Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Не отчаивайся, потому что Господь милостив, но и не будь беспечен, потому что Он праведен»
(Святитель Иоанн Златоуст)

Святитель Иоанн Шанхайский (Максимович): «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь».

2 июля Русская Православная Церковь празднует память святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, Чудотворца, одного из самых выдающихся подвижников Русского Зарубежья ХХ века. Вниманию читателя предлагается краткий обзор одной из ранних его статей, актуальность которой на сегодняшний момент очень высока: далеко не все прихожане задумываются о правильном почитании Пресвятой Богородицы и, не осознавая, порой переступают грань православных канонов в своих умствованиях, тем самым удаляясь от истинного православного учения нашей Церкви.

argaiv1859

Сочинение «Как Святая Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь» было написано святителем Иоанном Шанхайским (Максимовичем), тогда еще иеромонахом, в 1928 году, в период пребывания его в так называемом тогда «Королевстве сербов, хорватов и словенцев» (в дальнейшем: Югославии), и издано в «Православном Русском Календаре» за 1933 год в Чехословакии. Кратко обрисовав почитание Пресвятой Богородицы в дни Ее земной жизни, святитель Иоанн повествует о переселении Богородицы в мир вечный, о прославлении и дальнейшем почитании Ее не только как Матери Господа, но и как Небесной Помощницы, Покровительницы христиан, Заступницы за весь род людской перед Праведным Судией (см.: Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. 1998. С. 130-131).

Вместе с распространением почитания Богородицы появляются и первые его противники. Унизив Мать, говорит о. Иоанн, они хотели разрушить веру в Сына; стремились создать ложное представление о Ней, «чтобы иметь возможность и все христианское учение перестроить на других основаниях» (Там же. С. 131). В соответствии с темой своего сочинения будущий святитель рассматривает ереси в первую очередь с точки зрения их направленности против почитания Богородицы. Еретики пытались доказать, что Мария не была Девой и что предсказания о рождении Мессии Девой никогда не существовало. Нашлись переводчики, которые сделали новые переводы Ветхого Завета на греческий, пророчество Исаии (Ис. 7, 14) они перевели как «вот, молодая женщина зачнет», утверждая, что еврейское слово haalmAh означает «молодая женщина», а не «дева». Однако из сличения различных мест Библии видно, утверждает о. Иоанн (Максимович), что haalmAh — именно «дева». Даже язычники, отмечает он, на основании своих предсказаний ожидали, что Избавитель родится от Девы. Святитель перечисляет пророчества и прообразы Ветхого Завета о рождении Христа: пророчество Исаии о зачатии Девой (Ис. 7, 14; Мф. 1, 22—25); расцветший жезл Аарона (Чис. 17, 8); камень, «оторвавшийся от горы без содействия рук», виденный во сне Навуходоносором, который истолковал пророк Даниил (Дан. 2, 34); затворенные врата, виденные пророком Иезекиилем (Иез. 44, 2). В Евангелии же ясно сказано, что Иисус Христос родился от Девы. «Отвергать бессеменное рождение Христа могут и могли лишь отвергающие Евангелие, а Христова Церковь искони исповедует Христа «воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы»» (см.: Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. 1998. С. 137).

Не смея отрицать, что Христос родился от Девы, лжеучители, например Гельвидий (IV в.), стали утверждать, будто Мария оставалась Девой только до рождения Своего Первенца, а впоследствии имела детей от Иосифа. Однако из Евангелия не следует, что братья Иисуса были детьми Его Матери; Мария Клеопова, сестра Богородицы (Ин. 19, 25), имела детей, которые могли называться братьями Господними (1Кор. 9, 5); кроме того, перед смертью Иисус Христос поручил Свою Мать любимому ученику (Ин. 19, 27). «Для чего бы Он это делал, — вопрошает о. Иоанн, — если б Она имела еще детей, кроме Него?.. Таким образом, внимательное изучение Священного Писания с полной ясностью обнаруживает несостоятельность возражений против Приснодевства Марии и посрамляет тех, кто учит иначе», — заключает он (см.: Как св. Православная Церковь чтила и чтит Божию Матерь. 1998. С. 140).

Несторианская ересь признала Богородицу только Христородицей — это, согласно святителю Иоанну, была попытка разрушить почитание Ее как Божией Матери. Несторий проповедовал, «что от Марии родился лишь человек Иисус, в которого вселилось Божество и обитало в Нем, как в храме», поэтому Марию, заявлял ересиарх, «нельзя именовать Богородицей: Она не родила Богочеловека» (см.: там же. С. 141). О. Иоанн (Максимович) отмечает, что против лжеучения Нестория выступили свт. Прокл, епископ Кизический (впоследствии архиепископ Константинопольский), свт. Кирилл, архиепископ Александрийский, свт. Келестин I, папа Римский. В 12 анафематствах свт. Кирилл изложил главные отличия православного учения от проповедуемого Несторием. III Вселенский Собор (431 года) «устами своих членов признал учение Нестория нечестивым». Это был голос всей Церкви, отмечает о. Иоанн, она ясно выразила «свою веру, что Христос, рожденный от Девы, есть истинный Бог вочеловечившийся, а поелику Мария родила совершенного человека, бывшего в то же время совершенным Богом, Она справедливо должна почитаться Богородицею» (см.: там же. С. 145).

Также, III Вселенский Собор подтвердил осуждение пелагианской ереси (ереси Пелагия), согласно которой человек может спастись своими силами, без помощи благодати Божией. Собор признал, что учение Православной Вселенской Церкви полно и ясно изложено в Никео-Константинопольском Символе веры, и воспретил впредь «слагать иную веру». Через несколько веков, пишет о. Иоанн, запрет был нарушен западными христианами: в Символ было добавлено, что Святой Дух исходит «и от Сына» (Filioque). А с XI в. это прибавление одобрили Римские папы, хотя до этого времени, начиная со свт. Келестина, папы твердо исполняли решение III Вселенского Собора, отмечает свт. Иоанн. (см.: там же. С. 146—147).

Также и иконоборчество, считает Иоанн Шанхайский, было направлено, в том числе, и против почитания Божией Матери, ибо, запретив почитать иконы Христа и Его угодников, иконоборцы хотели уменьшить тем Ее прославление. Богоматерь укрепляла ревнителей благочестия, боровшихся за почитание образов, являя знамения от Своих икон (см.: там же. С. 150). Православие восторжествовало над иконоборчеством, так как, подчеркивает о. Иоанн, «почтение, воздаваемое иконам, восходит к изображаемым на них; святые же угодники Божии чтутся как друзья Божии, ради благодати Божией, вселившейся в них, согласно словам псалма «мне же зело честни быша друзи Твои» (ср.: синодальный перевод Пс. 138, 17)» (см.: там же. С. 151).

Заголовок 6-й главы уже содержит оценку о. Иоанна (Максимовича) нового лжеучения о Богоматери: ««Ревность не по разуму» (Рим. 10, 2): Извращение латинянами в новоизмышленном догмате «Непорочного зачатия» истинного почитания Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии». Учение Католической Церкви на первый взгляд, говорит Иоанн Шанхайский, кажется возвышающим Деву Марию, но в действительности отвергает все Ее добродетели. В цитируемой о. Иоанном булле папы Пия IX о новом догмате говорится, что Дева Мария «ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого», при зачатии Ее родителями, была сохранена от первородного греха; будущий святитель отмечает, что таким образом Она также «была поставлена в невозможность иметь личные грехи» (см.: там же. С. 153). Однако, замечает о. Иоанн, не все члены Римской Церкви соглашались с новым учением: Фома Аквинский, Бернард Клервоский, позднее — монахи-доминиканцы. В то же время это учение отстаивали Иоанн Дунс Скот, монахи-францисканцы; оно все больше распространялось и в XIX в. стало всеобщим верованием латинской Церкви. «...Провозгласивши новый догмат своей властью, хотя и выслушав мнение епископов Католической Церкви, Римский папа тем самым открыто присвоил себе право изменять учение Римской Церкви и поставил свой голос выше свидетельства Священного Писания и Предания. Отсюда прямым выводом было, что римские папы непогрешимы в делах веры, что тот же папа Пий IX также провозгласил догматом Католической Церкви в 1870 году. Так изменялось учение Западной Церкви, отпавшей от общения с истинной Церковью», — пишет о. Иоанн (см.: там же. С. 157). Толкователи латинского вероисповедания, говоря о печалях и муках Богоматери, «считают их дополнением к страданиям Христовым, а Марию нашей Соискупительницей», латинские богословы, подчеркивает о. Иоанн, таким образом ставят Деву Марию в деле искупления рядом с Самим Христом и возвышают Ее «почти до равенства с Богом» (см.: там же. С. 159)!

Некоторые католические авторы, согласно о. Иоанну, идут по пути полного обожествления Пресвятой Девы Марии, называют Ее «дополнением Святой Троицы». Иоанн Шанхайский показывает здесь всю бессмысленность учения о том, что Дева Мария была очищена «прежде рождения» или что Она была «сохранена от первородного греха» и таким образом была сохранена и от личных грехов. «Один только Бог без греха» — эту истину о. Иоанн подкрепляет высказываниями западных свв. отцов: свт. Амвросия Медиоланского, блж. Августина и других. Однако и после того, как Христос, пройдя через девственную Матерь, очистил Ее женское естество, Богоматерь «не была поставлена в невозможность согрешить, но продолжала заботиться о Своем спасении и победила все соблазны» (см.: там же. С. 168) — в подтверждение этого положения о. Иоанн ссылается на свт. Василия Великого (Basil. Magn. Ep. 160), свт. Иоанна Златоуста (Ioan. Chrysost. In Ioan. 85). «Что Пречистая Дева была чужда греховных падений и безнравственных поступков — составляет всеобщее православное верование, но этим не утверждается совершенная безгрешность Ее», — пишет о. Иоанн в статье «Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли» (1936. С. 93).

Святитель Иоанн (Максимович) поднял вопрос о правильном и подобающем почитании Пресвятой Богородицы уже почти век назад, а посмотрите, как актуально это и сейчас, в наше время! Сколько прихожан, особенно пожилого возраста, сами того не подозревая, почти что обожествляют Пресвятую Богородицу, считают Ее чуть ли не «дополнением Святой Троицы»! А ведь самое-то главное для нас, людей и христиан, что Пресвятая Дева Мария была именно что человеком, не лишенным первородного греха, настоящим человеком, родившим истинного настоящего человека и истинного настоящего Бога Иисуса Христа!

Резюмируя всё вышеизложенное, хочется отметить своего рода уникальность святителя Иоанна: посмотрите только, как гармонично в нем сочетается Христа ради юродство — наитруднейший подвиг святости! — которое предполагает даже некоторую напускную «придурковатость», неотмирность на людях, с его глубокими, подчас трудными даже для специалистов богословскими трудами! Святителю отче Иоанне, моли Бога о нас!

 

При написании были использованы материалы Седмица.Ru и «Православной энциклопедии».

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

30.08.2018
Нужна помощь в восстановлении подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы Дорогие братия и сестры! По благословению настоятеля, иеромонаха Клавдиана(Сафонова), обращаемся к...
19.08.2018
Отчет по сбору средств Дорогие прихожане, публикуем краткий отчет о пришедших средствах для помощи...
19.08.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
08.08.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
06.08.2018
Впервые о Православии. Помогите донести благую весть на языки Средней Азии Открыт проект по сбору средств на миссионерский перевод текстов на...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube