Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Не приходи в малодушие, но мужайся, храня твердость мыслей, ибо мужественный, даже если он ранен, несомненно, победит»
(Преподобный Нил Синайский)⁠

К 350-летию кончины иеромонаха Арсения (Суханова)

Старец Арсений (Суханов). Иллюстрация художника О.И. Гроссе, начало 1960-х гг.14 (27) августа 2018 года исполняется 350 лет со дня кончины иеромонаха Арсения (Суханова), замечательного дея-теля Русской Церкви XVII века, келаря Троице-Сергиева монасты-ря, дипломата, путешественника, писателя, библиографа, главы Московского Печатного двора.

argaiv1537

Талантам Арсения было суждено в полной мере раскрыться в бурную эпоху царствования первых Романовых, когда страна вос-станавливалась после Смуты, наводила порядок во всех сферах жизни, не исключая и церковную; открывалась внешнему миру.

В крещении Антоний, этот уроженец Тульской земли принял постриг в Коломенском Голутвином монастыре, где был руколожен в иеродиакона, затем перебрался в придворный Чудов монастырь. Явно имеющий склонность к изучению языков, Арсений освоил латынь, греческий и польский. Одаренного инока заметил патриарх Филарет и назначил своим архидиаконом, личным секретарем и хранителем казны.

Царь Кахети Теймураз I с супругой Дареджан. 1654 г. Худ. Кристофоро де КастеллиПервая зарубежная командировка Арсения состоялась в Грузию в 1637 г. Он вошел в состав посольства во главе с князем Федором Волконским и бывшим архимандритом Ипатьевского монастыря Иосифом. Царь Михаил Федорович поручил им добраться до Картли-Кахетинского царства (Восточная Грузия) и провести переговоры с царем Теймуразом I, и заодно собрать как можно больше сведений об этой кавказской стране, её народе, церкви и обычаях.

Теймураз настойчиво просил русского царя принять его под свою руку, защитить от притязаний мусульманской Персии. Михаил Федорович, конечно, не мог тогда этого сделать. Россия сама только вставала на ноги после разорений Смутного времени, ей ещё предстояло воевать с Польшей, да и отношения с Персией были установлены самые дружеские (шах Аббас недавно передал в Москву бесценный дар — Ризу Господню). Однако переговоры продолжались, и после приезда посольства Теймураза в Москву царь Михаил направил ответную делегацию в Греми.

Путешествие длилось больше двух лет и сопровождалось многими трудностями и лишениями. Однако результатом миссии стала присяга Грузии русскому государю, который в свою очередь обещал всячески заступаться за единоверцев и просить «чтоб Абас шах … вперед на Грузинскую землю наступати не велел».

Паисий, патриарх Иерусалимский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.В 1649 г. Москву посетил иерусалимский патриарх Паисий. После Божественной Литургии в Успенском соборе он обратил внимание царя Алексей Михайловича и патриарха Иосифа на «несогласие» русских церковных обрядов и книг с книгами и обрядами греческих церквей. Для прояснения ситуации с расхождениями и закупки книг вместе с Паисием в Румынию, где тот резидировал, направляется Арсений. Там русский иеромонах, узнав о сожжении на Афоне книг московской печати и гонений, воздвигнутых на старца Дамаскина за двоеперстие, не побоялся затеять диспут с греческими архиереями, вступился за честь родной Церкви и Царя. В частности, когда сущностные аргументы у греков закончились, они начали прибегать к большей древности и авторитетности греческой Церкви, на что Арсений ответил, что Русь была просвещена святым апостолом Андреем Первозванным, а не греками, и равна Греции в этом смысле. Особенно обличал греков Арсений в том, что они печатают книги в католической Венеции и крестят обливанием, а не полным погружением.

В заключение Арсений выразил позицию, близкую к концепции «Москва — Третий Рим»: «… в Цареграде был царь благочестивый един под солнцем, и он учинил четырех патриархов, да папу в первых, и те патриархи были в одном царствии под единым царем, и на соборы сбирались патриархи по его царскому изволению. А ныне вместо того царя на Москве государь-царь благочестивой, во всей подсолнечной един царь благочестивой, и царство христианское у нас Бог прославил и государь-царь устроил у себя вместо папы – патриарха на царствующем граде Москве, а вместо ваших четырех патриархов – четырех митрополитов, и ему мощно без четырех патриархов ваших править закон Божий… что у вас не было добраго, то все к Москве перешло – все ваше начало к нам перешло»

На обратном пути Арсений провел переговоры с гетманом Богданом Хмельницким, обсуждал с ним вопрос о присоединении Запорожской Сечи к России.

В декабре 1650 г. он представил в Посольский приказ отчет о путешествии, приложив к нему «Прения о вере», весьма любопытный документ, до сих пор пользующийся большой популярностью у старообрядцев.

В преддверии церковной реформы, вошедшей в историю как «никоновская», Арсений по поручению царя Алексея Михайловича отправился в большое путешествие на Восток «узрети, како греки... церковный чин и пение содержат». Арсений посетил греческие острова, Константинополь, Каир и Александрию, Синай, Иерусалим, Дамаск. С собой он вёз большую милостыню восточным патриархам в виде золота и мехов.

Макарий, патриарх Антиохийский. Миниатюра Царского титулярника, 1672 г.В Александрии Арсений встретился с патриархом Иоанникием, которому задал 25 вопросов от патриарха Московского. В Дамаске русский посол попал на прием к патриарху Антиохийскому Макарию. Через несколько лет они снова встретятся. На этот раз в Троице-Сергиевом монастыре, где келарь Арсений будет проводить для почетных гостей экскурсию по обители преподобного Сергия.

В Иерусалиме Арсению было поручено исследовать чудо схождения благодатного огня на Гробе Господнем в Великую субботу.

«И всего патриарх Паисий мешкал внутри гроба Христа Бога нашего затворясь с полчетверти часа, и отворя двери вышел, держа в обеих руках по пуку свечь горящих. Тут в дверях теснота великая учинилась. Абие армянский патриарх ко гробу Христову внутрь пошел. А у нашего патриарха всяк хочет свечу зажечь. Тут же и аз грешный Арсений у патриарха зажег свои свечи прежде всех и пошел прочь. А миряне мнози на меня навалишася, хотяху зажещи от меня свои свечи; и тако своих не зажгли, а мои угасиша. Аз же паки сквозь народ продрался к патриарху Паисию и паки зажег; и тако ушел в свой алтарь. И тут все митрополиты и иноцы от моей свечи возжгоша свои свечи. Патриарх же Паисий от народного утеснения стал на высоком месте, что бывал престол сербский, и тут от него зажигают весь народ, а иной друг от друга зажигает, а не все от патриарха. И тако по всей церкви множество огня; и зык и шум и угнетение и крик немерной; иные же играют, скачут иными всякими образы молодые люди и робята всяких вер, и наши тут же вместе с ними»

За время своей поездки он смог лично убедиться в наличии серьезных расхождений в чинопоследованиях русском и греческом и стал убежденным сторонником патриарха Никона, который взял курс на радикальное исправление русских книг.

Первый лист Проскинитария Арсения СухановаИтогом командировки Арсения стал «Проскинитарий» — подробный отчет о путешествии, ценнейший памятник, донесший до нас массу свидетельств о жизни православного Востока XVII века.

Книга состоит из трех частей: первая называется «Статейный список, или роспись о посольстве и посланных»; вторая – «О граде Иерусалиме»; и третья – «Тактикон, еже есть чиновник, как Греки Церковный чин и пение содержат».

Арсений старался сохранять беспристрастность в своих оценках и не стал скрывать массу искажений, которые на его взгляд появились в богослужебной практике восточных христиан, находящихся под мусульманским гнетом. Таким образом, впоследствии на его сочинение ссылались как сторонники Никона, так и его противники — ревнители старого обряда.

Модель Храма Воскресения Христова (Гроба Господня) в Иерусалиме. XVII векТакже Арсений привез из поездки модель Храма Гроба Господня с его точным описанием. Используя эти данные патриарх Никон построил на Истре Новоиерусалимский монастырь.

Арсений вернулся в Москву в самый разгар затеянной патриархом «книжной справы». Доверенные Никону ученые иноки денно и нощно работали над текстами молитв и богослужений, сверяя их с греческими рукописями. Но книг катастрофически не хватало, и Арсений вскоре вновь засобирался в путь. На этот раз патриарх, прислушавшись к совету главного справщика Епифания Славинецкого, приказал ему ехать на Афон.

И снова иеромонах с успехом выполнил задание. Он посетил 18 святогорских обителей и закупил там в общей сложности 500 рукописных и печатных книг, которые составили основу Патриаршей библиотеки.

По возвращении заслуженный старец был назначен главой Московского Печатного двора, где продолжал трудиться на благо Церкви и Отечества вплоть до своей кончины 14 (27) августа 1668 г.

Автограф иеромонаха Арсения (Суханова)Неустрашимый путешественник, искусный переговорщик, полиглот и патриот, иеромонах Арсений (Суханов) самозабвенно служил двум царям и пяти патриархам. Старец был с почестями похоронен у Серапионовой палаты Троицкого собора монастыря преподобного Сергия.


Игорь Рыжов

Иллюстрации:

http://old.stsl.ru

http://commons.wikimedia.org

http://www.n-jerusalem.ru/

http://www.pravenc.ru/

http://journalpp.ru/

http://ross-bel.ru/

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
14.10.2019
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
10.10.2019
Приглашаются волонтеры на фасовку народных обедов в Троице-Сергиевой Лавре По субботам требуются волонтеры для фасовки народных обедов в Троице-Сергиевой...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube