Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов
на каждый день

«Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Спас Нерукотворный и святитель Алексий Московский

Спас Нерукотворный. Византийская икона XIV века. Государственный Исторический музей, Москва.29 (16) августа Церковь празднует Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа нашего Иисуса Христа.

argaiv1033

Почитание Нерукотворного Спаса началось на Руси с приходом христианства, а так называемый «Третий» («Хлебный» или «Ореховый») Спас прочно вошел в народный календарь. Но особым смыслом для русских православных наполнился этот день после 1355 года, когда произошло чудесное спасение на море святителя митрополита Алексия и его спутников.

Стяг «Всемилостивейшего Спаса» (1552). Оружейная палата.Тогда, 662 года назад, в одном дне сложилось всё: возвращение на родину нового митрополита, которому были уготованы поистине великие дела, основание обители, связан-ной с именами сразу трех столпов Православия: святителя Алексия, преподобного Сергия Радонежского и преподобного Андрея Рублева. Да и сам праздник, на который выпало спасение святителя сотоварищи, оказался более чем символичен: в день Торжества иконопочитания, то есть утверждения возможности богопознания телесными очами, на Русь прибыл первый митрополит-паламист, митрополит-исихаст, который отстаивал идею познания Божества очами духовными, лицезрения нетварного света, то есть Божественных энергий.

С какой же целью владыка Алексий ездил в Царьград и провел там два года? Какие события предшествовали чуду 29 августа 1355 года? Об этом речь ниже.

Святитель Феогност, митрополит Киевский и всея Руси. Фрагмент иконы.В 1353 году скончался митрополит Киевский и всея Руси Феогност.

Давно выбранный им в приемники его ближайший помощник в течение последних пятнадцати лет жизни епископ Владимирский Алексий отправляется в Константинополь для прохожде-ния, казалось бы, формальных процедур.

Однако прибыв на Босфор, Алексий попал в эпицентр очередной смуты, раздиравшей Империю.

Иоанн VI Кантакузин и члены духовного собора 1351 года. Миниатюра из сборника богословских трудов Иоанна Кантакузина.Престол вот уже шесть лет занимал победивший в гражданской войне Великий доместик Империи Иоанн Кантакузин.

При этом «побежденный» им малолетний император Иоанн V Палеолог пребывал вовсе не в тюрьме или ссылке, а в собственном дворце в двухстах километрах от Константинополя, числился формальным соправителем и, мужая, ждал удобного момента чтобы вернуться к власти. Кантакузин понимал шаткость положения и решил венчать на царство своего сына Матфея. Но патриарх Каллист, принципиальный законник, наотрез отказался делать это и приготовился покинуть кафедру в знак протеста.

На политическом небосклоне Византии начала восходить звезда Филофея Коккина, который сыграет важнейшую роль в жизни Алексия и всей русской церкви.

Святитель Филофей, Патриарх Константинопольский Икона из монастыря Ватопед.Главный претендент на патриарший престол, соратник и ставленник Иоанна Кантакузина митрополит Гераклейский Филофей был известен как яркий и пламенный паламист, впоследствии он составил житие и службу святителю Григорию Паламе.

Очевидно, что настолько близкие и теплые отношения Филофея и Алексия сложились именно на почве приверженности учению Паламы.

«Если бы Алексий держался в вопросе паламизма нейтральной позиции, то не могло бы образоваться столь тесного сближения с Филофеем. Только единомыслие могло их сблизить1

По смещении в августе 1353 года с патриаршего престола Каллиста, который отказался короновать Матфея Кантакузина, Филофей Коккин был поставлен патриархом.

Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский. Византийская икона XV века из собрания ГМИИ им. Пушкина, Москва.На собор, утвердивший это решение, в феврале 1354 года приехал сам Григорий Палама. Об этом нет прямых свидетельств, но у нас нет сомнений в том, что патриарх Филофей познакомил Алексия со знаменитым архиепископом Фессалоникий-ским.

Окончательно вступив в должность, Филофей приступил к подготовке рукоположения Алексия. Об их полном единомыслии говорит то, что все требования Алексия, с которыми тот ехал из Москвы, были безоговорочно поддержаны новым патриархом.

Приход послов патриарха Филофея к Сергию Радонежскому. Клеймо житийной иконы преподобного Сергия.Так, в непокорный Великий Новгород вслед за «пряником» — пожалованием полиставриона архиепископу Моисею (в Византийской империи до XII века в полиставрион — фелонь со множеством нашитых на неё или вытканных на ней крестов — облачались преимущественно патриархи, в XII—XV веках постепенно выходил из употребления и заменялся саккосом, а в Русской Православной Церкви в полиставрион облачались исключительно высшие иерархи — всероссийские митрополиты) — пошел «кнут» — патриаршая грамота, требующая от новгородцев сугубого подчинения владимирскому митрополиту. Буквально под диктовку Алексия писались акт об официальном переносе русской кафедры из Киева во Владимир и грамота для Сергия Радонежского.

В апреле 1354 года состоялось венчание на царство Матфея Кантакузина. Торжество омрачилось известием о пленении турками Григория Паламы, который плыл в Константинополь.

Спас Нерукотворный. Византийская икона XIV века. Государственный Исторический музей, Москва.Поставление самого Алексия состоялось только в июле, так как ко всеобщему неудовольствию в Царьград прибыл кандидат Литвы Роман, что затормозило процесс. Но наконец, Алексию, помазанному и облаченному в митру, в соборе Святой Софии вручили драгоценную грамоту — решение Константинопольской патриархии о переводе митрополичьей кафедры из находившегося под властью Литвы Киева во Владимир, — воистину судьбоносную грамоту! Патриарх Филофей в качестве благословения вручил Алексию икону. И это была икона «Спас Нерукотворный».

Казалось, можно было ехать домой, но тут произошел новый виток византийской смуты. Иоанна Кантакузина свергли, единственным императором стал поддерживаемый генуэзцами Иоанн V Палеолог, а вслед за ним в столицу вернулся и патриарх Каллист. Филофей без сопротивления уступил первосвятительский престол и удалился на Афон (на 10 лет он станет игуменом Великой Лавры св. Афанасия). Так как в то же время в Константинополе продолжал мутить воду ставленник Ольгерда Роман, а все решения Филофея могли быть запросто отменены Каллистом, Алексию пришлось задержаться в Царьграде еще на целый год, пока окончательно не были улажены все дела (Роман, точнее стоявший за ним Ольгерд, все-таки добился своего и стал митрополитом, но митрополитом специально под него созданной Литовской митрополии, Алексий же оставался митрополитом Киевским и всея Руси).

Иоанн V Палеолог, император Византии.Стоит отметить, что правление Иоанна V только усугубит несчастное положение Империи. Чая помощи Запада в борьбе с турками, он в 1369 году поедет в Рим, где торжественно исповедует веру по латинскому обряду. Тем не менее помощи Палеолог не дождется. Более того, на обратном пути Иоанна задержат в Венеции, и он будет унизительно ждать выкупа с родины. В виду неудач на Западе Иоанн Палеолог согласится стать данником и вассалом султана. Что не помешает туркам овладеть Фессалониками и помочь в 1376 году Андронику IV отнять у отца престол: Иоанн Палеолог вместе с остальными сыновьями будет брошен в тюрьму.

Но вернемся к митрополиту Алексию. В августе 1355 года, после двухлетнего пребывания в граде Константина, несмотря на неблагоприятную погоду, русская делегация наконец-то отправилась в обратный путь.

Страшная четырехдневная буря чуть не потопила судно. Митрополит как мог ободрял спутников и команду, непрерывно молился. В самую ужасную, четвертую, ночь, когда все уже распрощались с жизнью, владыка Алексий дал Господу обет основать на Руси монастырь в честь того праздника, который выпадет на день их спасения. Как мы уже знаем, русичи ступили на твердую землю 16 августа. Через три года в трех верстах к востоку от Москвы был освящен общежительный в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь.

Святитель Алексий благословляет преподобного Андроника на игуменство. Клеймо житийной иконы святителя Алексия.Вскоре после возвращения в Москву Алексий едет к преподобному Сергию. За время отсутствия святителя монах Сергий был рукоположен в священнический сан и утвержден игуменом Троицкого монастыря. Митрополит просит преподобного отпустить своего ученика Андроника для основания общежительного в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастыря. Сергий исполняет его просьбу и сам приходит к месту постройки обители, чтобы дать благословение.

Спасская обитель станет первым «дочерним» монастырем Свято-Троицкой Лавры. Первой из сорока.Спасо-Андроников монастырь. Фотоальбом издательства »Советский художник», 1967 года.

Святитель Алексий поместил в новопоставленном храме ту самую икону Спасителя, подаренную им патриархом Филофеем (ныне она находится в Государственном Историческом музее). А также, видимо, подчеркивая связь монастыря со своим путешествием и спасением на море, назвал впадавший в Яузу безымянный ручей «Золотым Рожком» по аналогии с заливом Золотой Рог, в устье которого находится историческое ядро Константинополя. По ручью впоследствии получили свои названия Золоторожская набережная, Золоторожская улица, Золоторожский Вал, Верхний Золоторожский переулок, Средний Золоторожский переулок и Золоторожский проезд. Землю под новый монастырь выделил из своих владений Великий князь Иван Иванович, отец Дмитрия Донского.

Подпись: преподобного Андрей Рублев расписывает Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря. Миниатюра Лицевого Летописного свода, XVI в.Примерно через четыре десятка лет в Андрониковом монастыре при игуменстве преподобного Саввы под именем Андрей примет постриг «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости», автор великой «Троицы», изограф, который по слову преподобного Иосифа Волоцкого, «сумел ум и мысль возносить к невещественному и Божественному свету». Тому свету, видение которого исповедовали отцы-исихасты: Григорий Палама, Филофей Коккин, Алексий Московский, Сергий Радонежский.

Таким образом, по Божьему промыслу истина Православия, торжество богопознания через лицезрение как святых икон, таких как «Спас Нерукотворный» или «Троица», так и нетварного Фаворского света в священном безмолвии (исихии), проделав нелегкий путь с берегов Золотого Рога к берегам Золотого Рожка, с новой силой воссияли на русской земле, предвосхищая скорое возвышение Третьего Рима вследствие падения Второго.

Подпись: Воздух «Спас Нерукотворный с предстоящими. Мастерская великой княгини Марии Александровны, 1389 года. Государственный Исторический музей, Москва. Крайний слева в деисисе – святитель Алексий Московский.




Игорь Рыжов

-—
1 - Концевич И.М. Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси. Париж, 1952.

Иллюстрации:
http://www.intur.biz/
http://www.icon-art.info/
http://www.stsl.ru/
https://commons.wikimedia.org
https://pastvu.com
www.icon-art.info
http://svt-aleksiy.ru/




  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

НУЖНА ПОМОЩЬ

21.11.2021
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В новой церковной лавке (у свечницы) находится книга взаимопомощи, в...
18.05.2021
Благодарим за помощь Вере Редько Дорогие братия и сестры, 17 мая с.г. был успешно завершен...
15.03.2021
Благодарим за помощь Татьяне Кузнецовой Дорогие братия и сестры! С вашей помощью сбор суммы, необходимой для...
01.02.2021
Помощь нуждающимся В период пандемии социальная служба храма продолжает оказывать помощь людям,...
25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
Все записи →

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube