Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Одной отваги недостаточно, в человеке должен быть и жертвенный дух, для того чтобы отвага имела в душе надежное обоснование»
(Преподобный Паисий Святогорец)

Обретение мощей святителя Иннокентия, епископа Иркутского

argaiv1203
Будущий святитель родился в конце XVII века, в Черниговской губернии, в семье священника Кульчицкого, потомка древнего польского рода. При Крещении мальчика нарекли Иоанном и воспитывали его в духе благочестия. Получив начальное образование дома, он продолжил обучение в Киевской духовной академии. Учился Иван очень хорошо. Ко времени окончания академии Иван был пострижен в монахи с именем Иннокентий. Избранник Божий принял постриг в Антониевой пещере, под Киевом. По окончании академии, примерно в 1706–1708 годах, благочестивый инок был отправлен в Санкт-Петербург, где в то время только основывался Невский монастырь, будущая Лавра, чтобы послужить здесь примером доброго иноческого жития.

Государь Петр I решил образовать в Пекине Русскую православную духовную миссию, которую по плану царя должен был возглавить епископ. Митрополит Филофей рекомендовал на эту должность иеромонаха Иннокентия. На третьей седмице Великого поста, 5 марта 1721 года, в воскресенье, в Александро-Невском Троицком соборе за литургией была совершена хиротония в епископа. Сразу после Пасхи владыка Иннокентий, нареченный епископом Бельским, выехал из Санкт-Петербурга в Китай. Его сопровождали два иеромонаха, иеродиакон и пять певчих с тремя служителями.

Год без малого добирались они до Иркутска, оттуда двинулись дальше, за Байкал, и остановились в пограничном с Китаем Селенгинске. Епископ Иннокентий оставался в Селенгинске безвыездно три года. Скорбна была жизнь святителя. Чтобы не умереть с голоду, миссия добывала себе пропитание рыболовством или нанималась на работы к местным хозяевам и тем кормилась. «Где мне главу преклонити и прочее жития моего время окончати…? Скитаюсь бо со двора на двор и из дому в дом переходящи», — писал Святитель. Кое-как пристроился владыка со свитой жить на даче Троицкого Селенгинского монастыря. А чтобы не даром есть монастырский хлеб, он и его диакон писали для храма иконы. Поношенное платье владыка чинил себе сам. Утешение находил в молитвах и богослужениях, которые совершал в старом селенгинском соборе. В Селенгинске он восполнил недостаток духовенства за Байкалом и рукоположил многих в священники. Лишь в марте 1725 года получил владыка Иннокентий повеление переселиться в Иркутский Вознесенский монастырь и оставаться там впредь до новых предписаний.

В 1726 года из Петербурга пришло новое высочайшее повеление: быть ему самостоятельным епископом Иркутским и Нерчинским. Немногим более четырех лет окормлял он иркутскую паству, но и это короткое по человеческим меркам время употребил он с великой пользой для спасения. Как было уже сказано, владыка Иннокентий не отличался крепостью здоровья, особенно страдал головными болями, но подвигов своих, ни молитвенного, ни смирения плоти, не оставлял. На теле он носил власяницу, поверх которой всегда был подрясник из шкуры лося и кожаный с железной пряжкой пояс. Молиться святитель любил в пещере за монастырской оградой, которую выкопал основатель Вознесенской обители старец Герасим. Еще был у святителя обычай обходить по ночам Вознесенский храм и молиться на него с четырех сторон.

Очень любил владыка делать что-либо своими руками. Днем помогал тянуть сети тем, кто был на рыболовном послушании, а по ночам шил для учеников обувь (чарки). Своими руками посадил в монастыре два кедра. Пастырь добрый не только руками трудился, но и ни на мгновение не оставлял главного дела — проповеди Слова Божия. Язычников, во множестве проживавших вокруг Иркутска, он обращал к Святой Церкви не только семьями, но и целыми стойбищами. Так, из новокрещеных бурят образовалось целое поселение Ясачное.

Очень любил святитель Иннокентий служить Божественную литургию. До последних дней своей жизни старался он не упускать возможности здесь, на земле, соединиться со Христом. Немощи человеческие сильно одолевали владыку. Болезнь то усиливалась, то отпускала. В четверг 25 ноября страдания святителя стали чрезвычайными. Братию и всех городских священников он просил молиться о себе и отслужить после литургии параклис. В субботу 27 ноября 1731 году в седьмом часу утра Господь навеки упокоил святителя. Монастырский колокол возвестил о его кончине, последовавшей в присутствии его духовника иеромонаха Корнилия (Бобровникова), братии и келейников.

Погребение святителя было совершено 5 декабря. Гроб из соснового дерева был обит черным бархатом. Пречистое тело владыки водворили в каменном склепе под алтарем деревянной церкви в честь Тихвинской иконы Божией Матери, возведенной в 1688 году старцем Исаией. Через тридцать три года после кончины святителя во время ремонта Тихвинской церкви было обнаружено, что тело его, одеяние и даже бархат на гробе не тронуло тление, хотя само место погребения было сырым и затхлым. В последних числах сентября 1800 года преосвященному Вениамину, епископу Иркутскому, пришло письмо за подписью 389 человек с изложением просьбы об открытии честных и нетленных мощей святителя для всенародного чествования.

1 декабря 1804 года Святейший Синод объявил: «тело первого епископа Иркутского Иннокентия огласить за совершенно святые мощи … с установлением празднования ему 26 ноября, на день памяти преставления сего святителя».

9 февраля мощи святителя при величайшем стечении народа торжественно с крестным ходом и преднесением чудотворной иконы Казанской Божией Матери, были перенесены из Тихвинской церкви в соборную Вознесенскую. Здесь мощи почивали пятьдесят пять лет, до времени, пока не потребовалось разбирать Вознесенскую церковь из-за ветхости. Двенадцать лет пролежали они в Успенском храме Вознесенского монастыря и 15 октября 1872 года были возвращены под своды вновь отстроенного на старом месте благолепного храма Вознесения Господня. В память о первом перенесении мощей святителя ежегодно в Иркутске совершался крестный ход с иконой Казанской Божией Матери. Так было вплоть до 1920 года, времени жесточайших гонений на христиан.

В 1921 году власти совершили акт святотатства: мощи святителя Иннокентия были вскрыты для «медицинского освидетельствования». Долго мощи святителя почитались безвозвратно утерянными. В 1990 году в одном из подсобных помещений ярославской церкви Николы Надеина были обнаружены неизвестные мощи. С помощью их идентификации на кафедре судебной медицины Ярославского мединститута была проведена экспертиза. Описание мощей, сделанное ярославскими медиками, полностью совпало с данными акта, составленного в 1921 году в Иркутске.

Святитель Иннокентий является примером истинного следования за Христом, образом любви к Богу и ближним. Физические немощи не могли остановить его неиссякаемой любви к Богу, которой он спешил поделиться со всеми. Следование за Христом было для него не просто призывом, но смыслом жизни. Этим принципом руководствовался он в каждом деле. Шил ли чарки, учил ли бурят, возводил ли храм, он всегда перед собой имел образ Спасителя нашего Иисуса Христа.

Иерей Иннокентий Семенов
Мощи святителя в иркутском Знаменском соборе
  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

НУЖНА ПОМОЩЬ

21.02.2021
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
01.02.2021
Помощь нуждающимся В период пандемии социальная служба храма продолжает оказывать помощь людям,...
25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
Все записи →

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube