Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Когда ты скажешь: такой-то человек злой, вредный, порочный, тогда обрати внимание на себя самого, разбери тщательно свои дела, и ты раскаешься
в своих словах»
(Святитель Иоанн Златоуст)

Церковь чтит память Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Святитель Димитрий Ростовский. Икона XIX в.Димитрий Ростовский был замечательной личностью своего времени, но нам хотелось бы поговорить о Димитрии не как о великом подвижнике и аскете, не о Димитрии-проповеднике и просветителе, не о Димитрии-чудотворце, драматурге и композиторе, а о Димитрии-историке, так как главное материальное наследство этого святого — это его масштабный труд "Книга жития святых" или Четьи-минеи, которому Димитрий посвятил полжизни.

argaiv1698


Даниил Саввич Туптало родился в декабре 1651 года в местечке Макарове между Киевом и Житомиром, в тысяче километров от древнего Ростова — города, название которого потом накрепко свяжется с его именем.

После Переяславской рады, принявшей в 1654 году решение о переходе под руку "царя восточного, православного", начинается русско-польская война, а вслед за ней период, который в украинской истории красноречиво называется "Руина" — аналог русского Смутного времени на Украине: кровавая гражданская война с вмешательством (интервенцией) всех соседних иностранных держав: России, Речи Посполитой, Крымского ханства, Османской Империи; раскол по всем фронтам — на исторической сцене присутствуют два казачьих войска с двумя гетманами; две православные митрополии — Московского патриархата и Константинопольского, а также униаты, подчиняющиеся Риму. Все это продолжалось до 1686 года, пока не был подписан так называемый "Вечный мир Польши с Россией".

И вот в эти годы рос, учился и творил герой нашего рассказа.

Необходимо отметить, что все эти беды напрямую не затронули город Киев, куда семья Туптало переехала, когда Даниилу исполнилось 8 лет. Это 1660 год, год, когда гетманщина раскалывается на про-русскую и анти-русскую (про-польскую). И в этом смысле сотник Савва Туптало проголосовал ногами за русское подданство — Киев с самого 1654 года находился под контролем России и был неким оазисом спокойствия среди шторма украинской Руины. Киев в те годы представлял собой уникальное явление с точки зрения свободы, которую во всей полноте воплощала Киево-Могилянская академия, так называемый "Коллегиум", куда и поступает в 1662 году Даниил Туптало. Только там он мог освоить четыре языка: церковно-славянский, польский, латынь и греческий.

Монашеский постриг Даниила. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского монастыря в РостовеВ 1668 году глава Академии, игумен Кирилловского монастыря Мелетий (Дзек), постригает Даниила в монахи под именем Димитрий

В следующем году Митрополит Киевский Иосиф рукополагает Димитрия в иеродиаконы. Архиепископ Черниговский Лазарь через шесть лет рукополагает Димитрия в иереи.

Именно архиепископу Лазарю, который впоследствии поставит Димитрия в игумены, посвящает он свое первое сочинение, изданное в 1683 году — "Руно орошенное", посвященное чудесам Богородицы, явленным на Черниговской земле в последние годы.

Титульный лист книги "Руно Орошенное" иеромонаха Димитрия (Туптало)Уже в этой книге проявляется научный подход Димитрия — внимание к деталям и фактам: имена, даты, места, упоминания о свидетелях.

Кстати, именно там впервые описан сюжет, легший в основу иконографии Иконы Божией Матери "Нечаянная Радость".

О талантливом молодом иеромонахе узнает только что избранный архимандрит Киево-Печерской Лавры (и будущий митрополит) Варлаам. Он вызывает Димитрия к себе и благословляет писать жития святых на весь год.

Димитрий приступает к делу всей своей жизни в 1684 году, будучи 32 лет от роду.

Необходимость составления православных Четьих-Миней на украинско-белорусских землях была вызвана во многом задачами полемики с католиками, писавшими о неисторичности православных святых, и тем фактом, что большинство православных житийных сборников на Украине и в Белоруссии в первой половине XVII века вместе с храмами и монастырями было захвачено униатами.

Сначала работа над житиями составляла единственное послушание Димитрия, но не прошло и двух лет, как он был назначен игуменом в Батуринский Святониколаевский Крупицкий монастырь.

В благодарность за согласие Димитрия принять на себя игуменство гетман Иван Самойлович (Батурин — гетманская столица) вызывается помочь ему с источниками. Узнав о том, что Димитрий мечтает о макарьевских минеях, гетман пишет в Москву Василию Голицыну с просьбой выслать им Великие Четьи-Минеи святителя Макария.

Патриарх Иоаким вскоре действительно присылает драгоценный список, но, видимо чего-то испугавшись, тут же запросил книги обратно. Димитрий почти не успел ими воспользоваться.

К этому времени война на Украине окончательно сменяется миром: 1681 — подписан мир с Турцией, 1686 — вечный мир с Польшей, в 1687 гетмана Самойловича сменяет Иван Мазепа; в 1688 году происходит всеобщее признание подчиненности Киевской митрополии Московскому Патриарху.

Титульный лист первого тома Книги Житий Святых Димитрия РостовскогоИ вот в этот первый стабильный год выходит первый том димитриевских четий-миней. Жития с сентября по ноябрь.

1689 год считается годом реального воссоединения Украины с Россией. Именно в августе 1689 года по завершении всех войн и Руины в Москву едет большое гетманское посольство во главе с Мазепой. Среди прочих в делегации присутствует и игумен Димитрий, которому серьезно достается от патриарха Иоакима за то, что начали печатание Житий без его благословения, а также за упоминание в них о непорочном зачатии Девы Марии (влияние латинства). Патриарх тем не менее благословил игумена на дальнейшую работу, но макарьевских миней так и не дал (видимо, берег такую драгоценность, существовавшую всего в трех списках).

На следующий год патриарх Иоаким умирает, и на престол восходит Адриан, последний патриарх русской Церкви до 1917 года. Он более благосклонен к Димитрию и наконец высылает ему макарьевские минеи. Получив долгожданное сокровище, Димитрий по благословению Варлаама, тогда же ставшего Киевским митрополитом, оставляет игуменское послушание и сосредотачивается на Житиях. Тем более, что вскоре из Гданьска приходит еще один бесценный источник — Acta Sanctorum. Это — "Деяния святых", 18 томов древних житий и мученических актов, собранных бельгийскими иезуитами.

Эти годы были крайне плодотворными для Димитрия, и несмотря на то, что перерыв в административной работе закончился (в 1694 году он вновь назначен игуменом — на этот раз в Глуховский Петропавловский монастырь), в 1695 году свет увидел второй том Четий-Миней (Жития с декабря по февраль).

В 1700 году выходит третий том — Жития с марта по май. Патриарх Адриан до своей смерти в октябре того же года успевает поощрить Димитрия похвалой, деньгами и книгами.

Хиротония св. Димитрия в митр. Сибирского. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского монастыря в РостовеВ 1701 году готовящегося отметить свое 50-летие архимандрита Димитрия вызывает в Москву царь Петр I. Святитель приехал в столицу 10 февраля, 8 марта он произнес приветственное слово Петру Алексеевичу, а уже 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского.

Из-за весенней распутицы и болезни Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Святителя во время болезни посетил царь и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над Житиями, отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен другой малорос — Филофей (Лещинский), он был хиротонисан 4 января 1702 года.

Димитрий же был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским, и 1 марта 1702 года прибыл в Ростов.

В 1705 года выходит последний, четвертый, том Четий-Миней (Жития с июня по август), в котором уже значительно больше русских святых, чем в предыдущих томах.

Скончался Димитрий Ростовский 28 октября (10 ноября) 1709 года, не дожив до своего 58-летия, в келье, стоя на коленях в молитве.

Обретение мощей свт. Димитрия. Оплечье фелони. Кон. XVIII в. Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"Обретение нетленных мощей Димитрия произошло в 1752 году в царствование Елизаветы Петровны.

Это был первый святой, прославленный в Синодальный период (всего таковых одиннадцать). В Ростов была направлена комиссия, которая тщательно изучала мощи, снимала свидетельские показания. На это ушло пять лет. И вот, наконец, 1 апреля 1757 года, в день Светлого Христова Воскресения, произошло прославления митрополита Димитрия Ростовского в лике святителей.

Поговорим о том, как работал святитель Димитрий на своими Четьими-Минеями.

Каковы были его источники?

Во-первых, это Сборник житий святых преподобного Симеона Метафраста X века, присланный с Афона еще по заказу митрополита Петра Могилы, который за полвека до Димитрия задумывался над составлением подобного сборника.

Во-вторых, это Синаксари (по-гречески) или Прологи (по-русски). Составление Четьих-Миней, вообще, надо признать делом сравнительно поздним. Для этого требовалось собрать огромный материал и приложить много труда в распределении его по дням и месяцам всего года. Поэтому можно предполагать, что ранее Миней появились сборники не полных житий святых, а кратких сказаний о них, расположенных по месяцеслову. Сказания эти передают только важнейшие факты из жизни святых, форма их проста и лишена какой-либо литературной обработки. Первое печатное издание Прологов вышло в 1641 году. Они были очень популярны в народе и переиздавались каждое десятилетие с добавлением новых святых. Например, житие преподобной Евфросинии Московской появилось в 4-м издании, а в распоряжении Димитрия было еще более полное 5-е издание 1670-х годов.

В-третьих, Патерики или, по-русски, Отечники — сборники изречений святых отцов-подвижников и рассказов о них самих. Азбучный патерик — изречения древних старцев в алфавитном порядке. Египетский, Синайский, Римский — региональные патерики. По их образцу был создан и Киево-Печерский патерик, издание 1678 года было в распоряжении у Димитрия.

Разворот книги Петра Скарги "Жития Святых"В-четвертых, западные источники. Димитрий очень ценил труды двух польских деятелей контрреформации XVI века: иезуита, ректора Виленского университета Петра Скарги "Zywoty swietych" (в библиотеке Димитрия было целых три издания: 1619, 1626 и 1700 годов).

и монаха-картезианца Лаврентия Сурия "De Probatis Sanctorum Historiis" — "Истинные сказания о святых".

Как было уже упомянуто, позже Димитрий получает из Гданьска "Acta Sanctorum" — Деяния святых, собранные иезуитами-болландистами из Бельгии, которые работали над этой компиляцией с перерывами почти 300 лет, но так и не довели до конца.

Первым русским источником Димитрия стали Четьи-Минеи, составленные за 30 лет до него священником Христорождественской церкви Сергиева Посада Иоанном Милютиным, и представляющие собой краткую и отредактированную версию Великий Четьих-Миней митрополита Макария. О последних Димитрий мечтал больше всего. И именно их он несколько лет выпрашивал у московских патриархов.

Макарьевские минеи не были напечатаны в типографии и существовали всего в трех рукописных списках: первый — Софийский (в Новгороде), второй — Успенский (в Москве) и третий — Царский (Ивана Грозного). Вот Успенский список и получил от патриарха Адриана Димитрий. Правда, тогда, когда он работал уже над заключительным, четвертым, томом своего труда.

Конечно, пользовался Димитрий и отдельными житиями святых, как, например, житием Сергия Радонежского, написанным Епифанием Премудрым.

Пора сказать пару слов о методе Димитрия.

Начал он, как любой студент, пишущий курсовую или дипломную работу, с плана: составил месяцеслов, выбрал и распределил по нему святых, чьи жития следовало включить в минеи. Он поставил себе задачу сделать минеи как можно более полными. По возможности не пропустить ни одного дня. И ему это удалось.

При работе над каждым житием Димитрий использовал все доступные ему источники – благо знание четырех языков позволяло ему это делать. Используя научные методы анализа и синтеза, он своим языком пересказывал сюжет. Если возникали противоречия, он так и писал об этом, делая указания на разные версии.

Кстати, надо сказать, что кроме вышеперечисленных письменных источников у Димитрия был еще один — мистический. Так по его собственному свидетельству за время работы ему являлись двое угодников Божиих: великомученница Варвара и мученик Орест Тианский.

"В 1685 году — пишет Димитрий, — в Филиппов пост, в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: "Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал". Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: "Сие мне железом прожжено". Потом открыл правую по локоть руку, показав рану на самом противу локтя месте, и рек: "Сие мне перерезано"; причем видны были перерезанные жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте, такую же указав рану, сказав: "И то мне перерезано". Потом, наклонясь, открыл ногу и показал на сгиб колена рану также и другую ногу, до колена открывши, такую же рану на таким же месте показал и рек: "А сие мне косою рассечено". И став прямо, взирая мне в лицо, рече: "Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал".

У Димитрия мы впервые видим элементы научно-справочного аппарата (набранные петитом, в маргиналиях) — ссылки на источники, указания на сходные сюжеты в других житиях и книгах.

Есть у него и исторические справки, зачастую обширные (например, "О хазарах" при Житии равноапостольных Кирилла и Мефодия в 3-м томе), географические пояснения, указания на то, что ему неизвестно (например, точный год рождения и смерти), ссылки на внешние источники ("подробнее см.")

Димитрий был и историком, и историософом. Как историк, он старался избежать ошибок, сопоставляя и критически оценивая писания своих предшественников, тщательно объясняя читателям исторические реалии прошлого. Он предпочитал внешний факт — внутреннему, достоверность явную — частной уверенности. Например, он не поместил упомянутое видение мученика Ореста в биографию святого, как сделал бы всякий средневековый автор, а записал его особо, в конце, хотя и с припиской: "А что сие видение я недостойный и грешный истинно видел, и точно так видел, как написал, не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую".

Как историософ, в каждом житии факты он объяснял верой своих героев (она же и его собственная). Как литератор он создал свой, особый стиль, к сожалению, сглаженный редакторами последующих изданий: без лишних слов, энергичный, ясный.

Что же представляли собой димитриевские Четьи-Минеи?

Это четыре огромных тома, разделенные по временам года. В них 765 статей, в том числе 91 так называемая "память" — краткие заметки о лицах или событиях, иногда в одно предложение, помещаемые в конец дня. Подавляющее большинство статей — жития. Свод содержит также 22 "Слова" на большие праздники (6 Слов принадлежат святителю Иоанну Златоусту, другие — святителю Василию Великому, преподобному Иоанну Дамаскину и иным). Две статьи посвящены вопросам календаря (обе в 3-м томе, что неудивительно, потому что это весенняя книга, в которой уместно было затронуть тему пасхалий). Также присутствуют сказания апокрифического плана, дополняющие библейские сюжеты (например "О бегстве в Египет").

Переиздания начались еще при жизни Димитрия. Но полное переиздание — что называется, переработанное и дополненное — вышло уже после прославления святого, в 1759 году. Редакторы русифицировали слог Димитрия, имевший много украинизмов, сделали ряд цензурных исправлений, купюр и вставок. Несмотря на довольно регулярные выпуски, спрос на "Книгу житий" в XVIII и XIX веках превышал предложение.

Четьи-Минеи стали неотделимой частью русского быта, основной книгой для чтения среди всех сословий.

И. С. Тургенев, Записки охотника. Про дворянина-помещика Овсянникова. "Я застал его дома. Он сидел в больших кожаных креслах и читал четьи-минеи. Серая кошка мурлыкала у него на плече. Он меня принял, по своему обыкновенью, ласково и величаво. Мы пустились в разговор."

Ф. М. Достоевский, Идиот. Рогожин про свою мать-купчиху из старообрядцев. "Про матушку нечего сказать, женщина старая, Четьи-Минеи читает, со старухами сидит, и что Сенька-брат порешит, так тому и быть."

Ф. М. Достоевский, Братья Карамазовы. О слуге Карамазова-отца, крестьянине Григории "По замечанию Марфы Игнатьевны, он, с самой той могилки, стал по преимуществу заниматься "божественным", читал Четии-Минеи, больше молча и один, каждый раз надевая большие свои серебряные круглые очки. Редко читывал вслух, разве великим постом."

 

Историк Н. И. Костомаров отмечал: "Литературные труды Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе … Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей".

Историк В. О. Ключевский: "После Библии четьи минеи для народа — самая уважаемая и полезная в отношении нравственного образования книга. Нетрудно понять, что в этой книге особенно занимает верующего и ищущего нравственной пищи человека. Это — жития святых, в таком обилии наполняющие книгу митрополита Ростовского. Известно, каким любимым чтением было житие в древней Руси, и мы не можем не признать за ним большого значения в истории нашего нравственного воспитания".

Василий Ключевский, кстати, возглавил вместе с Можайским епископом Парфением комиссию по переводу житий Димитрия на современный русский язык в 1900 году.

А. С. Пушкин отмечал, что "Четь-Минея Святого Димитрия представляет собою неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Это книга вечно живая, бессмертная". На основе Житий Святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создает образ юродивого в трагедии "Борис Годунов". Сюжеты и мотивы из Четьих-Миней Святителя Димитрия проникают и в лирику А. С. Пушкина. Его неоконченная поэма "Монах", написанная в 1813 году, является "саркастическим перифразом" жития Иоанна Новгородского, который сумел победить беса крестным знамением, оседлав его, добрался до Иерусалима и вернулся в Новгород.

В "Путешествии по святым местам русским" И. С. Тургенев вопрошает: "Кому в России не известны его [Св. Димитрия] великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?"

Ф. М. Достоевский в своей статье "О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса"приводил поразительный пример того, что не читая Четьи-Минеи, не зная грамоты, люди знают жития: "по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются... Слышал я ... эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали... В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное." Достоевский даже намеревался перевести Четьи-Минеи на английский язык.

Л. Н. Толстой в письме к архимандриту Леониду писал: "...вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Димитрия Ростовского". "Четьи Минеи — это стало любимым моим чтением... Чтение это открывало мне смысл жизни", — признавался Толстой в "Исповеди".

Академик Д. С. Лихачев считал Димитрия Ростовского "последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы".



Игорь Рыжов
  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

06.07.2018
Просим молитв о пропавшей без вести р.б. Таисии! Поиски полицией и неравнодушными людьми 9-й день безрезультатны. Женщина православная,...
06.07.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
02.07.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
01.07.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
05.06.2018
Помощь церковному историку Андрею Клушину в борьбе с лейкозом Дорогие неравнодушные прихожане и благотворители нашего храма, просим вас поучаствовать...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube