Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Старайся не быть без дела, потому что безделье – мать всякого порока, в том числе уныния и отчаяния»
(Преподобный Иосиф Оптинский)⁠

Лица без земной прописки.

Богато украшен «духовный луг» Христовой Церкви. Есть на нём и особые цветы, которые не сразу заметишь, заметив – не сразу признаешь, признав – еще долго не поймешь. Юродивых и почитали, и боялись. Желали получить хоть «чуточку» от их блаженства, но страшились их беспристрастного обличения. Эти «странные» люди не давали обществу расслабиться, «будили» его: «Не время спать в житейском комфорте! Скоро за все придётся дать ответ!»

argaiv1068

Царство Небесное – вожделенный Отчий Дом для каждого христианина. Именно к нему должны вести все земные пути. Человек, чудесным образом рождающийся после смерти, лишь в Небесном Отечестве обретает полноту своей жизни.

Господь, приоткрывая тайну Вечной жизни, говорит: В доме Отца Моего обителей много… И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я (Ин. 14: 2–3). Святитель Василий Великий так объяснял эти слова Христа: «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, потому что звезда от звезды разнится в славе (1 Кор. 15: 41). И поскольку многи обители у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». В то же время для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства – в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни.

Каждому сподобившемуся войти в Жизнь Вечную уготовано особое место в Небесных Чертогах. Апостолы и пророки, святители и преподобные, мученики и исповедники…

Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор. 12: 7–11).

Особый дар Духа – подвиг «сумасшествия» во Христе.

Праведная жизнь во Христе – это всегда жизнь наперекор миру, его страстям и законам. Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир (Ин. 15: 19). Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) говорил: «Мир требует, чтобы все думали и хотели только так, как думает и хочет мир. Мир не терпит, мир не позволяет, чтобы кто-нибудь думал и хотел иное, чем думает и хочет мир. Мир требует, чтобы все подчинялись тому, что исповедует мир, чтобы все думали так, как думает большинство, отвергшее Христа…»

Но люди, называемые на Руси «юродивыми во Христе», сей подвиг иной, инаковой жизни возводят до предела. Возлюбив Господа, они всем своим существом стремятся следовать Тому, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной(Фил. 2: 7–8). Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих (1 Кор. 1: 21).

Юродивых, прославленных в лике святых, Православная Церковь знает совсем немного. Греческая Церковь чтит всего шесть юродивых, из которых у нас наиболее известны Андрей Блаженный и Симеон Эмесский. На Руси их немногим больше. Георгий Петрович Федотов в книге «Святые древней Руси» приводит такие цифры: «По столетиям чтимые русские юродивые распределяются так: XIV век – 4; XV – 11; XVI – 14; XVII – 7».

«Любовь, как милостыню, раздала…»

У второй столицы Российского государства – града святого Петра – также есть блаженный покровитель, вернее – покровительница.

История эта началась ближе к середине XVIII века как история любви. Полковник и придворный певчий Андрей Федорович Петров внезапно, без христианского покаяния, отошел ко Господу. Для его супруги, 26-летней Ксении, это был тяжелейший удар. Странное поведение молодой вдовы все родственники сперва списали именно на временное помутнение рассудка, вызванное внезапной трагедией. На похороны женщина явилась в костюме мужа и стала уверять всех, что Андрей Федорович вовсе не умирал, а умерла его супруга Ксения Григорьевна…

Время шло, а «больная» не приходила в себя. Более того, положение усугублялось: Ксения отзывалась только на имя почившего супруга и раздавала все свое имущество бедным. Обеспокоенные родственники обратились за помощью к начальству Андрея Федоровича. Те, вызвав вдову и побеседовав с ней, заключили, что женщина находится «в здравом уме и твердой памяти».

Для одних людей поведение Ксении было объяснимо лишь умопомрачением от горя. Для других вскоре стало очевидно: познав через смерть любимого мужа непостоянность и призрачность земного счастья, Ксения всем сердцем устремилась к Богу и только у Него искала покровительства и утешения.

Ксения всю оставшуюся жизнь скиталась среди бедняков Петербурга, облаченная в военную форму, оставшуюся от мужа. Позднее святую так и стали изображать на иконах: в красной юбке и зеленой кофте – в память о цветах офицерского мундира.

Господь однажды сказал: Лисицы имеют норы и птицы небесные – гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову (Мф. 8: 20). Святая, стремясь во всем подражать Христу, отказалась от всех земных благ. Когда близкие пытались снабдить ее самым необходимым для жизни, она отвечала: «Мне ничего не надо». Радуясь свободе от вещей, она часто говорила: «Вся я тут»…

Однажды рабочие, строившие новую каменную церковь на Смоленском кладбище, заметили: кто-то ночью приносит на верх воздвигаемого храма горы кирпича. Решили они выследить, кто же их смиренный благодетель. Притаившись ночью, они увидели блаженную Ксению, трудящуюся во славу Божию. Ведь именно там, на Смоленском кладбище, лежал прах ее незабвенного мужа. Любовь жены, пораженной внезапно – и, главное, без покаяния – оборванной жизнью мужа, преобразилась в пламенную любовь ко Господу, после чего возникло желание «дожить» праведно и благочестиво жизнь усопшего.

Все поношения и обиды блаженная сносила безропотно. Милостыню принимала не от каждого, а лишь от добрых людей, да и то – только «царя на коне», то есть копейку с изображением Георгия Победоносца. Полученное тотчас отдавала таким же беднякам, как и сама она. Петербуржцы постепенно привыкли к странностям блаженной и полюбили ее. Они заметили: если она входила в чей-либо дом, это было добрым знаком. Матери радовались, если Ксения поцелует ребенка. Извозчики становились в очередь, желая хоть немного провезти ее, потому что после этого выручка была обеспечена на целый день. А если блаженная брала что-либо из предложенного торговцами на базарах, то весь товар продавца быстро раскупался.

Удивительно: несмотря на такую всеобщую любовь, предание не сохранило ни года, ни дня кончины блаженной. Известно лишь, что святая преставилась в конце XVIII или в самом начале XIX века. Господь еще при жизни прославил Свою избранницу даром прозрения сердец и будущего.

Однажды зашла Ксения к Параскеве Антоновой, которой когда-то подарила свой дом, и говорит: «Ты вот тут сидишь, чулки штопаешь, а там, у Смоленского кладбища, тебе Бог ребенка послал! Беги скорее!» Параскева всю жизнь страдала от своего одиночества, поэтому, услышав слова блаженной, тут же побежала к указанному месту. Приближаясь к кладбищу, она увидела, что извозчик сбил беременную женщину, та разродилась и сразу скончалась. Младенец оказался на руках у Параскевы. За ним-то, по слову Ксении, она и бежала. Отца и родных искали, но не нашли. Так Параскева обрела сына.

По смерти блаженной Ксении чудеса, совершаемые у ее могилы, непрестанно множились.

После длительного народного почитания блаженная Ксения Петербургская на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 1988 года была причислена к лику святых. Мощи блаженной находятся в родном ей Петербурге, в часовне на Смоленском кладбище, земля которого, верно, еще помнит следы ее босых ног.

 

Людмила Кириллова

https://pravoslavie.ru/

 

 

 

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
14.10.2019
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
10.10.2019
Приглашаются волонтеры на фасовку народных обедов в Троице-Сергиевой Лавре По субботам требуются волонтеры для фасовки народных обедов в Троице-Сергиевой...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube