    Информация
    • О Церковных Таинствах
    • Новомученики
    • Общецерковные документы
    Пожертвования и требы
    • Подать записку
    • Требы
    • Реквизиты
    Контакты
      Подать записку
      Официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы
      Телефоны
      +7 (499) 401-70-32 секретариат
      +7 (499) 401-70-31 церковная лавка
      Официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы
      • О Храме
        • О Храме
        • О Храме
        • История Храма
        • Правящий Архиерей
        • Духовенство
        • Доступная среда
      • Расписание
        • Расписание
        • Богослужения
        • Занятия и кружки
        • Расписание Воскресной школы
        • Трансляции
      • Служение
        • Служение
        • Воскресная школа
        • Воскресная школа для взрослых
        • Клуб трезвости
        • Молодежное движение
        • Социальная работа
          • Социальная работа
          • Волонтерская деятельность
          • Книга взаимопомощи
          • Окормление ФГАУ «НМИЦ здоровья детей»
          • Окормление ЦСО
        • Катехизация
          • Катехизация
          • Беседы со священником
          • Беседы по Ветхому Завету
          • Изучение Богослужения
          • Лекторий
          • Церковное искусство
        • Миссионерская деятельность
        • Паломническая служба
        • Хор
        • ОПК
      • Информация
        • Информация
        • О Церковных Таинствах
        • Новомученики
        • Общецерковные документы
      • Пожертвования и требы
        • Пожертвования и требы
        • Подать записку
        • Требы
        • Реквизиты
      • Контакты
      Подать записку
      • +7 (499) 401-70-32 секретариат
        • Телефоны
        • +7 (499) 401-70-32 секретариат
        • +7 (499) 401-70-31 церковная лавка
      • г. Москва, Нахимовский проспект, дом 8
      • evfrosinia-msk@yandex.ru
      • пн-пт 08:00–19:00; сб 09:00–19:00; вс 07:00–19:00.

      Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье

      Главная
      —
      Новости
      —Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
      Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания. Прощеное воскресенье
      Общие
      26.02.2023

      Последнее воскресенье накануне Великого поста имеет много названий: Прощеное – потому что в этот день по традиции принято просить друг у друга прощения перед вступлением в пост; Недели сыропустной – потому что это последний день, когда верующие едят сыр (и другие молочные продукты) и «отпускают» его до Пасхи, а уже в понедельник – строгое воздержание. Есть у него и еще одно литургическое название – «Изгнание Адамово». Накануне поста Церковь вспоминает о главной трагедии в истории человечества — грехопадении и изгнании первых людей Адама и Евы из рая.

      Первый человек был венцом сотворенного Богом мира, носителем образа Самого Бога. Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1:26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни. Адам обладал царским достоинством, он нарек имена всем зверям и птицам; все свои способности он должен был реализовать в «возделывании и хранении» окружающего мира, в творчестве, в добродетели, в свободном послушании, в Богообщении, в любви, чтобы через это уподобиться Богу.

      Бог ввел первых людей Адама и Еву в рай – сад, который Он «насадил в Эдеме, на востоке» (Быт. 2:8), и позволил вкушать плоды всех деревьев рая, в том числе древа жизни, дарующего бессмертие. Древо жизни символизировало единство Бога и человека, благодаря которому последний становился причастником вечной жизни. Бог дал человеку только одну заповедь – запрет вкушения плодов древа познания добра и зла, или просто «древа познания», – предупреждая о последствиях грехопадения: «...в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт. 2:17).

      Сказание о грехопадении начинается с описания искушения змея, обращенного к Еве. Большинство отцов и учителей Церкви, комментировавших падение первых людей, утверждают, что в образе змея перед человеком предстал диавол.

      Внушение диавола направлено к одной цели: убедить прародителей в том, что вкушение от древа познания, плоды которого вызовут у них новую и ничем не ограниченную способность обладания, может дать им полную власть над миром, независимую от Бога. Обман удался, и искушение возымело действие – Ева поверила, что существуют ценности вне Бога и помимо Бога. Любовь к Богу и верность Его заповедям меняется у Евы на вожделение к древу. Как зачарованная смотрит она на него и созерцает в нем то, чего раньше не видела: «что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его, и ела; и дала также мужу своему, и он ел» (Быт. 3:6). Далее произошло то, что в ироничной форме диавол предсказывал прародителям: «откроются глаза ваши» (Быт. 3:5). Глаза у них действительно открылись, но всего лишь для того, чтобы увидеть собственную наготу. Если до падения первые люди созерцали красоту своего тела, ибо жили с Богом – источником этой красоты, то, удалившись от Него, они увидели, насколько слабы и беззащитны они сами по себе.

      Прародители мгновенно ощутили и другие последствия совершенного греха. У них помрачается ум и меняется представление о всеведущем Боге, в результате чего, услышав «голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня» они скрылись «между деревьями рая» (Быт. 3:8). Но это еще не было окончательным разрывом с Богом. Падение еще не есть отпадение: человек мог покаяться и этим возвратить себе прежнее достоинство. Слова Господа, обращенные к Адаму: «Где ты?» (Быт. 3:9), «кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?» (Быт. 3:11) – и к Еве: «Что ты… сделала?» (Быт. 3:13), создавали благоприятную предпосылку для раскаяния. Однако первые люди не воспользовались этой возможностью, чем еще более осложнили свое положение. Ева слагает ответственность за нарушение Божественной заповеди на змея (Быт. 3:13), а Адам – на Еву, «которую, – как он нарочито подчеркивает, – Ты мне дал» (Быт. 3:12), тем самым косвенно обвиняя в совершившемся Самого Бога.

      Только после этого Господь изрекает Свой приговор: проклят змей; проклята земля за Адама, а поскольку из земли произведены животные и растения, то пагубное последствие первородного человеческого греха распространяется и на них; женщина будет испытывать муки, рождая детей; Адаму предуказано в скорби и в поте лица добывать свой хлеб, который будет нелегким из-за того, что проклятая земля породит сорные травы. Кроме того, человек должен быть изгнан из рая – и не потому, что этого хочет Бог, но потому, что в раю нет места злу, непослушанию и неверности. Человек прервал связь с Источником жизни, поэтому вкушение от древа жизни как символа бессмертия с этого времени становится для него противоестественным: вкушая плоды бессмертия, смертный лишь усиливал бы свое страдание, перенося его в бесконечность. Смерть должна положить конец такой жизни.

      Итак, отпав от Бога, первые люди оказались перед лицом страданий, болезней и смерти. В силу генетического единства человеческого рода последствия грехопадения сказались не только на Адаме и Еве, но и на их потомстве, и последствия эти были катастрофическими. Человек не только лишился блаженства и сладости рая – изменилась и исказилась вся природа человека. Были повреждены все части его духовно-телесного состава: дух, вместо того чтобы стремиться к Богу, стал душевным, страстным; душа попала во власть телесных инстинктов; тело в свою очередь утратило первоначальную легкость и превратилось в тяжелую греховную плоть. В результате грехопадения радикальным образом изменилось соотношение свободной воли человека с волей Божией. Первозданный человек не имел греховных наклонностей: его свободная воля находилась в послушании воле Божией и в гармонии с ней. Однако после того, как человек вкусил от «древа познания добра и зла», то есть опытно приобщился к злу и греху, его свободная воля оказалась перед постоянным выбором между злом и добром. В каждый конкретный момент жизни человек должен делать этот выбор, причем, для того чтобы выбор был сделан в правильную сторону, необходима сознательная направленность его воли к добру.

      Путь Великого поста есть путь возвращения к Богу, через добровольно принимаемый на себя подвиг воздержания, послушания и покаяния за нарушение Его заповедей. Поэтому воспоминание об Адамовом изгнании в службе Недели сыропустной перерастает в призыв к подвигу поста и исполнению евангельских заповедей:

      Адам изгнан бысть из рая преслушанием, и сладости извержен, женскими глаголы прельщенный, и наг седит, села, увы мне, прямо рыдая. Темже потщимся вси время подъяти поста, послушающе Евангельских преданий: да сими благоугодни бывше Христу, рая жилище паки восприимем.

      (Приходская стенгазета Комиссии по миссионерству и катехизации при Епархиальном совете г . Москвы. Выпуск № 65)

      Назад к списку
      О Храме
      О Храме
      История Храма
      Правящий Архиерей
      Духовенство
      Доступная среда
      Новости Храма
      Служение
      Воскресная школа
      Воскресная школа для взрослых
      Клуб трезвости
      Молодежное движение
      Социальная работа
      Катехизация
      Миссионерская деятельность
      Паломническая служба
      Хор
      ОПК
      Информация
      О Церковных Таинствах
      Новомученики
      Общецерковные документы
      Расписание
      Подать записку
      Пожертвования
      Реквизиты
      Контакты
      +7 (499) 401-70-32
      +7 (499) 401-70-32секретариат
      +7 (499) 401-70-31церковная лавка
      Заказать звонок
      E-mail
      evfrosinia-msk@yandex.ru
      Адрес
      г. Москва, Нахимовский проспект, дом 8
      Режим работы
      пн-пт 08:00–19:00; сб 09:00–19:00; вс 07:00–19:00.
      evfrosinia-msk@yandex.ru
      г. Москва, Нахимовский проспект, дом 8
      © 2023 Официальный сайт Подворья Патриарха Московского и всея Руси
      при храме преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в Котловке г. Москвы
      Политика конфиденциальности
      Версия для слабовидящих
      Карта сайта