Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«В молитве должно просить не исполнения собственной своей воли,
но предоставлять все Богу, домостроительствующему полезное»
(Святитель Василий Великий)

К 18-й годовщине перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

Святая жизнь, блаженная кончина, чудеса

argaiv1448

Местом упокоения от земных трудов великого подвижника нашей Церкви святителя Феофана стала в 1894 году Успенская Вышенская пустынь, относившаяся тогда к Тамбовской епархии. Ещё в 1862 году, будучи Тамбовским архиереем, преосвященнейший Феофан, назначая настоятелем в Вышенскую обитель архимандрита Аркадия (Честонова), напут-ствовал его словами: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я приеду к вам». Так выразил святитель своё заветное желание удалиться в монастырь, но прошли годы, прежде чем это намерение осуществилось.

Сохранилось высказывание святителя Феофана о Выше как о «преутешительной и преблаженной обители». Но святое это место влекло подвижника не потому, что он искал совершенного покоя и хотел полностью устраниться от дел. Желая обрести здесь вдохновение для продолжения молитвенных и литературно-богословских трудов, в 1866 году он обращается к Священному Синоду с прошением уволить его на покой; главной неожиданностью стала просьба святителя разрешить ему поселиться в Вышенской пустыни простым монахом. В то время епископ Феофан возглавлял Владимирскую кафедру. Его освобождают от управления епархией, назначив настоятелем Успенской Вышенской пустыни. Два месяца владыка Феофан нёс многотрудный настоятельский крест, пребывая в повседневных заботах, при этом вместе с братией посещал все богослужения, а в воскресные и праздничные дни сам совершал Литургию. Но мысль об уединении не оставляла святого подвижника, и он просит уволить его от хлопот по управлению обителью. Священным Синодом он освобождается от административных обязанностей, настоятелем вновь становится отец Аркадий. А святитель Феофан, всё больше сил и времени уделяя писательским трудам, продолжает жить в Выше, которую, по его словам, «можно променять только на Царство Небесное».

Решение о полном затворе принимается святителем ради главного для него дела – непрестанного пребывания наедине с Богом. Общение с внешним миром прекращается в 1874 году, после праздника Пасхи Христовой. Но, затворившись для усиленного молитвенного подвига, Вышенский отшельник не прекращает отвечать на письма тех, кто ищет спасения. О том, насколько важны в духовной жизни пастырские наставления, свидетельствует сам епископ Феофан: «Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Мирной кончины святитель сподобился в праздник Крещения Господня, 6 января (по старому стилю) 1894 года. Как вспоминали очевидцы, при облачении в архиерейские одежды его лицо озарила блаженная улыбка. Несмотря на крещенскую стужу, десятки тысяч людей из разных мест пришли проститься с учителем христианского благочестия. Заупокойное богослужение совершил епископ Тамбовский и Шацкий Иероним, которому сослужили 50 священников. Святитель был погребён в правом, Владимирском приделе Казанского собора.

Прославление угодника Божия Феофана произошло в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Удивительна история тайного обретения мощей святителя, которые теперь вновь почивают в Казанском соборе столь дорогой его сердцу Вышенской пустыни (ныне это территория Шацкого района Рязанской области). История России в XX веке вписала трагические страницы в летопись Выши. Советская власть бесцеремонно вторглась в святую обитель, изгнала из её стен братию, закрыла храмы. В монастырских помещениях разместили душевнобольных. В разорённом Казанском соборе устроили склад; вот туда-то и направился в 1973 году молодой священник из села Эммануиловка Шацкого района Георгий Глазунов (ныне митрофорный протоиерей, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Эммануиловке) вместе с приехавшими из Московской духовной академии игуменом Марком (Лозинским), преподавателем гомилетики, и иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым), в ту пору студентами МДА.

Отец Георгий вспоминает о тех давних событиях на страницах православного журнала «Покров» (2012, № 11): «У меня была там знакомая кладовщица. Я попросил её открыть нам Казанский храм, находящийся тогда под складом в её ведомстве. Мы всё осмотрели. Запустение было ужасное, окна выбиты, всё загажено птичьим помётом, накиданы какие-то бочки, покрышки, железки, спинки кроватей.

Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метр толщиной, она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нём и остались лежать какие-то железяки, трубы. Отслужили панихиду по святителю Феофану и решили забрать отсюда его честные останки. Спустя некоторое время отец Елевферий для этого вернулся. Кладовщица на этот раз впустила нас в храм и тут же закрыла нас на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозив: «Если что-то найдёте, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху.

Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова у святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжёлое. Собрали все косточки, каждый суставчик, позвонок. Потом нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Полностью сохранилось! Только вот если в руки его взять, страницы ломались.

Честные останки святителя Феофана мы, как обрели, привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом их перевезли в Троице-Сергиеву Лавру. Всё хранилось в строгом секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да ещё отец Кирилл (Павлов). Мощи тогда благословили положить в подклете Успенского собора – во Всесвятском храме, где они покоились до 1988 года.

Обретя мощи, мы вскоре перевезли мраморное надгробие весом в 6,5 т. На нём были высечены митра, рипиды и три книги: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских Посланий» и «Начертание христианского нравоучения». При помощи военной машины с лебёдкой вытащили надгробие, оно такое тяжёлое, что толстенные тросы рвались! Я даже подумал, может, воли Божией нет, но надгробие поддалось, уложили его на лист железа, и так по песку, асфальта тогда не было, привезли в Эммануиловку. В настоящее время надгробие находится под престолом придела в честь святителя Феофана в храме преподобного Сергия в Эммануиловке.

Отец Георгий (Тертышников) параллельно готовил материалы, которые в дальнейшем были положены в основу документов для канонизации. Мы часто общались, он приезжал сюда, встречались мы и в Лавре. Он был уверен: «Придёт время, и святителя Феофана прославят». И действительно, святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Соборе 1988 года.

За год до канонизации митрополит Рязанский Симон (Новиков) благословил пристроить к нашему храму в Эммануиловке придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в наш храм. На перенесение мощей служил сам владыка Симон, служба была торжественная, участвовал хор Московской духовной академии из Троице-Сергиевой Лавры. Причастников в тот день было очень много. Потом люди рассказывали о различных знамениях, сопровождавших перенесение мощей».

Отец Георгий рассказывает также о чудесных исцелениях, происходивших в храме. Так, мальчика двух с половиной лет, который от рождения не мог ходить, родители трижды привозили издалека, сначала купали в источнике святителя Феофана, а затем священник клал его на мощи. Когда приехали в третий раз, ребёнок прямо в храме во время службы попросился спустить его с ручек на пол. Мать опустила его, и он стал бегать!

Когда часть зданий Вышенской пустыни передали Церкви, здесь начала обустраиваться женская обитель. Из Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь мощи святителя Феофана были перенесены 29 июня 2002 года. В Выше мощи здешнего затворника встречал Святейший Патриарх Алексий II, по благословению которого состоялось это событие.

Начиная с 2011 года святыни из Выши – Казанская Вышенская икона Пресвятой Богородицы и ковчег с большой частицей мощей святителя Феофана – приносятся в разные епархии России и Украины, и повсюду к ним собирается множество людей. У мощей случаются и особые знамения милости Божией. Нередко ощущается благоухание, как бы волнами исходящее из ковчега. Как и при жизни владыки Феофана, по его святым молитвам верующие получают помощь и утешение.

Подготовлено Екатериной Лебедевой
по материалам православного календаря на 2015 год
«Мы обладаем истиной, и наш долг – хранить её.
Год со святителем Феофаном Затворником» (Москва, 2014)

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

НУЖНА ПОМОЩЬ

01.12.2020
Помощь нуждающимся В период пандемии социальная служба храма продолжает оказывать помощь людям,...
07.11.2020
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube