Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Старайся не быть без дела, потому что безделье – мать всякого порока, в том числе уныния и отчаяния»
(Преподобный Иосиф Оптинский)⁠

С чего начинается христианство?

(в день памяти святителя Никифора, патриарха Константинопольского)

argaiv1480

Мужественный защитник право-славной веры святитель Никифор Исповедник родился в Константи-нополе во второй половине VIII века. Глубокая вера и готовность к подвигу исповедничества были заложены в нем его родителями, Феодором и Евдокией.
Вместе с настоящим христианским воспитанием святой Никифор получил и хорошее светское образование. Поэтому в царствование Льва IV (775–780) будущий святитель стал царским советником.

О своем жизненном выборе святитель Никифор писал:

«Едва я миновал юность и успел достигнуть возмужалости, как оказался в царском дворце и получил должность, при том не какую-нибудь незначительную и ничтожную... Прослужив в ней некоторое время, связанный человеческими делами и придя к сознанию непостоянства сей жизни, я начал размышлять и возбуждать в себе мысли о том, как трудно и неудобно занятым такою службой отдаваться предметам высочайшим, особенно если кто не окажется лишенным наилучшей надежды. И я стал считать одно ребяческим, а другое важным — с первым начал прощаться, а ко второму по мере сил стремиться — и полагал, что лучше видеть себя преуспевающим в этом, чем оказаться блистающим в том».

«Стал считать одно ребяческим, а другое важным — с первым начал прощаться, а ко второму, по мере сил, стремиться...» В этих словах будущего светильника Православия выражена очень глубокая и важная мысль. Мысль не отвлеченная, не из области недостигаемой богословской высоты, но совершенно практическая и востребованная для каждого верующего. Смысл ее в том, что христианство начинается с момента признания его самым серьезным, самым главным жизненным ориентиром, исходя из которого, мы будем оценивать все, происходящее в нашей жизни. В то же время, Евангелие, отодвинутое на второе место или даже поставленное вровень с чем-то очень важным, вряд ли станет для нас спасительным путем.

Василий Розанов так писал об этом свойстве христианства:

«Христианство есть религия нисходящей прогрессии, вечно стремящаяся и никогда не достигающая величина: “Христос + 0”. В каждый день и в каждый век, во всяком месте, во всякой душе человеческой получалось “Христос + еще что-нибудь”, “Христос + богатство”, “Христос + слава”, “Христос + удобства жизни”. Но это “что-нибудь”, прибавленное ко Христу, в душе нашей всегда только снисходилось и малилось по мере возобладания Христа… Как только серьезна семья — христианство вдруг обращается в шутку; как только серьезно христианство — в шутку обращается семья, литература, искусство».

Конечно, речь не идет о пренебрежении всем. Вопрос в иерархии ценностей. Исходя из чего мы смотрим на все, что с нами случается, что планируем, к чему стремимся. Святитель Никифор именно об этом говорит. В самый ответственный момент он сумел посчитать единственно серьезным в своей жизни спасение, Христа, все же остальное — ребяческим, несерьезным, преходящим. В Евангелии Спаситель так говорит об этом:

«Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня. Сберегший душу свою потеряет ее; а потерявший душу свою ради Меня сбережет ее» (Мф.10:37-39).

Это не призыв к черствости, не жестокость. Речь идет об иерархии ценностей, единственно верной, способной помочь человеку найти правильный выход из любой ситуации. Иначе — шатания, неуверенность, ошибки. Иначе — Слово Божие, рассматриваемое всего лишь как один из вариантов, становится для нас судом.

«Я презрел настоящую славу, как исчезающую подобно театральной сцене», — так свидетельствовал о своем жизненном перевороте святитель Никифор.

Спустя много времени твердая, бескомпромиссная позиция святого Патриарха Никифора в отстаивании иконопочитания стала поводом для его осуждения и ссылки. После 13 лет лишений и скорбей 15 июня 828 года святой скончался в изгнании. А 13/26 марта 847 года нетленные благоухающие мощи святителя Никифора, пролежавшие в земле 19 лет, с торжеством были перенесены в Константинополь в соборную церковь Святой Софии.

Роман Савчук

https://pravoslavie.ru

 

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
14.10.2019
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
10.10.2019
Приглашаются волонтеры на фасовку народных обедов в Троице-Сергиевой Лавре По субботам требуются волонтеры для фасовки народных обедов в Троице-Сергиевой...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube