Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Помнить надо о святом терпении,
что велика эта добродетель»
(Святитель Лука Крымский)

Церковь чтит память Святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Святитель Димитрий Ростовский. Икона XIX в.Димитрий Ростовский был замечательной личностью своего времени, но нам хотелось бы поговорить о Димитрии не как о великом подвижнике и аскете, не о Димитрии-проповеднике и просветителе, не о Димитрии-чудотворце, драматурге и композиторе, а о Димитрии-историке, так как главное материальное наследство этого святого — это его масштабный труд "Книга жития святых" или Четьи-минеи, которому Димитрий посвятил полжизни.

argaiv1459


Даниил Саввич Туптало родился в декабре 1651 года в местечке Макарове между Киевом и Житомиром, в тысяче километров от древнего Ростова — города, название которого потом накрепко свяжется с его именем.

После Переяславской рады, принявшей в 1654 году решение о переходе под руку "царя восточного, православного", начинается русско-польская война, а вслед за ней период, который в украинской истории красноречиво называется "Руина" — аналог русского Смутного времени на Украине: кровавая гражданская война с вмешательством (интервенцией) всех соседних иностранных держав: России, Речи Посполитой, Крымского ханства, Османской Империи; раскол по всем фронтам — на исторической сцене присутствуют два казачьих войска с двумя гетманами; две православные митрополии — Московского патриархата и Константинопольского, а также униаты, подчиняющиеся Риму. Все это продолжалось до 1686 года, пока не был подписан так называемый "Вечный мир Польши с Россией".

И вот в эти годы рос, учился и творил герой нашего рассказа.

Необходимо отметить, что все эти беды напрямую не затронули город Киев, куда семья Туптало переехала, когда Даниилу исполнилось 8 лет. Это 1660 год, год, когда гетманщина раскалывается на про-русскую и анти-русскую (про-польскую). И в этом смысле сотник Савва Туптало проголосовал ногами за русское подданство — Киев с самого 1654 года находился под контролем России и был неким оазисом спокойствия среди шторма украинской Руины. Киев в те годы представлял собой уникальное явление с точки зрения свободы, которую во всей полноте воплощала Киево-Могилянская академия, так называемый "Коллегиум", куда и поступает в 1662 году Даниил Туптало. Только там он мог освоить четыре языка: церковно-славянский, польский, латынь и греческий.

Монашеский постриг Даниила. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского монастыря в РостовеВ 1668 году глава Академии, игумен Кирилловского монастыря Мелетий (Дзек), постригает Даниила в монахи под именем Димитрий

В следующем году Митрополит Киевский Иосиф рукополагает Димитрия в иеродиаконы. Архиепископ Черниговский Лазарь через шесть лет рукополагает Димитрия в иереи.

Именно архиепископу Лазарю, который впоследствии поставит Димитрия в игумены, посвящает он свое первое сочинение, изданное в 1683 году — "Руно орошенное", посвященное чудесам Богородицы, явленным на Черниговской земле в последние годы.

Титульный лист книги "Руно Орошенное" иеромонаха Димитрия (Туптало)Уже в этой книге проявляется научный подход Димитрия — внимание к деталям и фактам: имена, даты, места, упоминания о свидетелях.

Кстати, именно там впервые описан сюжет, легший в основу иконографии Иконы Божией Матери "Нечаянная Радость".

О талантливом молодом иеромонахе узнает только что избранный архимандрит Киево-Печерской Лавры (и будущий митрополит) Варлаам. Он вызывает Димитрия к себе и благословляет писать жития святых на весь год.

Димитрий приступает к делу всей своей жизни в 1684 году, будучи 32 лет от роду.

Необходимость составления православных Четьих-Миней на украинско-белорусских землях была вызвана во многом задачами полемики с католиками, писавшими о неисторичности православных святых, и тем фактом, что большинство православных житийных сборников на Украине и в Белоруссии в первой половине XVII века вместе с храмами и монастырями было захвачено униатами.

Сначала работа над житиями составляла единственное послушание Димитрия, но не прошло и двух лет, как он был назначен игуменом в Батуринский Святониколаевский Крупицкий монастырь.

В благодарность за согласие Димитрия принять на себя игуменство гетман Иван Самойлович (Батурин — гетманская столица) вызывается помочь ему с источниками. Узнав о том, что Димитрий мечтает о макарьевских минеях, гетман пишет в Москву Василию Голицыну с просьбой выслать им Великие Четьи-Минеи святителя Макария.

Патриарх Иоаким вскоре действительно присылает драгоценный список, но, видимо чего-то испугавшись, тут же запросил книги обратно. Димитрий почти не успел ими воспользоваться.

К этому времени война на Украине окончательно сменяется миром: 1681 — подписан мир с Турцией, 1686 — вечный мир с Польшей, в 1687 гетмана Самойловича сменяет Иван Мазепа; в 1688 году происходит всеобщее признание подчиненности Киевской митрополии Московскому Патриарху.

Титульный лист первого тома Книги Житий Святых Димитрия РостовскогоИ вот в этот первый стабильный год выходит первый том димитриевских четий-миней. Жития с сентября по ноябрь.

1689 год считается годом реального воссоединения Украины с Россией. Именно в августе 1689 года по завершении всех войн и Руины в Москву едет большое гетманское посольство во главе с Мазепой. Среди прочих в делегации присутствует и игумен Димитрий, которому серьезно достается от патриарха Иоакима за то, что начали печатание Житий без его благословения, а также за упоминание в них о непорочном зачатии Девы Марии (влияние латинства). Патриарх тем не менее благословил игумена на дальнейшую работу, но макарьевских миней так и не дал (видимо, берег такую драгоценность, существовавшую всего в трех списках).

На следующий год патриарх Иоаким умирает, и на престол восходит Адриан, последний патриарх русской Церкви до 1917 года. Он более благосклонен к Димитрию и наконец высылает ему макарьевские минеи. Получив долгожданное сокровище, Димитрий по благословению Варлаама, тогда же ставшего Киевским митрополитом, оставляет игуменское послушание и сосредотачивается на Житиях. Тем более, что вскоре из Гданьска приходит еще один бесценный источник — Acta Sanctorum. Это — "Деяния святых", 18 томов древних житий и мученических актов, собранных бельгийскими иезуитами.

Эти годы были крайне плодотворными для Димитрия, и несмотря на то, что перерыв в административной работе закончился (в 1694 году он вновь назначен игуменом — на этот раз в Глуховский Петропавловский монастырь), в 1695 году свет увидел второй том Четий-Миней (Жития с декабря по февраль).

В 1700 году выходит третий том — Жития с марта по май. Патриарх Адриан до своей смерти в октябре того же года успевает поощрить Димитрия похвалой, деньгами и книгами.

Хиротония св. Димитрия в митр. Сибирского. Роспись Димитриевского храма Спасо-Иаковлевского монастыря в РостовеВ 1701 году готовящегося отметить свое 50-летие архимандрита Димитрия вызывает в Москву царь Петр I. Святитель приехал в столицу 10 февраля, 8 марта он произнес приветственное слово Петру Алексеевичу, а уже 23 марта был хиротонисан в митрополита Сибирского и Тобольского.

Из-за весенней распутицы и болезни Димитрий не поехал в Сибирь, все недолгое время управления епархией он жил в московском Чудовом монастыре. Святителя во время болезни посетил царь и, учитывая слабое здоровье и необходимость закончить работу над Житиями, отменил свой указ о назначении в Тобольск. На Сибирскую кафедру был поставлен другой малорос — Филофей (Лещинский), он был хиротонисан 4 января 1702 года.

Димитрий же был назначен митрополитом Ростовским и Ярославским, и 1 марта 1702 года прибыл в Ростов.

В 1705 года выходит последний, четвертый, том Четий-Миней (Жития с июня по август), в котором уже значительно больше русских святых, чем в предыдущих томах.

Скончался Димитрий Ростовский 28 октября (10 ноября) 1709 года, не дожив до своего 58-летия, в келье, стоя на коленях в молитве.

Обретение мощей свт. Димитрия. Оплечье фелони. Кон. XVIII в. Государственный музей-заповедник "Ростовский кремль"Обретение нетленных мощей Димитрия произошло в 1752 году в царствование Елизаветы Петровны.

Это был первый святой, прославленный в Синодальный период (всего таковых одиннадцать). В Ростов была направлена комиссия, которая тщательно изучала мощи, снимала свидетельские показания. На это ушло пять лет. И вот, наконец, 1 апреля 1757 года, в день Светлого Христова Воскресения, произошло прославления митрополита Димитрия Ростовского в лике святителей.

Поговорим о том, как работал святитель Димитрий на своими Четьими-Минеями.

Каковы были его источники?

Во-первых, это Сборник житий святых преподобного Симеона Метафраста X века, присланный с Афона еще по заказу митрополита Петра Могилы, который за полвека до Димитрия задумывался над составлением подобного сборника.

Во-вторых, это Синаксари (по-гречески) или Прологи (по-русски). Составление Четьих-Миней, вообще, надо признать делом сравнительно поздним. Для этого требовалось собрать огромный материал и приложить много труда в распределении его по дням и месяцам всего года. Поэтому можно предполагать, что ранее Миней появились сборники не полных житий святых, а кратких сказаний о них, расположенных по месяцеслову. Сказания эти передают только важнейшие факты из жизни святых, форма их проста и лишена какой-либо литературной обработки. Первое печатное издание Прологов вышло в 1641 году. Они были очень популярны в народе и переиздавались каждое десятилетие с добавлением новых святых. Например, житие преподобной Евфросинии Московской появилось в 4-м издании, а в распоряжении Димитрия было еще более полное 5-е издание 1670-х годов.

В-третьих, Патерики или, по-русски, Отечники — сборники изречений святых отцов-подвижников и рассказов о них самих. Азбучный патерик — изречения древних старцев в алфавитном порядке. Египетский, Синайский, Римский — региональные патерики. По их образцу был создан и Киево-Печерский патерик, издание 1678 года было в распоряжении у Димитрия.

Разворот книги Петра Скарги "Жития Святых"В-четвертых, западные источники. Димитрий очень ценил труды двух польских деятелей контрреформации XVI века: иезуита, ректора Виленского университета Петра Скарги "Zywoty swietych" (в библиотеке Димитрия было целых три издания: 1619, 1626 и 1700 годов).

и монаха-картезианца Лаврентия Сурия "De Probatis Sanctorum Historiis" — "Истинные сказания о святых".

Как было уже упомянуто, позже Димитрий получает из Гданьска "Acta Sanctorum" — Деяния святых, собранные иезуитами-болландистами из Бельгии, которые работали над этой компиляцией с перерывами почти 300 лет, но так и не довели до конца.

Первым русским источником Димитрия стали Четьи-Минеи, составленные за 30 лет до него священником Христорождественской церкви Сергиева Посада Иоанном Милютиным, и представляющие собой краткую и отредактированную версию Великий Четьих-Миней митрополита Макария. О последних Димитрий мечтал больше всего. И именно их он несколько лет выпрашивал у московских патриархов.

Макарьевские минеи не были напечатаны в типографии и существовали всего в трех рукописных списках: первый — Софийский (в Новгороде), второй — Успенский (в Москве) и третий — Царский (Ивана Грозного). Вот Успенский список и получил от патриарха Адриана Димитрий. Правда, тогда, когда он работал уже над заключительным, четвертым, томом своего труда.

Конечно, пользовался Димитрий и отдельными житиями святых, как, например, житием Сергия Радонежского, написанным Епифанием Премудрым.

Пора сказать пару слов о методе Димитрия.

Начал он, как любой студент, пишущий курсовую или дипломную работу, с плана: составил месяцеслов, выбрал и распределил по нему святых, чьи жития следовало включить в минеи. Он поставил себе задачу сделать минеи как можно более полными. По возможности не пропустить ни одного дня. И ему это удалось.

При работе над каждым житием Димитрий использовал все доступные ему источники – благо знание четырех языков позволяло ему это делать. Используя научные методы анализа и синтеза, он своим языком пересказывал сюжет. Если возникали противоречия, он так и писал об этом, делая указания на разные версии.

Кстати, надо сказать, что кроме вышеперечисленных письменных источников у Димитрия был еще один — мистический. Так по его собственному свидетельству за время работы ему являлись двое угодников Божиих: великомученница Варвара и мученик Орест Тианский.

"В 1685 году — пишет Димитрий, — в Филиппов пост, в одну ночь окончив письмом страдания святого мученика Ореста, которого память 10 ноября почитается, за час или меньше до заутрени, лег я отдохнуть не раздеваясь и в сонном видении узрел святого мученика Ореста, с ликом веселым ко мне вешающего сими словами: "Я больше претерпел за Христа мук, нежели ты написал". Сие рек, открыл мне перси свои и показал в левом боку великую рану, насквозь во внутренность проходящую, сказав: "Сие мне железом прожжено". Потом открыл правую по локоть руку, показав рану на самом противу локтя месте, и рек: "Сие мне перерезано"; причем видны были перерезанные жилы. Также и левую руку открывши, на таком же месте, такую же указав рану, сказав: "И то мне перерезано". Потом, наклонясь, открыл ногу и показал на сгиб колена рану также и другую ногу, до колена открывши, такую же рану на таким же месте показал и рек: "А сие мне косою рассечено". И став прямо, взирая мне в лицо, рече: "Видишь ли? Больше я за Христа претерпел, нежели ты написал".

У Димитрия мы впервые видим элементы научно-справочного аппарата (набранные петитом, в маргиналиях) — ссылки на источники, указания на сходные сюжеты в других житиях и книгах.

Есть у него и исторические справки, зачастую обширные (например, "О хазарах" при Житии равноапостольных Кирилла и Мефодия в 3-м томе), географические пояснения, указания на то, что ему неизвестно (например, точный год рождения и смерти), ссылки на внешние источники ("подробнее см.")

Димитрий был и историком, и историософом. Как историк, он старался избежать ошибок, сопоставляя и критически оценивая писания своих предшественников, тщательно объясняя читателям исторические реалии прошлого. Он предпочитал внешний факт — внутреннему, достоверность явную — частной уверенности. Например, он не поместил упомянутое видение мученика Ореста в биографию святого, как сделал бы всякий средневековый автор, а записал его особо, в конце, хотя и с припиской: "А что сие видение я недостойный и грешный истинно видел, и точно так видел, как написал, не иначе, сие под клятвою моею священническою исповедую".

Как историософ, в каждом житии факты он объяснял верой своих героев (она же и его собственная). Как литератор он создал свой, особый стиль, к сожалению, сглаженный редакторами последующих изданий: без лишних слов, энергичный, ясный.

Что же представляли собой димитриевские Четьи-Минеи?

Это четыре огромных тома, разделенные по временам года. В них 765 статей, в том числе 91 так называемая "память" — краткие заметки о лицах или событиях, иногда в одно предложение, помещаемые в конец дня. Подавляющее большинство статей — жития. Свод содержит также 22 "Слова" на большие праздники (6 Слов принадлежат святителю Иоанну Златоусту, другие — святителю Василию Великому, преподобному Иоанну Дамаскину и иным). Две статьи посвящены вопросам календаря (обе в 3-м томе, что неудивительно, потому что это весенняя книга, в которой уместно было затронуть тему пасхалий). Также присутствуют сказания апокрифического плана, дополняющие библейские сюжеты (например "О бегстве в Египет").

Переиздания начались еще при жизни Димитрия. Но полное переиздание — что называется, переработанное и дополненное — вышло уже после прославления святого, в 1759 году. Редакторы русифицировали слог Димитрия, имевший много украинизмов, сделали ряд цензурных исправлений, купюр и вставок. Несмотря на довольно регулярные выпуски, спрос на "Книгу житий" в XVIII и XIX веках превышал предложение.

Четьи-Минеи стали неотделимой частью русского быта, основной книгой для чтения среди всех сословий.

И. С. Тургенев, Записки охотника. Про дворянина-помещика Овсянникова. "Я застал его дома. Он сидел в больших кожаных креслах и читал четьи-минеи. Серая кошка мурлыкала у него на плече. Он меня принял, по своему обыкновенью, ласково и величаво. Мы пустились в разговор."

Ф. М. Достоевский, Идиот. Рогожин про свою мать-купчиху из старообрядцев. "Про матушку нечего сказать, женщина старая, Четьи-Минеи читает, со старухами сидит, и что Сенька-брат порешит, так тому и быть."

Ф. М. Достоевский, Братья Карамазовы. О слуге Карамазова-отца, крестьянине Григории "По замечанию Марфы Игнатьевны, он, с самой той могилки, стал по преимуществу заниматься "божественным", читал Четии-Минеи, больше молча и один, каждый раз надевая большие свои серебряные круглые очки. Редко читывал вслух, разве великим постом."

 

Историк Н. И. Костомаров отмечал: "Литературные труды Димитрия имели важное значение именно потому, что были сильно распространены в русском обществе … Едва ли какой другой духовный писатель имел такой обширный круг читателей".

Историк В. О. Ключевский: "После Библии четьи минеи для народа — самая уважаемая и полезная в отношении нравственного образования книга. Нетрудно понять, что в этой книге особенно занимает верующего и ищущего нравственной пищи человека. Это — жития святых, в таком обилии наполняющие книгу митрополита Ростовского. Известно, каким любимым чтением было житие в древней Руси, и мы не можем не признать за ним большого значения в истории нашего нравственного воспитания".

Василий Ключевский, кстати, возглавил вместе с Можайским епископом Парфением комиссию по переводу житий Димитрия на современный русский язык в 1900 году.

А. С. Пушкин отмечал, что "Четь-Минея Святого Димитрия представляет собою неистощимую сокровищницу вдохновенного художника. Это книга вечно живая, бессмертная". На основе Житий Святых Николая Салоса Псковского и Иоанна Большого Колпака поэт создает образ юродивого в трагедии "Борис Годунов". Сюжеты и мотивы из Четьих-Миней Святителя Димитрия проникают и в лирику А. С. Пушкина. Его неоконченная поэма "Монах", написанная в 1813 году, является "саркастическим перифразом" жития Иоанна Новгородского, который сумел победить беса крестным знамением, оседлав его, добрался до Иерусалима и вернулся в Новгород.

В "Путешествии по святым местам русским" И. С. Тургенев вопрошает: "Кому в России не известны его [Св. Димитрия] великие заслуги церкви, прославленные и по смерти даром чудотворения? Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?"

Ф. М. Достоевский в своей статье "О безошибочном знании необразованным и безграмотным русским народом главнейшей сущности Восточного вопроса"приводил поразительный пример того, что не читая Четьи-Минеи, не зная грамоты, люди знают жития: "по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… потому что есть чрезвычайно много рассказчиков и рассказчиц о житиях святых. Рассказывают они из Четьи-Минеи прекрасно, точно, не вставляя ни единого лишнего слова от себя, и их заслушиваются... Слышал я ... эти рассказы даже в острогах у разбойников, и разбойники слушали и воздыхали... В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное." Достоевский даже намеревался перевести Четьи-Минеи на английский язык.

Л. Н. Толстой в письме к архимандриту Леониду писал: "...вообще по языку я предпочитаю простоту и удобопонятность и сложность языка допускал бы только тогда, когда он живописен и красив, каким он часто бывает у Димитрия Ростовского". "Четьи Минеи — это стало любимым моим чтением... Чтение это открывало мне смысл жизни", — признавался Толстой в "Исповеди".

Академик Д. С. Лихачев считал Димитрия Ростовского "последним писателем, который имел огромнейшее значение для всей православной Восточной и Южной Европы".



Игорь Рыжов
  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.10.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
30.08.2018
Нужна помощь в восстановлении подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы Дорогие братия и сестры! По благословению настоятеля, иеромонаха Клавдиана(Сафонова), обращаемся к...
19.08.2018
Отчет по сбору средств Дорогие прихожане, публикуем краткий отчет о пришедших средствах для помощи...
08.08.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
06.08.2018
Впервые о Православии. Помогите донести благую весть на языки Средней Азии Открыт проект по сбору средств на миссионерский перевод текстов на...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube