12 апреля 2025 года Православная Церковь торжественно вспоминает воскрешение праведного Лазаря.
Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил с сестрами своими недалеко от Иерусалима, в селении Вифания. Лазарь и его сестры удостаивались от Господа Иисуса Христа особенного благоволения (см. Ин. 11, 5). Во время Своей земной жизни Господь часто посещал их дом в Вифании, Лазаря называл Своим другом (см. Ин. 11, 11), а незадолго до Своих страданий воскресил Лазаря из мертвых, после того как он находился уже четыре дня во гробе.
После этого события о Лазаре в Священном Писании упоминается еще один только раз, когда за 6 дней до пасхи Господь пришел опять в Вифанию, там был и воскрешенный Лазарь (см. Ин. 12, 1–2). В то время, когда Господь находился в Вифании, многие из иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса Христа, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых. Многие из них убеждались в истине чуда, совершенного Господом, обращались к вере в Него и делались Его последователями. Видя это, первосвященники положили убить и Лазаря (см. Ин. 12, 9–11). Более о Лазаре из Евангелия нам ничего не известно.
Предание говорит, что Лазарь, по воскрешении своем, оставался в живых еще 30 лет, был епископом на острове Кипр, где, подобно апостолам, много потрудился в распространении христианства. И там же мирно скончался. По преданию, Лазарь, будучи епископом, удостоился посещения Божией Матери и получил от Нее омофор, сделанный Ее пречистыми руками.
В IX веке святые мощи праведного Лазаря были обретены в городе Китии, где они лежали в земле, в мраморном ковчеге, на коем было написано: «Лазарь четверодневный, друг Христов». Честное сокровище сие было вынуто из земли и положено в серебряную раку, а при византийском императоре Льве Мудром перенесено в Константинополь и положено в храме во имя праведного Лазаря, построенном еще императором Василием Македонянином.
Воскрешение Лазаря вспоминается Церковью в субботу (Лазареву субботу) 6-й недели Великого поста. Сие чудо было одним из величайших чудес Господа Иисуса Христа: оно яснейшим образом свидетельствовало о Божественном Его всемогуществе и владычестве Его над смертью и вместе с тем служило живым знамением общего нашего воскресения и прообразом воскресения Самого Господа.
Предлагаем также к прочтению статью "Служба Лазаревой субботы: богословие в гимнах".

