Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других
из-за самых неважных причин»
(Праведный Иоанн Кронштадтский)

Когда Фанар не светит…

27 января 2019 года в рамках лектория «Благоволение» при храме преподобной Евфросинии Московской со-стоялась очередная встреча, темой которой стала история раскола с Константино-польской Церковью.

argaiv1793

Перед началом лекции настоятель храма иеромонах Клавдиан (Сафонов) поприветствовал со-бравшихся и представил гостя – главу философского клуба «Катехон», публициста, члена синодальной библейской бого-словской комиссии, члена межсоборного присутствия Русской Православной Церкви Аркадия Марковича Малера.

На этот раз аудитория состояла из прихожан разного возраста, которых прежде всего волнует ситуация, сложившаяся в связи с церковным расколом на Украине. Каковы причины и предыстория происходящих событий? Как к этому относиться? Помочь разобраться в целом ряде вопросов была призвана встреча с А. Малером, который сразу же подчеркнул, что нынешняя ситуация, с одной стороны, уникальная, с другой – подобное случалось и раньше. Многих повергает в шок то, что происходит на Украине начиная с сентября прошедшего года, когда Константинопольский Патриархат вмешался в жизнь Украинской Православной Церкви, являющейся неотъемлемой частью Русской Православной Церкви – Московского Патриархата. Предоставление автокефалии Православной Церкви на Украине противоречит канонам Вселенских соборов и не может иметь законной силы. Но сложившуюся ситуацию нельзя считать неожиданной; по словам Малера, всё вполне логично и даже неизбежно исходя из истории Церкви.

В ходе лекции неоднократно звучало слово Фанар – так называется район Стамбула (когда-то – Константинополя) на южной стороне бухты Золотой Рог, где располагается резиденция Константинопольского патриарха. Фанар переводится с греческого как «светильник», «факел», отсюда происходит и русское слово «фонарь». Сегодня это не только место на карте города с многовековой историей (в древности здесь находился маяк), но ещё и вошедшее в обиход обобщённое наименование Константинопольской Церкви по месту нахождения её священноначалия.

Как заметил в самом начале своего рассказа А. Малер, невозможно говорить об отношениях Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата, если не упомянуть некоторые особенности устройства Вселенской Православной Церкви. К августу 2018 года она представляла собой конфедерацию из 15 поместных автокефальных Церквей. Между ними нет жёсткой зависимости. Не существует и единого центра, но все поместные Церкви спаяны едиными канонами, общей догматикой, общими таинствами. Границы каждой Церкви – чисто территориальные, ни одна из Церквей не носит этнический характер. Каноны Вселенских соборов предписывают епископу (главе той или иной Церкви) управлять только своей епархией, учить только на своей территории.

Константинопольская Церковь возникла тогда, когда апостол Андрей и его ученик Стахий пришли в древний город Византий – в то время небольшую колонию, впоследствии превратившуюся в столицу Римской империи (Новый Рим). В определённый момент кафедра в Константинополе становится вселенской, архиепископ Константинопольский получает титул патриарха. Однако это не давало никаких преимуществ, кроме того, что он жил в столице, рядом с государственной властью.

Римская церковь пала так же, как пал один их первых архангелов, как пал Иуда – один из двенадцати апостолов. Проводя подобные аналогии, Аркадий Малер дал понять слушателям, что падение одной церкви не означает, что пала вся Церковь в целом. В 1448 году Московская митрополия отделилась от впавшей в ересь Константинопольской Церкви. После того как в 1453 году имперскую столицу завоевали турки-османы, Константинопольский Патриархат перестал быть вселенским. Дальнейшая история наполнена примерами принципиальных расхождений в позициях Русской Православной Церкви и Константинополя. В 1993 году произошёл временный разрыв евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом, но и после восстановления отношений они оставались холодными.

И вот уже в связи с недавними событиями на Украине Священным Синодом Русской Православной Церкви вновь принято решение о признании невозможности евхаристического общения с Константинопольским Патриархатом. Это определённым образом касается мирян, в особенности тех, кто совершает паломнические поездки к православным святыням, находящимся за пределами России.

Настоятель храма преподобной Евфросинии Московской иеромонах Клавдиан (Сафонов) напомнил изречение святых отцов о том, что свет мирянам – монахи, а свет монахам – ангелы. Посещение монашеских обителей по-прежнему остаётся притягательным для верующих, паломничество является неотъемлемой составляющей духовной жизни. Многих интересовал вопрос, в каких местах не следует причащаться. И только ли причащаться? Спрашивали и о том, можно ли исповедоваться. Аркадий Малер пояснил, что речь идёт обо всех без исключения таинствах. Исповедь – тоже таинство; значит, исповедоваться там, где нельзя причащаться, также недопустимо. Но разве россиянину непременно нужно посещать Афон, где он по причине догматических разногласий Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата не должен приступать к таинствам? А почему бы не отправиться в поисках духовных наставлений на Валаам или в Оптину? А тем, кто выберет заграничный маршрут, не будет лишним проявить осмотрительность. Например, в Греции необходимо узнавать, к какой Церкви принадлежит тот или иной храм. Всё зависит от того, на чьей территории он находится. Так, на Корфу (Элладская Православная Церковь) исповедоваться и причащаться можно, а на Родосе (Константинопольская Церковь) – нет. «Мир больше, чем Греция. Не вижу глобальной проблемы», – так выразил свою позицию А. Малер. И призвал чаще причащаться в своей стране, у себя на приходе.

Переживаемые сегодня события ставят каждого из нас перед серьёзным моральным выбором. Как подчеркнул Аркадий Малер, Русская Православная Церковь – самая крупная, самая сильная Церковь. Мы должны заниматься миссионерством по всему миру. А для этого людей нужно просвещать. Прозвучавший в финале недавней встречи тезис «Знание – сила» не утрачивает своей актуальности.

Екатерина Лебедева

Фото: Владимир Лычев


  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

НУЖНА ПОМОЩЬ

28.09.2021
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
18.05.2021
Благодарим за помощь Вере Редько Дорогие братия и сестры, 17 мая с.г. был успешно завершен...
15.03.2021
Благодарим за помощь Татьяне Кузнецовой Дорогие братия и сестры! С вашей помощью сбор суммы, необходимой для...
01.02.2021
Помощь нуждающимся В период пандемии социальная служба храма продолжает оказывать помощь людям,...
25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
Все записи →

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube