Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие»
(Святитель Феофан Затворник)

Чудо преподобного Саввы о вице-короле. Опыт исследования источников

Принц Евгений Богарне, вице-король Италии. Портрет работы Андреа АппианиЖитие преподобного Саввы Сторожевского не только увлекательное и душеполезное агиографические произведение, но и одно из самых живых, динамичных, саморазвивающихся жизнеописаний святых угодников Божиих; оно относится к тому немногочисленному числу житий, которые свидетельствует нам о реальном участии святых в нашей жизни, их помощи, оказываемой нам спустя многие годы и даже столетия после земной кончины угодника.

argaiv1099

Первоначальный текст жития звенигородского игумена, написанный в середине XVI века Маркеллом Хутынским, постоянно пополнялся новыми чудесами преподобного. Причем многие из них были явлены при большом количестве свидетелей и/или известным историческим деятелям, а последствия прямого вмешательства святого Саввы в ход событий были значительными в масштабе государства. Здесь мы можем вспомнить и чудесное спасение царя Алексея Михайловича на охоте, и явление преподобного ему же в Наре, и спасение Петра Великого при Полтаве, и многое другое.

К одним из ярких эпизодов жития преподобного относится его явление вице-королю Италии Эжену (или, как принято называть его в отечественной историографии, Евгению) Богарне в 1812 году.

В любом более-менее расширенном современном издании жития можно встретить рассказ об этом событии. Но откуда оно стало известно редакторам и издателям? Кому и когда рассказал пасынок Бонапарта о произошедшем с ним в стенах Сторожевской обители чуде? В этом мы и попытались разобраться.

Но сначала вкратце напомню суть самого исследуемого события.

Во время нашествия Наполеона его приемный сын (сын его первой жены Жозефины от первого брака), вице-король Италии, принц и генерал Евгений Богарне командовал 4-м пехотным корпусом, который участвовал в битвах при Витебске и Смоленске, и, конечно, в Бородинском сражении. После Бородина «Великая армия» двинулась на Москву тремя колоннами. Путь корпуса Богарне пролегал через древний Звенигород.

На пути французов беспокоили партизаны Винцингероде (примечательный факт: правой и левой руками Винцингероде были будущие политические противники: декабрист Сергей Волконский и шеф жандармов Александр Бенкендорф)

31 августа передовые части корпуса вошли в Саввино-Сторожевский монастырь. Французов (а также баварцев и итальянцев, которых под началом Богарне было до половины личного состава) встретили лишь несколько монахов — большая часть братии, взяв казну и некоторые ценности, успела эвакуироваться на восток.

Икона прп. Саввы Сторожевского. Клейма. Работа мастерской Павла БусалаеваПринц Евгений расположился на ночевку в царском дворце. Там ему во сне или наяву явился старец, который приказал не грабить монастырь и пообещал вице-королю благополучное возвращение домой, если он послушается. Утром Богарне узнал ночного гостя на иконе, распорядился запечатать собор, приставил к нему охрану и поспешил убраться из обители.

Затем была Москва, Малояро-славец, Красное, Березина и возвращение домой. Поистине чудесным образом Евгений не только выжил, но даже не был ранен. При том, что он оставался при армии до самого конца, взяв на себя командование её жалкими остатками, которые ему посчастливилось довести до Магдебурга. Напомню, что только генералов в “русскую кампанию” было убито несколько десятков, а всего Великая армия в 1812 г. потеряла от 80% до 90% личного состава.

Незавидная судьба ожидала многих наполеоновских военачальников и после войны. Так, Мортье, взрывавший во время отступления Московский Кремль, сам был убит бомбой, которая предназначалась для короля Людовика-Филиппа; Жюно сошел с ума; Ней и Мюрат были расстреляны, Бертье бросился с балкона своего замка; Бессьер убит под Люценом; маршал Понятовский утонул, и т.д. На их фоне мирная кончина Евгения в кругу семьи выглядит исключением и настоящим Божьим даром. И косвенным подтверждением вмешательства в его судьбу неземных сил.

Тем интереснее выглядит задача найти первоисточник информации о встрече принца с преподобным Саввой.

Обратимся сначала к мемуарам самого Евгения Богарне. Наверняка такое неординарное событие, как явление давно умершего святого старца, нашло себе место в 10-томном сборнике воспоминаний и переписки вице-короля! Открываем "Mémoires et correspondance politique et militaire du prince Eugène”. В восьмом томе, посвященном “русской кампании" событиям 31 августа — 1 сентября 1812 года посвящено ровно две страницы, Звенигород упоминается три раза, Саввино-Сторожевский монастырь — ни разу. Впрочем, все воспоминания Богарне сводятся к официальной корреспонденции. В основном с начальником штаба Бертье касательно перемещения дивизий.

Значительно подробнее описывает звенигородский эпизод инженер-географ штаба 4-го корпуса, капитан Эжен Лабом. Его книга воспоминаний "Relation complète de la campagne de Russie, en 1812” была переведена на русский и вышла под названием “От триумфа до разгрома. Русская кампания 1812 года”.

Лабом уделяет событиям 31 августа несколько страниц, и его рассказ крайне занимателен. Особенно ценно его воспоминание о разговоре с одним из монастырских старцев, который поражает француза уровнем владения его языка, широтой кругозора, степенью осведомленности о европейских делах и градусом патриотизма.

«Удивленный и потрясенный таким количеством необыкновенных вещей, о которых мне рассказал этот добрый старик, я почувствовал глубокое уважение к этому народу, великому даже в своих несчастьях, и я сказал себе: «Воистину непобедим тот народ, который верен своим принципам, не прячется в минуту опасности и способен пожертвовать всем ради сохранения своей веры и своего государства», пишет Лабом.

Но ни о чем выходящем за рамки земной реальности капитан также не вспомнил. В принципе, это неудивительно. Вряд ли вице-король стал бы рассказывать сослуживцам, и тем более неограниченному кругу лиц в мемуарах о ночной беседе с давно умершим русским монахом. В секулярной Франции его бы сочли сумасшедшим.

Таким образом, вплоть до XX века мы не найдем в западных источниках ни слова о явлении Саввы Сторожевского пасынку Наполеона (только в 1904 году рассказ об этом чуде, явно переведенный с русского, появится в парижском журнале Revue Catholique des Eglises).

Тогда обратимся к русским источникам.

Логично начать со сборников житий святых, изданных после 1812 года.

«Жития святых российской церкви, также иверских и славянских» А. Н. Муравьева 1856 года и «Русские святые, чтимые всею Церковию или местно» архиепископа Черниговского Филарета (Гумилевского) 1865 года содержат подробный рассказ о преподобном Савве, многочисленных его чудесах, но об Отечественной войне в них нет ни строчки.

Посмотрим светские книги.

«Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря» С. К. Смирнова 1846 года содержит свидетельство об Отечественной войне и упоминание о том, что французы не тронули монастырь, что Богарне подходил к раке Саввы, распрашивал братию о святом и лично приказал запечатать церковь; но что именно побудило его так поступить, остается за рамками повествования.

Однако в переиздании «Исторического описания...» 1877 года Сергей Константинович значительно обогащает свой рассказ. Во-первых, мы узнаем, что монастырь французы все-таки тронули, изрядно пограбили и изгадили ризницу, братские кельи, трапезную, колокольню, дворец Алексея Михайловича и проч. А вот соборную церковь Рождества Пресвятой Богородицы и почивающие в ней мощи преподобного Саввы неприятель действительно оставил в неприкосновенности. И здесь впервые со ссылкой на некое предание появляется упоминание ночного видения вице-королю.

Что это за предание, становится понятно, если мы ознакомимся с изданной три года ранее книге «Простая речь о мудреных вещах» за авторством известного московского историка Михаила Петровича Погодина. В главе «Эпизод из жизни принца Евгения, вице-короля Италийского» и содержится рассказ о чудесном явлении преподобного Саввы. Однако рассказ этот передан через третьи руки. Погодин помечает, что записал его со слов Н. Д. Хвощинской, которой он был пересказан П. П. Новосильцевым, которому, в свою очередь, его поведал лично сын вице-короля, Максимилиан.

Тем не менее с этого момента эпизод этот пошел в народ и стал неотъемлемой частью жития преподобного Саввы Сторожевского. Подробности явления святого мы находим, например, в статье И. А. Конобеевского, содержащейся в Прибавлении к Церковным ведомостям за 1898 год.

И, наконец, все покровы сорваны! В журнале «Русская старина» за январь-март 1914 года выходит статья «Семейное предание», полностью посвященное явлению Саввы Сторожевского Евгению Богарне в ночь с 31 августа на 1 сентября 1812 года.

Что же это за семья, чье предание сохранило в деталях чудесное видение столетней давности? И откуда с каждым годом в русских публикациях появлялось все больше деталей о чуде в Звенигороде? Кто эти анонимные свидетели событий, непосредственные участники которых давно умерли?

Чтобы ответить на эти вопросы, давайте обратим наше внимание на судьбу потомков Евгения Богарне.

Сам вице-король скончался в 1824 году в своих немецких владениях. Он не только без единой царапины ушел из России, но и спокойно пережил падение Бонапарта, реставрацию Бурбонов, «Сто дней», вторую реставрацию, и закончил свои дни в кругу семьи с титулом пэра Франции и герцога Лейхтенбергского. То есть после ночи в Звенигороде Евгению сопутствовала удача, как и обещал ему преподобный Савва.

Максимилиан Лейхтенбергский. Портрет работы Карла БрюлловаЕго старший сын Максимиллиан в 1837 году по поручению своего дяди, баварского короля Людвига I, посетил Россию, чтобы участвовать в кавалерийских маневрах. Через год он был награжден орденом Святого Андрея Первозванного и принят в российскую службу в чине генерал-майора.

В России он был тепло принят императорской семьей (вообще сыновья Павла I испытывали симпатию к Богарне — император Александр на Венском конгрессе предлагал кандидатуру Евгения на королевский престол Франции) и познакомился с дочерью Николая І, великой княжной Марией Николаевной. В октябре 1838 года он официально стал ее женихом, а 2 июля 1839 года состоялась их свадьба. В этом браке родилось семеро детей — семь герцогов и герцогинь Лейхтенбергских. В 1845 году Максимилиан продал свои владения в Италии и окончательно перебрался в Россию (купил имение Ивановка в Тамбовской губернии). И — удивительное совпадение! — уже в следующем году в упомянутом выше «Историческом описании...» Смирнова появляется первое упоминание о роли отца Максимилиана Евгениевича в сохранении Саввино-Сторожевской обители.

Георгий Николаевич Лейхтенбергский с бароном Петром ВрангелемКак мы уже знаем, с каждым годом история обрастала все большими подробностями, пока не приобрела канонический вид в «Русской старине». А теперь смотрим на авторство этой статьи 1914-го года. А автором «Семейного предания» является никто иной, как Георгий Николаевич, герцог Лейхтенбергский, внук Максимилиана и правнук Евгения Богарне.

Монахиня Елисавета, урожденная Елена Дмитриевна ЛейхтенбергскаяК слову, если Максимилиан еще оставался католиком, то его с Марией Николаевной дети были крещены в православной вере. И до сих пор их потомки почитают преподобного Савву Сторожевского как небесного покровителя своей семьи. Внучка Георгия Николаевича, Елена Дмитриевна, родившаяся в иммиграции, в Баварии, и прожившая полжизни в Америке, приняла постриг в русском Покровском монастыре во Франции, приняв имя Елисавета. Матушка свято хранит семейное предание Богарне-Лейхтенбергских и молится преподобному Савве Сторожевскому о «временех мирных» для обоих родных ей народах.

 

Игорь Рыжов

 

Иллюстрации:

http://gtrksmolensk.ru/

http://www.pravmir.ru/

https://www.kp.ru

https://commons.wikimedia.org

http://www.pravoslavie.ru/

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

22.01.2018
Продолжается сбор средств на лечение Токиной Юлии Братия и сестры, летом мы обращались с просьбой помочь в...
25.12.2017
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
10.11.2017
Семье певчей храма нужна помощь Дорогие братия и сестры! В семье певчей храма Евфросинии Московской...
27.08.2017
Просим вашей посильной помощи и молитв Дорогие братия и сестры! Просим откликнуться: у Токиной Юлии, прихожанки и...
11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube