Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?»
(Святитель Тихон Задонский)

«Боголюбивая и Всемилостивая Мати…»

Сегодня Церковь совершает празднование Боголюбской иконе Божией Матери

argaiv1876

Икона Божией Матери БОГОЛЮБСКАЯ (Боголюбивая)Нет ничего удивительного в том, что событие, которое произошло 865 лет назад, увековечено в русской иконописи: тогда благоверному великому князю Андрею Бо­го­люб­ско­му явилась Сама Пресвятая Богородица. Можно смело утверждать, что это чудесное явление положило начало ико­но­пис­но­му искусству непосредственно на Руси, ведь до той поры иконы привозились из Византии.

В 1155 году Андрей, сын князя Юрия Долгорукого, получил в удел Вышгород, но пожелал переселиться в родные для него Суздальские земли, куда и направился, взяв с собой из Вышгорода древний образ Пресвятой Богородицы. В пути непрестанно служились молебны перед иконой. Радостно встретили князя во Владимире-на-Клязьме, а оттуда Андрей направился было далее, в град Ростов. Однако в нескольких верстах от Владимира кони встали и не хотели идти дальше. Поражённый князь начал молиться, опустившись перед образом на колени. И явилась ему Богородица со свитком в руке, повелев оставить образ Свой во Владимире, а на месте Её явления выстроить обитель. С этого времени икона, вывезенная из Вышгорода, именуется Владимирской, а одной из православных жемчужин в ожерелье Владимиро-Суздальской земли стал Боголюбский монастырь, основанный на том месте, где святой князь сподобился видения Богоматери.

Тогда же по заказу князя Андрея была написана икона Пресвятой Богородицы, известная как Боголюбская (или Боголюбивая). Богоматерь изображается стоящей с поднятыми руками; лик Царицы Небесной обращён к явившемуся Ей Господу Иисусу Христу. В правой руке Богородица держит хартию с молитвой к Её Сыну: да благословит Он место сие, Ею избранное. Известно три основных варианта Боголюбской иконы Пресвятой Богородицы, получивших распространение в разных уголках Руси. К первому относятся иконы, точно копирующие древний образец, где Богоматерь изображена обращающейся ко Господу с молитвенно воздетыми руками. На втором мы видим Божию Матерь вместе с предстоящим перед Ней на коленях благоверным князем Андреем Боголюбским. Третий вариант – «Моление о народе», когда Пресвятая Богородица изображается с молящимся перед Ней сонмом угодников Божиих: московских святителей, благоверных князей и других святых.

Первообраз иконы, XII векПразднование Боголюбской иконе было установлено 18 июня (1 июля по новому стилю). Вплоть до закрытия Боголюбской обители большевиками в 1923 году древний образ оставался в монастыре, где от него совершались многочисленные чудотворения. В настоящее время икона XII века находится во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике.

При нашествии хана Батыя в XIII веке храм в честь Рождества Богородицы, где хранился дивный образ, был сожжён, и только Боголюбская икона чудом осталась невредимой. Во время нашествия Тамерлана в конце XIV века Боголюбивая икона Божией Матери вместе с Владимирским образом была увезена в Москву для спасения от татарских полчищ. В день встречи икон у стен Москвы Пречистая Богородица явилась хану Тамерлану во сне и повелела оставить русские пределы, и татары в страхе бежали. После этого чуда Владимирскую икону решили оставить в Москве как благословение Божие и защиту новой столице, а Боголюбская икона была возвращена во Владимир и поставлена вновь в Боголюбской обители.

Особенно прославилась Боголюбская икона чудесами исцеления и предохранения от губительных поветрий. В 1771 году Владимирскую землю постигло страшное бедствие – эпидемия моровой язвы (чумы). Все усилия остановить болезнь были тщетны, множество людей умирало в страшных мучениях. Так прошел весь сентябрь 1771 года. Уповая на помощь Божию, народ и духовенство обратились к властям с просьбой внести в город Владимир для совершения молебна и крестного хода древнюю святыню – Боголюбскую икону. Но городское начальство некоторое время сомневалось, запуганное уверениями лекаря-протестанта Флейшера в том, что якобы при стечении большого количества народа эпидемия усилится. И всё же власти уступили: 22 октября икона была внесена в город, совершены всенародные молебствия, и из числа 200 заболевших умерли лишь трое, остальные получили исцеление, а в ноябре чума и вовсе прекратилась. Лекарь-немец восклицал: «Боже мой, это чудо!» и вместе с семьёй перешёл из лютеранства в Православие.

Тогда же жителями Владимира было составлено через духовную консисторию ходатайство Екатерине II о дозволении проведения ежегодных крестных ходов с Боголюбской иконой Божией Матери. Разрешение было получено в 1772 году, и с тех пор установилась эта благочестивая традиция. Стечение народа в этот день было огромным – в крестном ходе участвовало до 18 тысяч человек. Уже за несколько дней до праздника все городские гостиницы были переполнены приезжими. В день совершения крестного хода не работали никакие гражданские и учебные заведения, закрывались присутственные места и частные магазины; весь город жил единым порывом – достойно встретить Божию Матерь в Её чудотворной Боголюбской иконе. Все городские власти также принимали участие в крестном ходе, идя вслед за духовенством. Далее бесчисленной толпой следовал простой народ. В течение целого месяца Боголюбская икона пребывала в городе – её носили во все приходские храмы, а также по частным домам для совершения молебнов. За три воскресных дня крестным ходом обходили по частям весь Владимир, а накануне дня памяти Боголюбской иконы её возвращали в обитель.

После закрытия в 1923 году Боголюбского мужского монастыря икона Боголюбивой Божией Матери была передана группе верующих села Боголюбова, но затем конфискована в музей, в ведении которого пребывает и до сего времени. Ныне в возрождённой Боголюбской обители (теперь здесь находится женский монастырь) в большом соборе стоит одна из чудотворных копий Боголюбивой иконы, написанная в конце XIX века.

В наши дни восстановлена традиция крестного хода, который совершается ежегодно накануне дня празднования в честь Владимирской иконы Божией Матери и памяти святых равноапостольных Константина и Елены. На крестный ход выносится один из списков Боголюбивой иконы. Вечером 2 июня сестры Боголюбской обители с духовенством и богомольцами торжественно направляются с иконой в храм святых равноапостольных Константина и Елены Свято-Алексеевского монастыря города Владимира. В течение целого месяца Боголюбская икона по древней традиции пребывает в городе: её носят крестными ходами во все приходские храмы, а 30 июня вечером, накануне дня памяти Боголюбской иконы, её торжественно возвращают в обитель.


Подготовлено Екатериной Лебедевой
по материалам
Свято-Боголюбского женского монастыря

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

НУЖНА ПОМОЩЬ

20.07.2022
Помощь пострадавшему от пожара храму По благословению настоятеля храма преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, архимандрита...
17.06.2022
Сбор продуктов По благословению Святейшего Патриарха продолжается СБОР ПРОДУКТОВ ДЛЯ БEЖEНЦЕВ...
15.06.2022
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В новой церковной лавке (у свечницы) находится книга взаимопомощи, в...
14.06.2022
Благодарим за помощь в сборе средств на лечение Кати Лебедевой Дорогие братия и сестры! С вашей помощью сбор суммы, необходимой для...
Все записи →

В соц. сетях

Видеохостинги