Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Все мы были в свое время крещены и принесены в храм для посвящения Богу. Это самое важное событие в нашей жизни, благодаря которому мы получили возможность жить духовной жизнью»
(Священномученик Сергий Мечёв)⁠

430 лет учреждению Патриаршества в России

23 января (5 февраля по н.ст.) 1589 года митрополит Иов был избран первым Патриархом Московским и всея Руси.

argaiv1654

К этому моменту русская церковь де-факто пользовалась полной независимостью уже 140 лет, однако предстоятель по-прежнему носил титул митрополита, да и с признанием автокефалии со стороны Поместных православных церквей всё было неоднозначно.

В 1547 году Россия стала Царством и по идее фигура Патриарха уже тогда должна была появиться рядом с фигурой Царя. Но, с одной стороны, сам Иоанн Грозный не хотел ни с кем делить власть, с другой — отношения с греками продолжали оставаться напряженными, и на признании патриаршества в то время можно было даже не надеяться.

Но «всему свое время, и время всякой вещи под небом» (Екк. 3:1)

Царь Феодор Иоаннович (парсуна XVII века, копия XIX века)Скончался царь Иоанн Васильевич, на престол взошел его благочестивый сын Феодор.

17 июня 1586 года в Москву прибыл Антиохийский патриарх Иоаким V Дау. Цель визита Блаженнейшего Иоакима была понятна — на его кафедре висел гигантский долг в восемь тысяч золотых, образовавшийся из-за вынужденных трат Иоакима на борьбу с лжепатриархом Михаилом. Этим подарком судьбы московские бояре немедля воспользовались. Ведь впервые в истории один из Восточных Патриархов лично приехал в Москву. Оказав святейшему все возможные почести, ему вместе с тем сразу указали на его место — место просителя милостыни. Когда Иоаким вошел в Успенский собор, к нему во всем великолепии облачения подошел митрополит Дионисий и... благословил ошарашенного такой наглостью грека. Патриарха не пригласили служить литургию и не предложили хотя бы пройти в алтарь.

«Бедный восточный проситель простоял у заднего столпа Успенского собора в продолжение всей службы» (В.И. Петрушко. Курс лекций по истории Русской Церкви)

«Бедный титулованный гость должен был почувствовать свою малость пред настоящим главой реально (а не номинально) Великой Церкви» (А.В. Карташев. Очерки по истории Русской Церкви. Том 2)

Царь Борис Годунов. Миниатюра из Царского титулярника. Москва, XVII в.После психологической обработки начались переговоры, предмет которых был прост: Иоакиму нужны деньги, русским — патриаршество. Государя Феодора Иоанновича представлял его шурин, ближний боярин, и конюший Борис Федорович Годунов. Будущий царь Борис понимал, что Антиохийский патриарх при всём желании не мог в одиночку решить «русский вопрос». Поэтому он просто высказал настойчивое пожелание Государя Всероссийского и просил Иоакима испросить благословение всех Патриархов и освященного собора. Иоаким обещал и отбыл восвояси с богатой милостыней, как для себя, так и для трех остальных патриархов. Царь также просил молитв об упокоении души отца и о даровании им с Ириной наследника.

Патриарх Константинопольский Иеремия IIПрошло два года. В июне 1588 года на смоленских рубежах неожиданно появился еще один Патриарх. На этот раз Вселенский. Константинопольский святейший Иеремия II Транос, уже известный за твердое стояние за православные догматы в полемике с католиками и лютеранами, вернулся из изгнания на престол и нашел казну совершенно пустой, а соборный храм превращенным в мечеть. Средства требовались немалые, а получить их можно было в одном месте на земле – в столице Православного Царя.

Иеремию сопровождали митрополит Монемвасийский Иерофей и архиепископ Элассонский Арсений. Будущий святитель Арсений присоединился к делегации во Львове, где преподавал греческий язык в братской школе и хорошо знал русский язык и русские реалии; впоследствии он навсегда останется в России и отойдет ко Господу Архиепископом Суздальским и Тарусским.

Соборного решения, которого два года так ждали в России, у Иеремии не было. Он вообще якобы был не в курсе переговоров с Иоакимом Антиохийским. Пришлось всё начинать сначала.

На этот раз Борис Годунов твердо решил довести задуманное до конца, для чего срежиссировал и разыграл целый дипломатический спектакль. Убедившись, что свалившийся как снег на голову грек, действительно никто иной как Вселенский патриарх, русские устроили ему пышную встречу: сперва в Смоленске, затем и в Москве. Разместили Иеремию с сопровождавшими на подворье рязанского архиепископа. Вскоре состоялся торжественный прием у царя. Патриарх привез в Москву множество драгоценных святынь: шуйцу апостола Иакова, перст Иоанна Златоуста, частицу мощей св. императора Константина. Иеремию в ответ одарили кубками, деньгами, соболями и бархатом.

Обмен любезностями закончился, и начались рабочие будни. Как и два года назад, за стол переговоров сел Годунов. Важно отметить, что греки жили в Москве в прекрасных условиях, обеспеченные всем необходимым, но при этом к ним круглосуточно была приставлена стража, несанкционированные контакты с внешним миром не допускались. В такой жесткой изоляции они чувствовали себя скорее почетными пленниками, чем желанными гостями. Впрочем, это была обычная практика русского Посольского приказа, направленная на предупреждение шпионажа, тем более что Годунов был проинформирован о встречах Иеремии с поляками на пути в Россию.

Святитель Арсений Элассонский, СуздальскийПереговоры шли тяжело. Иеремия сначала просто отказывался, потом ссылался на необходимость соборного решения всех восточных патриархов, но русские твердо решили не отпускать Святейшего без положительного решения. Когда дискуссия зашла в тупик, греков оставили в покое. Несколько месяцев их не удостаивали визитами высокие сановники. Окружение Патриарха, истомившись в московской «золотой клетке», дрогнуло: Арсений Элассонский начал активно поддерживать русскую сторону.

Тогда Иеремия сделал неожиданный ход. Он согласился с тем, что в России должен быть Патриарх и сообщил царю, что... решил сам здесь остаться. Конечно, это было неприемлемо. Патриархом хотели иметь природного русского. Да и царь Феодор не собирался портить отношения с турецким султаном, который воспринял бы подобное действие как враждебное, в два счета заставил бы Собор низложить Иеремию и выбрать другого Патриарха. Последовал ответный гроссмейстерский ход: Годунов передал Иеремии, что Государь согласен на его предложение, но с условием пребывания Патриарха во Владимире. Во-первых, это почетная древнейшая кафедра. Во-вторых, в Москве уже есть свой митрополит (к этому времени им стал Ростовский архиепископ Иов), ибо «да не будет двух епископов во граде» (I Всел., 8). Иеремия взбунтовался. «Патриарх должен быть при царе», — заявил он. Даже греки прекрасно понимали, что «стольный град» Владимир давно превратился в глухую провинцию. «Владимир хуже Кукуза!», — шептал Патриарху Иерофей Монемвасийский.

Таким образом Иеремии не оставалось ничего иного, как рукоположить Патриархом одного из русских архиереев.

Свт. Иов, патриарх Московский и всея Руси. Икона. 1989 г. (Данилов монастырь, Москва)23 января 1589 года произошло избрание Патриарха Московского царем Феодором Иоанновичем из трех кандидатов, выбранных тайным голосованием священным собором. Ожидаемо кандидатуры Александра, архиепископа Новгородского, и Варлаама, архиепископа Крутицкого, были отвергнуты. Первым русским Патриархом был наречен Иов, Митрополит Московский.

26 января в Успенском соборе состоялось церемония поставления Патриарха.

Предложенный греками чин интронизации показался русским слишком простым, поэтому был разработан специальный чин как при хиротонии. Таким образом Иов прошел уже через третью в своей жизни архиерейскую хиротонию, так как его до этого рукополагали при поставлении на Коломенскую епископскую кафедру, затем – при поставлении в Московские Митрополиты, и вот теперь – при возведении на Патриаршество.

Иов совершил объезд Москвы «на осляти» с окроплением града святой водой, а на следующий день новоиспеченный Патриарх Иов позвал к себе в гости Иеремию. Здесь произошла трогательная сцена будто из жития святых:

«Когда Патриарх Иеремия захотел взять благословение у новопоставленного Московского Патриарха, Иов сказал ему: «Ты мне великий господин, и старейшина, и отец; от тебя принял я благословение и поставление на патриаршество, и ныне тебе же подобает нас благословить». На что Иеремия отвечал: «Во всей подсолнечной один благочестивый Царь, а впредь что Бог изволит; здесь подобает быть Вселенскому Патриарху, а в старом Цареграде за наше согрешение вера христианская изгоняется от неверных турок». И затем оба Патриарха благословили друг друга и облобызались» (Митрополит Макарий (Булгаков). История русской церкви (Том 9))

В связи с учреждением Патриаршества в Русской Церкви произошли серьезные структурные изменения. Вскоре после Патриаршей интронизации состоялось поставление в митрополиты Александра Новгородского и Варлаама Ростовского. Затем на степень митрополий были возведены Казанская епархия, где митрополитом стал будущий святитель Ермоген, и Крутицкая епархия. Архиепископиями определено было стать шести епархиям: Тверской, Вологодской, Суздальской, Рязанской, Смоленской, а также еще не существовавшей к тому времени Нижегородской. К двум прежним епископиям – Черниговской и Коломенской – было решено добавить еще шесть: Псковскую, Белозерскую, Устюжскую, Ржевскую, Дмитровскую и Брянскую.

Начался Великий Пост, и Патриарх Иеремия стал проситься домой, в Стамбул. Борис Годунов просил его повременить, ссылаясь на весеннюю распутицу. На самом деле в царской канцелярии полным ходом шла подготовка официального документа об учреждении Патриаршества на Москве – т.н. «уложенная грамота». Причем в ней уже, авансом, говорилось о согласии всех Восточных Патриархов, а также о концепции «Москва – Третий Рим»:

«Понеже убо ветхий Рим падеся аполинариевою ересью, вторый же Рим иже есть Констянтинополь агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем, твое же, о, благочестивый царю, великое российское царствие третий Рим благочестием всех превзыде и вся благочестивая царствия в твое воедино собрася, ты един под небесем хрестьянский царь имянуешися во всей вселенной, во всех хрестьянех»

Отдельным предметом переговоров стало место Московского Патриарха в диптихе. Русские претендовали на соответствующее их фактическому статусу высокое, а именно, третье место – после Константинопольского и Александрийского. Однако Иеремии в данном вопросе удалось настоять на необходимости Соборного решения Восточных Патриархов.

Лишь после подписания хрисовула обласканный и щедро одаренный царем Иеремия 19 мая 1589 года уехал домой.

Грамота Константинопольского Собора 1590 года об основании Московского ПатриархатаДва года спустя тырновский митрополит Дионисий доставил в Москву томос за подписью патриархов константинопольского Иеремии, антиохийского Иоакима и иерусалимского Софрония, сорока двух митрополитов, девятнадцати архиепископов и двадцати епископов. В томосе содержалось одобрение поставления Иова в Патриархи и подтверждалось право впредь поставлять патриархов «Московским Собором». Однако в документе за патриархом Иовом утверждалось только пятое место в диптихе, что вызвало недовольство царя, бояр и церкви.

На томосе 1590 года отсутствовала подпись еще одного Восточного Патриарха – Мелетия Александрийского. Последний конфликтовал с Иеремией и поначалу говорил о неканоничности его действий в Москве. Однако впоследствии он изменил своё мнение, и на Соборе 1593 года был подготовлен еще один томос, подписанный на этот раз всеми четырьмя Патриархами. В нем говорилось о том, что Патриаршество на Москве, в городе православного царя, целиком законно, и что в дальнейшем право избрания Московского Патриарха будет принадлежать российским архиереям. Но желанного третьего места Московскому Патриарху все же не предоставили. Собор 1593 года снова подтвердил только пятое место Русского Первосвятителя в диптихах. Которое сохраняется и поныне.

Игорь Рыжов

Иллюстрации:

http://www.museum.ru

https://upload.wikimedia.org

http://www.ruvera.ru

http://www.pravenc.ru

http://www.rusarchives.ru

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
14.10.2019
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
10.10.2019
Приглашаются волонтеры на фасовку народных обедов в Троице-Сергиевой Лавре По субботам требуются волонтеры для фасовки народных обедов в Троице-Сергиевой...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube