Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Проси того, что считаешь себе нужным и полезным, но исполнение и неисполнение твоего прошения предоставляй воле Божией...»
(Святитель Игнатий Брянчанинов)

Святой Стефан Дечанский и его обитель

24 ноября Церковь вспоминает святого Стефана Дечанского, короля Сербии, одного из самых почитаемых святых этой замечательной православной балканской страны.

argaiv1906

Стефан Урош III, прозванный впоследствии Дечанским, родился в 1276 году в семье короля Стефана Уроша II Милутина. Он был внуком святых Уроша I и Елены Анжуйской, правнуком святого Стефана Первовенчан-ного.

Стефан Дечанский вошел в историю как король-страсто-терпец, король-страдалец.

«В царех благочестно пожив/ и страдания путь прошед, веледушне,/ и страдальцем равночестен венечник явился еси…», поется в кондаке святому королю.

Еще в юности ему пришлось по воле отца отправиться в качестве заложника к Ногаю, правителю так называемого Дунайского улуса, отколовшегося в то время от Золотой Орды и подчинившего своей власти южнорусские княжества, Литву, Польшу, Болгарию. Стефан провел в ставке всесильного беклярбека семь долгих лет вплоть до гибели Ногая. В это время на Руси продолжается усобица между сыновьями Александра Невского, и Стефан мог быть свидетелем того, как Ногай по приглашению князя Андрея Александровича отправляет на далекий северо-восток полчища Тудана, запечатленные в русских летописях как Дюденева рать.

Но вот хан Тохта побеждает Ногая, упраздняет Дунайский улус, и Стефан возвращается домой. 23-летний принц женится на дочери Болгарского царя и назначается отцом наместником в Зету (современная Черногория).

В это время король Милутин женится на Симониде, дочери византийского императора Андроника II Палеолога. Под влиянием свекрови, императрицы Ирины, на роль наследника сербского престола в обход Стефана начали претендовать братья Симониды, византийские принцы. Стефан, не потерпев вопиющей несправедливости, восстал против отца, но он не собирался причинять никакого вреда родителю.

По первому зову родителя он приехал на переговоры, просил прощения, пытался объяснить свое положение. Но несмотря ни на что Стефан был схвачен, отвезен в Скопье (столица современной Республики Македония), там ослеплен и под стражей вместе с женой Феодорой и новорожденным сыном Душаном отправлен в Константинополь к тестю короля, который заточил Стефана в Монастырь Пантократора.

По дороге на Босфор, в местности Овче-Полье, горячо молившемуся страдальцу является святитель Николай и говорит: «Не теряй духа; вот очи твои на моей длани» и показал ему глаза. Явление Чудотворца утешило Стефана, придало сил и облегчило боль.

Стефан со всем смирением принял свою участь и стал вести иноческий образ жизни, во всем подражая насельникам монастыря, а в чем-то и превосходя их. Игумен докладывал императору об аскетических подвигах сербского принца, его терпении и мудрости. Андроник II стал приглашать Стефана к себе во дворец для бесед.

Житие святого содержит рассказ об изгнании Варлаама Калабрийского из Константинополя по совету Стефана Дечанского. Несмотря на очевидный анахронизм (Варлаам на тот момент даже не прибыл в Империю, а изгнан он будет через десять лет после смерти Стефана) эта история, вероятно, отражает реальное уважение, которое оказывал император пленному сыну короля Милутина.

По прошествии нескольких лет во время продолжительного бого-служения Стефан задремал, и ему снова явился Николай Чудотворец и со словами «обещание мое пришел я исполнить» осенил крестным знамением его глаза. Стефан проснулся и понял, что ему вернулось зрение. Однако из опасения перед вторичным ослеплением он не стал никому рассказывать о чуде и проходил с повязкой на глазах еще два года, пока не примирился с отцом и вернулся в Сербию.

В благодарность святителю Николаю Стефан богато одаривает Базилику в Бари, где почивают мощи святого угодника. Среди прочего он преподносит в дар храму икону, которая находится там до сих пор, причем на самом почетном месте — в крипте над ракой Мир Ликийских чудотворца. Это большой образ святителя с предстоящими Стефаном Дечан-ским, его женой Феодорой и сыном Душаном. Эта икона сыграла важнейшую роль в формировании живописного изображения святителя Николая на западе: Католическая Церковь приняла ее как «истинное изображение», «vera effigies».

Вернувшись на родину и став королем по смерти Милутина, Стефан вел успешные воины с внутренними и внешними врагами. В его правление произошло дальнейшее усиление Сербии, которая стала самой могущественной державой на Балканах. Пика величия страна достигнет при сыне Стефана Душане, который объявит Сербию царством, а себя «царем сербов и греков».

В Евангелии 1329 года о короле написано: «Господь избрал и прославил его для отчизны, как звезду светлую и ярко сияющую; он утвердил родину свою, овладел многими городами и областями, расселяя врагов своих».

Однако мученическая жизнь Стефана Дечанского должна была увенчаться и мученической кончиной.

Болгарский царь Михаил III Шишман расторг брак с сестрой Стефана Анной Недой (св. Еленой Дечанской) и начал подготовку к военным действиям. В разворачивающейся гражданской войне в Византии сербы поддержали законного императора Андроника II. Его противник и внук Андроник III направил войска на соединение с болгарами, чтобы совместными силами разгромить Сербию. Однако Стефан упредил эту встречу и разгромил болгар в битве при Велбужде (современный Кюстендил в Болгарии).

При этом Стефан, как истинный христианин, оказал милость к павшим, не позволил грабить и разорять землю единоверцев. Несмотря на гибель в бою царя Михаила, Стефан отказался от требований своей алчной знати не останавливаться и покорить всю Болгарию. За что поплатился. Недовольные князья во главе с королевичем Душаном составили заговор, в результате которого Стефан был свергнут с престола и вскоре убит в Звечанской крепости.

Существует предание о проклятии (или, если хотите, пророчестве) Стефана Дечанского. Перед лицом своих убийц он предсказал скорое падение державы отцеубийцы Душана. Заговорщики, наверняка, рассмеялись словам мученика. Ведь ничто не предвещало беды, Сербия почивала на лаврах. Но уже вскоре после смерти Душана Сербское царство распалось, а еще через несколько лет было разгромлено и покорено турками.

Король Стефан был убит 11 ноября по старому стилю, в день святого Мартина Турского или Мратиндан по-сербски. Почитание короля-мученика началось вскоре после смерти, на его гробе произошли чудесные исцеления, а обретенные мощи источали благоухание. Вскоре память Стефана Дечанского в Сербии затмила память святителя Мартина, и ныне каждый серб скажет, что Мратиндан это день святого Стефана, один из самых больших церковных праздников на Балканах.

Так почему же святой король Стефан Урош III зовется Дечанским?

Дело в том, что он в подражание своим святым предкам создал задушбину (в Сербии: церковь или монастырь, построенные ктитором во спасение души, «за душу») — монастырь Высокие Дечаны, относящийся к числу самых знаменитых монастырей Сербской Православной Церкви и включенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО Косово и Метохии.

Снаружи Собор Христа Пантократора (Вознесения Господня) украшает множество скульптур, внутри стены покрывают около тысячи фресок XIV века, а перед солеей почивают честные мощи святого Стефана и его сестры, святой Елены Дечанской. Посещение обители затруднено ввиду того, что с 2008 года она находится на территории самопровозглашенного сепаратистского образования – так называемой «Республики Косово». Братия монастыря живет практически в осадном положении во враждебном албанском окружении. Безопасность монастыря обеспечивают международные силы KFOR.

Стефан Дечанский и его обитель имеют интересные связи с Россией.

Первое житие святого написал игумен Высоких Дечан Григорий Цамблак, племянник митрополита Московского, святителя Киприана, и сам впоследствии — митрополит Киевский и Литовский.

Кровь Стефана Дечанского текла в жилах последних русских Рюриковичей: великом князе Василии III, его сыне, царе Иване IV Грозном, и внуке, царе Феодоре Иоанновиче. Дело в том, что супруга великого князя Ивана III Софья Палеолог была внучкой византийской императрицы Елены Драгаш, которая в свою очередь была внучкой Феодоры, дочери святого Стефана.

Существует легенда, что Иван Грозный венчался на царство короной Душана Сильного, специально доставленной для этого события из оккупированной турками Сербии.

Отдельно хочется сказать о русском присутствии в Дечанах.

В середине XIX века в Россию для сбора пожертвований приехали два дечанских иеромонаха. Они привезли для поклонения одну из святынь своей обители, напрестольный крест с частицей Животворящего Креста Господня. По всей России начался сбор средств для страждущей под турецким гнетом монашеской братии.

И вот в 1862 году в Архангельске для Высоких Дечан были отлиты четыре колокола. Фрегаты с чудесными «куликовскими» именами «Димитрий Донской» и «Ослябя» доставили их в черногорский порт Бар.

В конце XIX века монастырь пришел в запустение, и сербские архиереи, не найдя возможности возродить духовную жизнь в Дечанах своими силами, начали переговоры с духовным отцом всех русских монахов на Афоне того периода, подвизавшемся в келии святителя Иоанна Златоуста монастыря Хиландар, схимонахом Кириллом (Абрамовым).

Старец направил в Метохию нескольких братьев во главе с иеромонахом Арсением. Идею перевода русских монахов в Дечаны поддержал министр иностранных дел Сербии. Обитель взял под покровительство русский консул в Призрене. После улаживания формальностей в 1903 году 28 русских монахов прибыли в монастырь.

В короткий срок они наладили как хозяйственную, так и молитвенную жизнь обители: возобновили ежедневное богослужение, устроили больницу и открыли школу с пансионом для сельских детей. Был построен братский корпус, до сих пор именуемый «русским». Близ монастыря стали селиться православные сербы, а албанцы, опасаясь русских, перестали разорять обитель.

В 1905 году император Николай II по ходатайству обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева повелел ежегодно выделять Дечанскому монастырю по 10 тысяч рублей и разрешил сбор пожертвований в России, для чего в Одессе было открыто подворье обители.

В 1910 году монастырь был возвращен сербам, хотя несколько русских братьев там остались. Семена, посеянные русскими подвижниками, дали богатые всходы. Перед началом Второй мировой войны братия насчитывала уже 200 монахов, в том числе 35 в священном сане. Действовала монашеская школа, в которой обучалось 120 человек. Долгое время ее возглавлял эмигрировавший после революции епископ Сумской, викарий Харьковской епархии Митрофан (в схиме Макарий).

Русские и во второй раз в XX столетии спасли монастырь святого краля.

После смерти первоиерарха РПЦЗ, митрополита Антония (Храповицкого), в Дечаны приходит его многолетний келейник, постриженик Киево-Печерской Лавры, архимандрит Феодосий (Мельник).

Именно благодаря ему монастырь выжил в годы Второй мировой войны. Не выдержав угроз албанских бандитов, сотрудничавших с фашистами, большая часть братии покинула обитель. На защите святынь осталось 18 монахов, включая двух русских: архимандрита Феодосия и престарелого монаха Герасима. Такими малыми силами они как могли отбивались от арнаутов.

Но итальянские власти (Косово и Метохия были переданы в состав марионеточного Королевства Албания, королем которого был король Италии) собирались отдать монастырь местным албанским властям.

Для вынесения окончательного решения в Дечаны прибыл вице-король Франческо Джакомони. Быстро пробежав по запустевшему монастырю итальянец уже было утвердился в своем решении. Но тут он услышал русскую речь — это шептались между собой русские монахи. Джакомони заинтересовался откуда здесь русские, разговорился с отцом Феодосием и тот силой слова смог убедить вице-короля сохранить обитель. Джакомони оставил Дечаны под охраной карабинеров.

По иронии судьбы итальянцы охраняют обитель святого Стефана от албанцев и в наши дни. «Двадцать итальянцев погибло, защищая Дечаны от албанцев, а двенадцать солдат приняли православную веру, — говорит новый игумен Савва, — у нас тут не бывает ни чего случайного, на все Божья воля».

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

НУЖНА ПОМОЩЬ

14.09.2020
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube