Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви,
там среди них Христос»
(Святитель Иоанн Златоуст)

К 18-й годовщине перенесения мощей святителя Феофана, Затворника Вышенского

Святая жизнь, блаженная кончина, чудеса

argaiv1734

Местом упокоения от земных трудов великого подвижника нашей Церкви святителя Феофана стала в 1894 году Успенская Вышенская пустынь, относившаяся тогда к Тамбовской епархии. Ещё в 1862 году, будучи Тамбовским архиереем, преосвященнейший Феофан, назначая настоятелем в Вышенскую обитель архимандрита Аркадия (Честонова), напут-ствовал его словами: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я приеду к вам». Так выразил святитель своё заветное желание удалиться в монастырь, но прошли годы, прежде чем это намерение осуществилось.

Сохранилось высказывание святителя Феофана о Выше как о «преутешительной и преблаженной обители». Но святое это место влекло подвижника не потому, что он искал совершенного покоя и хотел полностью устраниться от дел. Желая обрести здесь вдохновение для продолжения молитвенных и литературно-богословских трудов, в 1866 году он обращается к Священному Синоду с прошением уволить его на покой; главной неожиданностью стала просьба святителя разрешить ему поселиться в Вышенской пустыни простым монахом. В то время епископ Феофан возглавлял Владимирскую кафедру. Его освобождают от управления епархией, назначив настоятелем Успенской Вышенской пустыни. Два месяца владыка Феофан нёс многотрудный настоятельский крест, пребывая в повседневных заботах, при этом вместе с братией посещал все богослужения, а в воскресные и праздничные дни сам совершал Литургию. Но мысль об уединении не оставляла святого подвижника, и он просит уволить его от хлопот по управлению обителью. Священным Синодом он освобождается от административных обязанностей, настоятелем вновь становится отец Аркадий. А святитель Феофан, всё больше сил и времени уделяя писательским трудам, продолжает жить в Выше, которую, по его словам, «можно променять только на Царство Небесное».

Решение о полном затворе принимается святителем ради главного для него дела – непрестанного пребывания наедине с Богом. Общение с внешним миром прекращается в 1874 году, после праздника Пасхи Христовой. Но, затворившись для усиленного молитвенного подвига, Вышенский отшельник не прекращает отвечать на письма тех, кто ищет спасения. О том, насколько важны в духовной жизни пастырские наставления, свидетельствует сам епископ Феофан: «Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Мирной кончины святитель сподобился в праздник Крещения Господня, 6 января (по старому стилю) 1894 года. Как вспоминали очевидцы, при облачении в архиерейские одежды его лицо озарила блаженная улыбка. Несмотря на крещенскую стужу, десятки тысяч людей из разных мест пришли проститься с учителем христианского благочестия. Заупокойное богослужение совершил епископ Тамбовский и Шацкий Иероним, которому сослужили 50 священников. Святитель был погребён в правом, Владимирском приделе Казанского собора.

Прославление угодника Божия Феофана произошло в 1988 году, когда праздновалось 1000-летие Крещения Руси. Удивительна история тайного обретения мощей святителя, которые теперь вновь почивают в Казанском соборе столь дорогой его сердцу Вышенской пустыни (ныне это территория Шацкого района Рязанской области). История России в XX веке вписала трагические страницы в летопись Выши. Советская власть бесцеремонно вторглась в святую обитель, изгнала из её стен братию, закрыла храмы. В монастырских помещениях разместили душевнобольных. В разорённом Казанском соборе устроили склад; вот туда-то и направился в 1973 году молодой священник из села Эммануиловка Шацкого района Георгий Глазунов (ныне митрофорный протоиерей, настоятель храма преподобного Сергия Радонежского в Эммануиловке) вместе с приехавшими из Московской духовной академии игуменом Марком (Лозинским), преподавателем гомилетики, и иеромонахами Елевферием (Диденко) и Георгием (Тертышниковым), в ту пору студентами МДА.

Отец Георгий вспоминает о тех давних событиях на страницах православного журнала «Покров» (2012, № 11): «У меня была там знакомая кладовщица. Я попросил её открыть нам Казанский храм, находящийся тогда под складом в её ведомстве. Мы всё осмотрели. Запустение было ужасное, окна выбиты, всё загажено птичьим помётом, накиданы какие-то бочки, покрышки, железки, спинки кроватей.

Мы помыли надгробие могилы святителя – мраморную плиту в метр толщиной, она стояла над склепом, в котором сбоку была пробита дыра. Могила была вскрыта, искали какие-то сокровища, золото. Как пробивали склеп, так, видно, в нём и остались лежать какие-то железяки, трубы. Отслужили панихиду по святителю Феофану и решили забрать отсюда его честные останки. Спустя некоторое время отец Елевферий для этого вернулся. Кладовщица на этот раз впустила нас в храм и тут же закрыла нас на замок, предварительно поинтересовавшись: «А что вы тут будете делать?» – и пригрозив: «Если что-то найдёте, поделитесь!» – «Ладно-ладно». А сами принялись очищать склеп от мусора. Отец Елевферий спустился вниз в могилку, я помогал ему сверху.

Было темно, светили фонариком. Провозились часа четыре. Потом увидели разломанный гробик. Он был развален на четыре части. Разбирая далее, мы увидели, что голова у святителя разбита на три части. Наверно, бросали что-то тяжёлое. Собрали все косточки, каждый суставчик, позвонок. Потом нашли Евангелие, как новенькое: листочки белые-белые, печать чистая. Полностью сохранилось! Только вот если в руки его взять, страницы ломались.

Честные останки святителя Феофана мы, как обрели, привезли ко мне домой. Какое-то время мощи находились у меня, а потом их перевезли в Троице-Сергиеву Лавру. Всё хранилось в строгом секрете. Про мощи знали только отец Марк, отец Георгий, отец Елевферий и я, да ещё отец Кирилл (Павлов). Мощи тогда благословили положить в подклете Успенского собора – во Всесвятском храме, где они покоились до 1988 года.

Обретя мощи, мы вскоре перевезли мраморное надгробие весом в 6,5 т. На нём были высечены митра, рипиды и три книги: «Добротолюбие», «Толкование Апостольских Посланий» и «Начертание христианского нравоучения». При помощи военной машины с лебёдкой вытащили надгробие, оно такое тяжёлое, что толстенные тросы рвались! Я даже подумал, может, воли Божией нет, но надгробие поддалось, уложили его на лист железа, и так по песку, асфальта тогда не было, привезли в Эммануиловку. В настоящее время надгробие находится под престолом придела в честь святителя Феофана в храме преподобного Сергия в Эммануиловке.

Отец Георгий (Тертышников) параллельно готовил материалы, которые в дальнейшем были положены в основу документов для канонизации. Мы часто общались, он приезжал сюда, встречались мы и в Лавре. Он был уверен: «Придёт время, и святителя Феофана прославят». И действительно, святитель Феофан стал одним из первых, кто был причислен к лику святых на Соборе 1988 года.

За год до канонизации митрополит Рязанский Симон (Новиков) благословил пристроить к нашему храму в Эммануиловке придел в честь святителя Феофана. Строительство прошло довольно быстро, и в 1988 году состоялось перенесение мощей святителя в наш храм. На перенесение мощей служил сам владыка Симон, служба была торжественная, участвовал хор Московской духовной академии из Троице-Сергиевой Лавры. Причастников в тот день было очень много. Потом люди рассказывали о различных знамениях, сопровождавших перенесение мощей».

Отец Георгий рассказывает также о чудесных исцелениях, происходивших в храме. Так, мальчика двух с половиной лет, который от рождения не мог ходить, родители трижды привозили издалека, сначала купали в источнике святителя Феофана, а затем священник клал его на мощи. Когда приехали в третий раз, ребёнок прямо в храме во время службы попросился спустить его с ручек на пол. Мать опустила его, и он стал бегать!

Когда часть зданий Вышенской пустыни передали Церкви, здесь начала обустраиваться женская обитель. Из Эммануиловки в Свято-Успенский Вышенский монастырь мощи святителя Феофана были перенесены 29 июня 2002 года. В Выше мощи здешнего затворника встречал Святейший Патриарх Алексий II, по благословению которого состоялось это событие.

Начиная с 2011 года святыни из Выши – Казанская Вышенская икона Пресвятой Богородицы и ковчег с большой частицей мощей святителя Феофана – приносятся в разные епархии России и Украины, и повсюду к ним собирается множество людей. У мощей случаются и особые знамения милости Божией. Нередко ощущается благоухание, как бы волнами исходящее из ковчега. Как и при жизни владыки Феофана, по его святым молитвам верующие получают помощь и утешение.

Подготовлено Екатериной Лебедевой
по материалам православного календаря на 2015 год
«Мы обладаем истиной, и наш долг – хранить её.
Год со святителем Феофаном Затворником» (Москва, 2014)

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

НУЖНА ПОМОЩЬ

25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
14.10.2019
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube