Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«В воплощении Господь принял в Себя человеческую сущность, а преобразившись на Фаворе – явил первообразное великолепие образа»
Преподобный Иустин (Попович)

Роль святителя Алексия в истории

Алексий, митрополит Московский. Москва, вт. пол. XVII в. ГТГГенерал-фельдмаршалу Миниху приписывают такие слова: "Русское государство обладает тем преимуществом перед другими, что управляется непосредственно самим Богом, иначе невозможно понять, как оно до сих пор существует".

argaiv1366

Навряд ли Христофор Антонович был хорошо знаком с историей России, но то, что этот немец за без малого полвека, прожитого в нашем богоспасаемом отечестве понял суть вещей, не подлежит сомнению.

Действительно, в самые тяжелые времена, когда само сущест-вование русского государства оказывалось под угрозой, когда по всем законам человеческой логики русская цивилизация должна была исчезнуть, как некогда исчезли древние цивилизации Востока, Всемилостивый Бог посылал России людей, менявших правила игры, бравших на себя крест, казавшийся для всех неподъемным, отдававших себя без остатка общему делу.

Таковыми были Александр Невский, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, Михаил Кутузов. Таким человеком вне всякого сомнения был и митрополит Киевский и всея Руси Алексий.

Человек, еще в юности выбравший для себя келью и безмолвие, получил от Господа послушание в виде управления страной мало того, что огромной, мало того, что угнетаемой иноверными и теснимой инославными, так еще и изнутри раздираемой на части расплодившимися потомками Рюрика.

"Отче Святый! Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы." (Ин. 17,11) Эту Христову заповедь Алексий усвоил от юности своей. Эхом из маковецкого леса отозвался призыв преподобного Сергия, дабы "взиранием на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира".

Единство Руси — вот та цель, к которой святитель стремился всю свою жизнь, над которой работал неустанно, о которой молил Господа день и ночь, за которую шел на смерть.

Исцеление ханши Тайдулы. Клеймо житийной иконы кон. XV в. из Успенского собора Московского Кремля. ГТГДа, Алексий явил поразительное бесстрашие: два раза он ездил в Орду, причем обе поездки сопровождались угрозами нового нашествия и отнюдь не гарантировали успеха его миссии.

"Два эти путешествия святителя Алексия в Орду, — пишет историк А. В. Горский, — поставили его высоко в мнении современников и прославили его в родах грядущих, как чудотворца и отечестволюбца".

Год он просидел в плену у Ольгерда Литовского в ожидании верной гибели (последующий пример святителя Дионисия Суздальского доказал обоснованность этих страхов). Два года в Константинополе он терпеливо ждал рукоположения и решения важнейших вопросов. В первую очередь — о судьбе русской митрополии и переносе кафедры во Владимир. Там святитель также чуть не погиб, попав сначала в круговорот мятежа против императора Иоанна Кантакузина, а затем в буре на Черном море.

Но никакие превратности судьбы, точнее, козни врага рода человеческого, не могли остановить того, с кем был Бог. Ведь, по слову Иоанна Златоуста, "Нет никого сильнее огражденного помощью свыше, и нет никого слабее лишенного этой помощи".

Эти слова можно смело отнести и к Москве. Молитвами святых угодников и трудами князей этот маленький городок на западной границе Владимирской земли вырос и окреп, возвысил свой голос и заявил о себе как о точке сбора раздробленной Руси. Надо признать, что выбор был сделан до Алексия: его отцом, черниговским боярином Федором Бяконтом, переехавшим с берегов Десны на службу Даниилу Александровичу; ханом Узбеком, выдавшим князю Юрию Даниловичу ярлык на великое княжение Владимирское; митрополитом Петром, выбравшим Москву местом своего упокоения и тем самым благословившем этот город.

И Алексий, будучи крестником Ивана Калиты, всю жизнь отстаивал интересы Москвы и московских князей. Не последнюю роль при этом сыграло то обстоятельство, что Первосвятитель стал, согласно духовной грамоте великого князя Семена Ивановича, попечителем его младших братьев — князей Ивана и Андрея. По смерти же Ивана Алексий становится опекуном малолетнего сына и наследника великого князя — Дмитрия (будущего Донского).

Это был беспрецедентный случай, когда архипастырь стал фактически главой государства. Подобное стало возможным благодаря высочайшему авторитету, который имела Церковь на Руси в это тяжелейшее время, ибо в ней народ видел главный залог единства, и непререкаемому авторитету же самого митрополита благодаря его безупречному нравственному облику.

"Святителя Алексия, — по замечанию историка Е. Е. Голубинского, — обстоятельства времени поставили во главе государственного управления, так что он был митрополитом и в то же время первым государственным человеком, главою боярской думы своих князей".

Прп. Сергий затворяет церкви в Нижнем Новгороде. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, Москва, XVI векСвою верность объединительной политике Московских князей митрополит Алексий засвидетель-ствовал и в то время, когда малолетством Дмитрия Москов-ского воспользовался князь Дмитрий Константинович Суздальско-Нижегородский. Последний добыл себе ярлык на великое княжение у свергнувшего Бердибека хана Навруза. Однако за полвека, прошедшие со времени, когда Калита закрепил за Московским домом великокняжеское достоинство, уже успела окрепнуть в сознании русских людей идея единения Руси вокруг Москвы. То, что начиналось как личное дело Московских князей, уже стало всенародным чаянием. Поэтому за князя-отрока мгновенно вступились его бояре и митрополит, душой болевшие за продолжение объединительной политики Московской династии. Великое княжение удалось вернуть Дмитрию Ивановичу уже к 1363 году. В этом была великая заслуга святителя Алексия.

Святитель стал воспитателем Дмитрия и оставался его ближайшим советником вплоть до своей кончины в 1378 году.

Прп. Сергий затворяет церкви в Нижнем Новгороде. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, Москва, XVI векМитрополит Алексий использовал авторитет церкви, чтобы предотвращать княжеские междоусобицы. Когда Борис Константинович Городецкий взбунтовался против старшего брата Дмитрия, митрополит направил в Нижний Новгород преподобного Сергия, благословив его в качестве крайней меры затворить в городе все церкви. Когда же и это не смогло смирить Бориса, по благословению митрополита к устью Оки отправилась московская рать. Гордый князь уступил, и Нижний принял законного правителя — Дмитрия Константиновича, в тот момент превратившегося из противника в верного союзника Москвы и нареченного тестя великого князя Дмитрия.

Именно Алексий устроил столь важный в политическом значении и столь счастливый брак Дмитрия с Евдокией Суздальской (в будущем — преподобной Евфросинией Московской).

После литовского похода на Москву 1368 года митрополит Алексий, дабы другим было неповадно, наложил анафему на союзных Ольгерду русских князей: Михаила Александровича Тверского и Святослава Ивановича Смоленского.

После нескольких лет ожесточенной борьбы за Владимирский стол тверской князь смирился и признал старшинство Москвы. Мирный договор был заключен при посредстве святителя Алексия. В нем читаем: "По благословению отца нашего митрополита всей Руси князь тверской дает клятву за себя и за своих наследников признавать великого князя московского старшим своим братом, никогда не искать Владимирской вотчины и не принимать ее от хана".

Нужно четко понимать, что Алексий встал во главе государства, как митрополит ВСЕЯ Руси — ВСЕГО обширного русского мира, а не одного княжества, пусть даже Великого Владимирского. Ведь девятилетний Дмитрий "не был царем всея Руси, в то время как церковная власть Алексия распространялась на польские, тверские и литовские земли, правители которых были вовлечены в борьбу, с их точки зрения, вполне законную, против первенства Москвы" (о. Иоанн Мейендорф. Византия и Московская Русь).

Но, получив огромную власть, святитель не скатился в папоцезаризм, но терпеливо воспитывал Дмитрия, наставлял, помогал, направлял, по мере взросления князя все больше отходя на второй план. Мудрость и святость митрополита Алексия проявились в том, что он не воспользовался слабостью государственной власти для того, чтобы возвысить над ней Церковь. Святитель помнил слова Спасителя: "Царство Мое не от мира сего" (Ин. 18, 36), которые святитель Алексий поставил во главу угла своей деятельности на благо Церкви и государства.

Олицетворяя образ епископа-правителя, епископа-политика, митрополит Алексий "свои блестящие дарования... посвятил работе над созданием московского государства, и сделал для него больше, чем кто-либо из князей — потомков Калиты" (Федотов Г. П. Святые Древней Руси).

Главным результатом работы Алексия как главы московского правительства стало воспитание национального вождя, вождя победы на Куликовом поле — Дмитрия Донского.

В решающие моменты борьбы с Тверью, Нижним Новгородом и Литвой успех Москвы в значительной мере обеспечивался его участием. Алексий понимал: если Русь не станет великой и свободной от Орды и Литвы державой, она потеряет не только государственность, но, неминуемо, и православную веру. Интересы Церкви и государства в этом историческом промежутке сошлись как никогда тесно.

Благодаря святителю Алексию все действия Москвы подкреплялись и престижем Константинопольского патриархата. Когда русско–литовское противостояние грозило окончательно расколоть единую митрополию, священноначалие Вселенской Православной Церкви решительно встало на сторону Москвы. В 1370 году патриарх Филофей подтвердил постановление, "чтобы литовская земля ни под каким видом не отлагалась и не отделялась от власти и духовного управления митрополита Киевского" (то есть Алексия, — И.Р.).

Святитель Филофей, патриарх КонстантинопольскийВ разгар литовщины патриарх обратился с посланиями к митрополиту Алексию и русским князьям. Филофей полностью одобрил деятельность Алексия и советовал ему и впредь обращаться в Константинополь по церковным и государственным делам ввиду того, что русский "великий и многочисленный народ" требует и великого попечения: он "весь зависит от тебя (Алексия, — И.Р.), и потому старайся, сколько можешь, поучать и наставлять его во всем".

Филофей убеждал всех русских князей оказывать почтение и послушание митрополиту как представителю патриаршей власти, заместителю самого патриарха, "отцу и учителю душ". Одновременно глава Вселенской Церкви решительно осудил нападения Литвы на Москву, а князей, помогавших литовцам, заклеймил как нарушителей божественных заповедей.

Эпоха Куликовской битвы ознаменовалась не только возглавленным Москвой патриотическим подъемом на Руси. Ее неповторимый облик во многом определялся творческим оживлением духовной культуры на всем пространстве "византийского православного содружества". Эпоха второй половины XIV — начала XV века в Восточной Церкви прошла под знаком исихазма, высоко поднявшего значение личностного понимания религиозного опыта. Который и стал почвой для возрождения русского монашества, ставшего возможным во многом благодаря трудам митрополита Алексия. Один лишь факт многолетней дружбы между Первосвятителем и преподобным Сергием Радонежским говорит сам за себя.

Памятник святителю Алексию Московскому перед Зачатьевским монастырем, Москва. Скульптор А.С. ЗабалуевКроме того, святитель Алексий основал множество общежи-тельных монастырей. В частности, в Москве: Спасо-Андроников, созданный им по обету в благодарность за спасение от бури на Черном море; Чудов — в Кремле; Симонов — на левом берегу Москвы-реки; Зачатьевский — первый женский монастырь в Москве, где подвизались родные сестры святителя. Под Серпуховом митрополит основал Введенский Владычный монастырь. Исполнил святитель и давнее намерение о восстановлении двух древних монастырей: Благовещенского в Нижнем Новгороде и Константино-Еленского во Владимире.

Прекрасным памятником заботы Святителя о своей пастве может служить его письменное наследие — перевод Священного Писания Нового Завета, поучения, послания, обращения к пастве, а также его труды по переписыванию книг.

Во время нашествия Тохтамыша на Москву в 1382 году множество книг "сохранения ради" было в "сборных церквах до стропа (то есть до крыши, — И.Р.) наметано". Однако меры предосторожности не помогли и при взятии города все они погибли.

Святитель настолько превосходно изучил греческий язык, что, находясь в Константинополе, предпринял собственный перевод Нового Завета, уточняющий уже устаревший к тому времени кирилло-мефодиевский текст. "Труд Святителя, — пишет Леонтий (Лебединский), Митрополит Московский, — есть не только памятник, имеющий важное значение для древней русской письменности. Это — великая историческая святыня... Это — плод подвига и снискания разума великого всероссийского Святителя, который, в заботах об единомыслии в Русской Православной Церкви, приложил свое глубокое знание греческого языка к тому, чтобы дать верующим наиболее точный перевод Нового Завета на языке, общедоступном славянскому миру".

Но главным памятником святителю Алексию является, конечно же, Россия — великая Православная держава, в которой мы живем, то могучее древо, выросшее из корня заботливо сохраненного, выхоженного и удобренного святым митрополитом, не оставляющим нас и по сей день. Молитвами святителя Алексия Россия выстояла и в Смутное время, и в XX веке. Безбожные узурпаторы уничтожили любимое детище митрополита и место его упокоения — Чудов монастырь, но мощи святого в последний момент удалось вывезти, и сам факт этого спасения святыни является залогом сохранения нашего Отечества и надеждой на его будущее величие.

Патриарх Алексий II совершает молебен перед ракой с мощами святителя Алексия в Богоявленском соборе в Елохове



Игорь Рыжов

 

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

31.07.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
31.07.2018
Впервые о Православии. Помогите донести благую весть на языки Средней Азии Открыт проект по сбору средств на миссионерский перевод текстов на...
30.07.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
01.07.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
05.06.2018
Помощь церковному историку Андрею Клушину в борьбе с лейкозом Дорогие неравнодушные прихожане и благотворители нашего храма, просим вас поучаствовать...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube