Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Добрый постник тот, кто от всякого удаляется зла»
(Святитель Тихон Задонский)

Боголюбская икона Божией Матери

Икона Божией Матери БОГОЛЮБСКАЯ (Боголюбивая)Чудотворный Боголюбский образ Божией Матери является одним из немногих доподлинно «домонголь-ских» образов, то есть написан-ных еще до Батыева нашествия на Русь: всего таких икон сохранилось чуть более трех десятков, а образов Пресвятой Богородицы среди них — и того меньше десятка. Например, это (из самых известных): «Великая Панагия» из Ярославля (первая треть XIII в., Ярославль), икона «Знамение» Пресвятой Богоро-дицы (Новгородская), Богоматерь «Умиление» (Белозерская), Свенская (Печерская) икона Божией Матери. К ним относится и чудотворная икона Богородицы Боголюбская, «исполненная, — как пишут многие искусствоведы, — утонченнейшей пластики и удивительной одухотво-ренности».

argaiv1043

История этой иконы начинается в правление святого благоверного великого князя Владимирского Андрея Юрьевича Боголюбского. Родился князь около 1111 года и был сыном Юрия Владимировича (Долгорукого) и половецкой княжны, дочери хана Аепы (Осеневича).

Согласно позднему «Житию Андрея Боголюбского» (1701 г.), Андрей Юрьевич получил прозвище «Боголюбский» по названию города Боголюбова под Владимиром, являвшегося основной княжьей резиденцией. Однако на основе более ранних источников можно утверждать обратное: город Боголюбов получил своё название по прозвищу Андрея, а прозвище было обусловлено древнерусской традицией именования князей «боголюбивыми» и — в немалой степени! — личными качествами великого князя Андрея.

В правление Андрея Боголюбского Владимиро-Суздальское княжество достигло значительного могущества и было сильнейшим на Руси, а впоследствии — стало ядром современного Российского государства.

В 1155 году святой благоверный князь решил покинуть киевский Вышгород, чтобы перенести в свой удел на суздальских землях великокняжеский престол и утвердить его там. Взял с собой князь чудотворный образ Пресвятой Богородицы (который после стал называться Владимирским). Когда Андрей Боголюбский подъехал к Владимиру на расстояние семи верст, кони, везшие повозку с чудотворной иконой остановились и замерли как вкопанные. Благочестивый князь усмотрел в этом знамение и дал обет пред Богом основать на этом месте обитель во имя Пречистой Матери Божией. Усердно помолившись в своем шатре, он вдруг был удостоен видения Самой Богородицы, Которая в правой руке держала свиток, а левую Свою руку простерла к Сыну Своему. Это произошло 18 июня ст. ст./ 1 июля н. ст.

В таком виде и изобразили Богородицу приглашенные вскоре великим князем мастера на иконе, написанной специально в память об этом событии и установленной в церкви Рождества Богородицы в Боголюбове. Целых девять лет пребывал при княжьем дворе в церкви этот чудотворный образ рядом с другой великой чудотворной иконой, впоследствии названной Владимирской, пока ту не перенесли в Успенский собор града Владимира (а оттуда в 1395 году — в Москву). Тем самым Боголюбская стала одной из первых икон, написанных русскими мастерами, которая как бы переняла благодатную силу соседствовавшего с нею прижизненного образа Пречистой, который был написан самим апостолом Лукой, и явилась своего рода святыней, неким «талисманом-палладиумом» первых шагов церковной и государственной самостоятельности Северо-Восточной Руси.

Ну, а князь Андрей с того времени очень часто уединялся перед Боголюбским образом в храме Рождества Богородицы для сокровенной молитвы. Тут он и принял 29 июня 1174 года мученическую кончину от рук своих же подданных — бояр Кучковичей.

Позднее на месте резиденции великого князя Андрея возник Боголюбский монастырь. Половцы и татары не раз разоряли эту обитель, но Пресвятая всегда оставалась верной Защитницей принятой Ею под Свой омофор обители, и слава ее, и внешнее благосостояние век от века умножались. В XV веке великий князь Василий Темный повелел поставить список с чудотворной в дворцовую Сретенскую церковь Московского Кремля. А богомольный царь Федор Алексеевич в 1680 году украсил первый образ Боголюбской золотым крестом.

Иконографически эта чудотворная икона изображает Богородицу без Младенца, в рост, стоящую в молении перед Господом, показанном в небесном сегменте. В руках Пресвятой Богородицы обычно изображают свиток, на котором пишут (варианты относятся к спискам иконы):

— «Владыко Многомилостивый, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет божественная благость на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, мною избранное».

— «Владыко Многомилостивый, Господи Иисусе Христе, Сыне и Боже Мой, приклони ко Мне ухо Твое, ибо аз молю за мир».

— «Царю Небесный, многомилостивый и премилостивый, Владыко Боже и человеколюбче и всея твари содетелю, господи Иисусе Христе, и всего добра дателю, человеколюбче, Сыне и Боже Мой, услыши молитву рабы Твоея и Матере, приими всякого человека, славящего Тя и Мене, рабу Твою».

— «Владыко Вседержителю, Сыне и Боже Мой, приклони ухо Твое и услыши молитву Матери Твоея, молящу имя Твое святое, и помилуй».

Во многих вариантах иконы к Богородице коленопреклоненно и молитвенно взывают предстоящие, состав которых меняется в зависимости от иконографического извода, чаще всего среди припадающих изображается Андрей Боголюбский.

Саму Боголюбскую икону относят к типу Агиосоритисса (иначе: Святорачица или Халкопратийская), называемому по-другому «Деисусной иконой», с той разницей, что в Боголюбской иконе явно читается утраченная в других иконах Богородицы Агиосоритиссы деисусная композиция: в ней явно изображён Христос, в молении к Которому и стоит Божия Матерь. На Боголюбской иконе Пресвятая Богородица изображается в роли заступницы и посредницы, но присутствуют и идеи композиций Оранты и Одигитрии, указывающих Путь припадающим.

Как и любая древняя икона, Боголюбский образ был неоднократно поновлён, причём, увы, весьма решительными и грубыми способами, далекими от того, что сейчас умеют делать реставраторы. И к началу XX века икона представляла собой «дикий конгломерат» из разновременных левкасных чинок и нескольких слоев записи.

В 1915 году замечательный русский византолог Н. П. Кондаков (1844—1925 гг.) сетовал, что Боголюбская, этот «драгоценный, по строгости общего типа, памятник», клонится «к сожалению, к окончательному разрушению». В августе 1918 года икона была частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи, которые определили её сохранность как «плохую». Во 2-й половине XX века специалисты приступили к ее реставрации, и только к 1970-му удалось дойти до первоначальной надписи на свитке, причем оказалось, что и сам свиток этот, и изображение Спаса в правом верхнем углу дописаны не ранее XIII века, а текст надписи «Владыко Многомилостиве, Господи Иисусе Христе, услыши молитву мою...» — уже в XVIII столетии! Изначально же их не было.

Хитон (нижнее одеяние) Богородицы — зеленовато-серого цвета, мафорий (плащ, покрывающий и Ее главу) — коричневый, тени на нем написаны сажей, а освещенные места выделены яркой киноварью. На челе и плече Пречистой сохранились отверстия для накладных звезд из драгоценного металла, некогда украшавших мафорий. Вероятнее всего, таким же был изначально венец вокруг Ее главы. Сверху написаны Спас, Богородица, Иоанн Предтеча, Архангелы Михаил и Гавриил — в этом предание видит изображение личных моленных икон князя Андрея Боголюбского.

С 1992 года первообраз иконы находился в Свято-Успенском девичьем Княгинином монастыре во Владимире. Однако после ухудшения состояния с 4 июня 2009 года Боголюбская икона находится на реставрации во Владимиро-Суздальском музее.

 

Тропарь пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 1-й

Боголюбивая Царице, / неискусомужная Дево Богородице Марие, / моли за ны Тебе Возлюбившаго / и рождшагося от Тебе Сына Твоего, Христа Бога нашего, / подати нам оставление прегрешений, / мирови мир, земли плодов изобилие, / пастырем святыню и всему человечу роду спасение. / Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи / и от междоусобныя брани сохрани. / О Мати Боголюбивая Дево! / О Царице Всепетая! / Ризою Своею покрый нас от всякаго зла, / от видимых и невидимых враг защити // и спаси души наша.

 

Кондак пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская», глас 3-й

Дева днесь предстоит Сыну, / руце Свои к Нему простирающи, / святый князь Андрей радуется, / и с ним Российская страна торжествует, // нас бо ради молит Богородица Превечного Бога.

 

Молитва пред иконой Пресвятой Богородицы, именуемой «Боголюбская»

О, Чудная и Вышшая всех тварей, Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати! Услыши нас, грешных и недостойных раб Твоих, в час сей молящихся и припадающих к Тебе с воздыханием и слезами, и умильно глаголющих: изведи нас от рова страстей, Владычице: избави нас от всякия скорби и печали, огради от всякия напасти и злых клевет и от неправеднаго и лютаго навета вражия. Можеши бо, о, Благодатная Матерь наша, не точию от всякаго зла сохранити люди Твоя, но и всяким благодеянием снабдити и спасти: разве Тебе иныя Предстательницы в бедах и обстояниих и теплыя Ходатаицы о нас грешных не имамы к Сыну Твоему, Христу Богу нашему, Егоже умоли, Владычице, да, спасеннии Тобою, славим и в будущем веце Всесвятое имя Сына Твоего и Бога нашего, купно со Отцем и Святым Духом, ныне и в безконечныя веки. Аминь.

 

Сафонов А.В.

2017 г.


  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

23.11.2018
Благодарим за долговременную помощь Екатерине Чистяковой! Дорогие прихожане и гости сайта, благодарим вас за долговре-менную помощь...
30.08.2018
Нужна помощь в восстановлении подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы Дорогие братия и сестры! По благословению настоятеля, иеромонаха Клавдиана(Сафонова), обращаемся к...
19.08.2018
Отчет по сбору средств Дорогие прихожане, публикуем краткий отчет о пришедших средствах для помощи...
08.08.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
06.08.2018
Впервые о Православии. Помогите донести благую весть на языки Средней Азии Открыт проект по сбору средств на миссионерский перевод текстов на...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube