Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие»
(Святитель Феофан Затворник)

Кризис в Русской церкви 1378—1390 гг.

XIV век — один из самых интересных в истории Русской Церкви. Происходившие в то время в нашей Церкви смуты и потрясения просто обязывают нас, современных христиан, внимательнее относиться к собственной истории, знать ее и молиться о том, чтобы это не повторилось вновь!

argaiv1293

XIV-й век, который почтили своей замечательной жизнью и подвигами преподобная великая княгиня Евфросиния Московская, её известный супруг — святой благоверный князь Димитрий Донской, святитель митрополит Московский и всей России чудотворец Алексий, был своего рода уникальным и непростым периодом в истории Русской Церкви. Оставаясь зависимой от слабеющей под ударами турок и раздираемой внутренними проблемами Византии, на протяжении трехсот лет сохранявшая единство, Русская митрополия начала разваливаться.

Стараниями Галицких и Литовских князей на землях, находившихся под их властью, были образованы отдельные митрополии. На протяжении всего столетия они то объединялись под омофором одного митрополита, то разделялись вновь.

Святитель Алексий МосковскийПосле смерти митрополита Феогноста в 1353 г. патриарх Филофей вновь благословил выделение Литовской митрополии с кафедрой в Новогрудоке (летописное: "Малый Новгород", Навагрудак) — город в Гродненской области). Констан-тинопольский Патриарх внял уговорам Ольгерда и одновременно с назначением митрополитом Киевским Алексия (Бяконта) назначил Романа митрополитом Литовским.

Амбициозный Роман не удовлетворился этим компромис-сным решением и явился в Киев. Однако «не прияша его кияне», и ему пришлось удалиться с чужой для него территории. Вместе с продолжающимися завоеваниями Ольгерда энергичный Роман также с упорством распространял свою власть (вплоть до Брянска). Приезжал он даже в Тверь. Законного же митрополита Алексия люди Ольгерда в Киеве арестовали. Чудом святитель вырвался в Москву и более в Киев не ездил до конца своей жизни. Продолжалась эта распря до смерти Романа в 1362 году, после чего патриарх Каллист восстановил единство Русской митрополии во главе с митрополитом Алексием.

Ольгерд, великий князь Литовский. Памятник 1000-летию России в Великом Новгороде

Однако единство длилось не долго: в 1370 году по требованию польского короля Казимира III, утвердившего свою власть на Галицко-Волынской земле, была восстановлена Галицкая мит-рополия. Он направил для поставления в митрополиты Галицкого епископа Антония. В случае если его требование не будет исполнено, Казимир угрожал обратить жителей своих владений «в веру латинян». А в 1371 году, в разгар Литовщины, Ольгерд снова настойчиво попросил у патриарха своего митрополита в Киев. В 1375 году ему удалось добиться поставления болгарина Киприана на Киево-Литовскую митрополию с перспективой становления митрополитом всея Руси после смерти владыки Алексия.

Король Польши Казимир III Великий. Базилика Рождества Девы Марии в Вислице

Итак, к концу жизни митрополита Алексия вновь произошло разделение Русской митрополии на три: Галицкую, Литовскую, Владимирскую (Московскую).

Таким образом, Русская церковь стала заложницей решений Фанара, меняющихся в зави-симости от размера "даров" того или иного князя, победы или поражения претендента на императорский трон, очередной рокировки патриархов, позиции кандидата в паламитских спорах и т.д.

Великий князь Димитрий Донской. Царский титулярникВ сложившихся условиях великий князь Димитрий Иванович Донской задумался об обретении независимости от Вселенской церкви, т.е. автокефалии. При жизни консервативного митрополи-та Алексия даже поднимать этот вопрос было невозможно. Но 12 (25) февраля 1378 года святитель умирает.

Димитрий Иванович решает проигнорировать давнее постановление Патриарха об объединении митрополии под властью Киприана. В преемники Алексию давно был уготован друг и духовник великого князя, хранитель его печати, его тёзка, коломенский священник Димитрий (вошедший в историю как Митяй), постриженый в монахи под именем Михаил и поставленный Алексием незадолго до смерти настоятелем придворного Спасского монастыря.

Для утверждения кандидатуры, несмотря на критику со стороны преподобного Сергия, предлагавшего на пост митрополита Дионисия Суздальского, быстро был созван собор русских епископов, который единодушно поддержал решение великого князя.

Однако единодушие это было омрачено двумя событиями:

– Великий князь дерзко не пустил на собор (и вообще в Москву) законного митрополита Киприана и был им, последним, анафематствован;

– против кандидатуры Михаила-Митяя демонстративно выступил авторитетный епископ Суздальский Дионисий, отказавшись признавать его не только нареченным митрополитом, но и епископом вообще. Дионисия поддержал и радонежский игумен.

Несмотря на эти обстоятельства, собор проголосовал за выдвижение Митяя в митрополиты, а Патриарх Макарий заочно его поддержал, пригласив по обычаю в Константинополь.

Дионисий Суздальский помещается под стражу по приказу Дмитрия Ивановича. Миниатюра Лицевого Летописного СводаВскоре Митяй с большим посольством отправился в путь. Одновременно в Царьград засобирался и энергичный Дионисий (а обиженный Киприан уже был там). Узнав о намерениях суздальца, Димитрий Иванович отправил его под стражу. За Дионисия, пообещавшего никуда не ехать, вступился игумен Сергий и даже поручился за него. Однако епископ нарушил обещание и отправился на Босфор.

За два месяца, пока Митяй сотоварищи добирались до Царьграда, там успели сместить патриарха. Среди членов собора, подписавших обвинительный акт против Макария, находился и митрополит Киевский и всея Руси Киприан. На первосвятительскую кафедру взошёл Нил — если не сторонник, то точно и не противник разделения Русской митрополии.

Уже на рейде Галаты незадачливый нареченный митрополит Михаил-Митяй неожиданно для всех (а возможно, и не без посторонней помощи) умирает.

Сбылось пророчество преподобного Сергия: «Слышав же блаженный, хвалящася Михаила на нь, рече к учеником своим, яко Михаил... не имать получити желаемаго, поне же гръдостию побежен бысть, ни Царьскаго града не имать видети»

Смерть Митяя. Миниатюра Лицевого Летописного СводаЕго растерянные спутники, среди которых были и бояре, и архиереи, после ожесточенных споров решаются на подлог: вписывают имя находившегося с ними переславского архимандрита Пимена в пустые грамоты с великняжескими печатями, которыми великий князь снабдил своего духовника ещё в Москве. Русские послы сделали вид будто никакого Митяя и не было!

Патриарх Нил рукополагает архимандрита Пимена в митрополиты Киевские. Миниатюра Лицевого Летописного Свода

 

 

 

И этот трюк им удаётся! Патриарх Нил утверждает Пимена в качестве митрополита Киевского, оставляя, правда, Киприана митрополитом Литовским. Однако великий князь Димитрий, расстроенный смертью своего фаворита, отказывается участвовать в этом спектакле, и казавшегося себе триумфатором Пимена заковывают в железо сразу по прибытию в Коломну и ссылают в далёкую Чухлому.

Димитрий Иванович, как только получил печальные известия из Царьграда, видимо посчитал, что трудно ему идти против рожна и смирился с кандидатурой Киприана. К тому же есть все основания предполагать, что именно благодаря влиянию митрополита литовский великий князь Ягайло "странным" образом не успел соединиться с Мамаем на Куликовом поле.

23 мая 1381 г. митрополит Киприан, сопровождаемый Феодором Симоновским, торжественно въезжает в Москву. С покаявшегося князя Дмитрия анафема снята, Киприан с Сергием Радонежским освящают новый храм Высоцкого монастыря в Серпухове, а также крестят сына Владимира Храброго — Ивана. По ходатайству Киприана официально был  канонизирован прапрадед Дмитрия Александр Невский. Больше чем на год в Русской Церкви воцаряется мир.

Патриарх Нил благословляет Дионисия вернуться на Русь. Роспись Вознесенского Печерского монастыряДионисий также возвращается из Царьграда необиженным. Он удостоен Нилом сана архиепископа Нижегородского, Суздальского и Городецкого. Патриарх выдал ему «крещатые ризы» и особый мандат на борьбу с ересью стригольников, распространившуюся в Великом Новгороде.

Но вот наступает година испытаний: хан Тохтамыш разоряет Русь и сжигает Москву. Узнав о приближающемся враге, Димитрий уезжает в Кострому собирать войско. Привыкший с детства видеть на первосвятительском престоле мужественного патриота, каковым был почивший в Бозе митрополит Алексий, Димитрий уверенно  оставляет Москву на владыку Киприана. Однако болгарин не спешит принимать венец мученика за землю русскую и вскоре в виду появления на горизонте врага оставляет первопрестольный град и бежит не куда-нибудь, а в ненавистную Тверь, снова — по крайней мере в глазах Дмитрия — демонстрируя свою лояльность Литве.

Разорение Москвы Тохтамышем в 1382 г. Миниатюра Лицевого Летописного СводаОставшись без пастыря, московский люд рассеялся и начал громить боярские хоромы, бесчинствовать и в конце концов купился на хитрость Тохтамыша и открыл татарам ворота.

Вернувшись на пепелище, Димитрий Донской выгоняет Киприана обратно в Литву и возвращает из ссылки Пимена. Пимен заступает на кафедру, энергично приступает к своим обязанностям, хиротонисает епископов (в частности рукополагает в епископы Пермские Стефана, великого русского святителя). Однако князь Димитрий явно рассматривал нелюбимого им Пимена как временное решение, так как уже в июне 1383 года в Царьград отправляется новое посольство во главе с Дионисием Суздальским и Феодором Симоновским всё с тем же вопросом об устроении русской митрополии.

Патриарх Нил рукополагает епископа Дионисия в митрополиты. Роспись Вознесенского Печерского монастыряПатриарх Нил, недолго думая, посвящает в митрополиты самого Дионисия и обещает отправить в Москву комиссию по расследованию деятельности Пимена. Таким образом в тот момент у Руси стало три митрополита: Киприан (в Литве), Пимен (в Москве) и Дионисий (в Константинополе). Получился «апофеоз смуты»!

Митрополит Дионисий и Феодор, ставший по милости Нила “великим архимандритом" ставропигиального (впервые на Руси!) Симонова монастыря, покинули столицу и разъехались разными путями: Феодор поехал прямиком в Москву, а Дионисий — на свою беду! — в Киев.

Святитель Дионисий Суздальский в киевской тюрьме. Роспись Вознесенского Печерского монастыряВ литовском Киеве, где вся церковная власть принадлежала изгнанному из Москвы Киприану, суздальца кинули в тюрьму, где он и скончался 15 октября 1385 года.

Таким образом, Пимен остался митрополитом ipso facto. Однако реальная его власть была слаба. Пимен не пользовался поддержкой и уважением как со стороны великого князя, так и со стороны Фанара. Даже новгородцы в этот период отказали московскому митрополиту в праве суда над собой.

Святитель Киприан, митрополит Киевский и всея Руси

 

И только в 1389 году, после ещё нескольких безуспешных поездок русских иерархов в Царьград, когда патриарший престол покидает Нил, когда умирают Димитрий Донской и Пимен, ситуация стабилизируется. Митрополит Киприан проявил завидное терпение и, пережив всех своих недругов, с подтвержденными новым, дружественным ему, патриархом Антонием полномочиями на всю Русь, 6 марта 1390 года торжественно въезжает в Москву.

Длившийся 12 лет кризис в Русской церкви, завершился.

Что же послужило причиной этой смуты?

С одной стороны, инициатором процесса выступил Димитрий Донской. И в этом смысле он опередил своё время: как в попытке установления самодержавной власти (такой степени волюнтаризма и дерзости достигнет разве что Иван Грозный через двести лет), так и в попытке установления автокефалии (воплотит в жизнь его внук Василий через 70 лет).

Димитрий был безусловно великим государственным деятелем и смотрел вперёд, но момент ещё не наступил. Более того, ослабив Церковь, Димитрий окончательно "упустил" Литву: в 1385 году, том самом, когда на Руси было три митрополита, подписывается Кревская уния: Литва навсегда уплывает от православной России в сторону католической Польши.

С другой стороны, развитию кризиса способствовала и Вселенская Церковь, которую также лихорадило уже много лет. Смута в русской церкви явилась как бы отражением смуты в Византии. Там также часто и легко смещались и назначались патриархи, продолжались междоусобицы.

С третьей стороны, можно сказать, что во всём христианском мире в тот период шли схожие процессы. На Западе в то же самое время произошёл «Великий раскол». Там также параллельно существовали два, а в какой-то момент и три Папы, а католический мир оказался расколот на противоборствующие лагеря.

 

Игорь Рыжов


Иллюстрации:

http://www.pecherskiy.nne.ru

https://www.mediawiki.org

 

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

22.01.2018
Продолжается сбор средств на лечение Токиной Юлии Братия и сестры, летом мы обращались с просьбой помочь в...
25.12.2017
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
10.11.2017
Семье певчей храма нужна помощь Дорогие братия и сестры! В семье певчей храма Евфросинии Московской...
27.08.2017
Просим вашей посильной помощи и молитв Дорогие братия и сестры! Просим откликнуться: у Токиной Юлии, прихожанки и...
11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube