Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бедствиям, которые благоугодно Божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лествицею от земли к небу»
(Святитель Игнатий Брянчанинов)

«Богоявлению тезоименитый…»

К 205-летию со дня рождения святителя Феофана, Затворника Вышенского

argaiv1299

Земная жизнь святителя Феофана стала свидетельством всецелой устремлённости к Богу, при которой человек щедро наделяет-ся свыше благодатными дарами. И сегодня мы обращаемся к богатейшему наследию, оставлен-ному этим выдающимся церков-ным деятелем, проповедником, духовным писателем. В наши дни, как и сто с лишним лет назад, пищу для ума и сердца верующих дают «Письма о христианской жизни», «Начертание христиан-ского нравоучения» святителя Феофана, его перевод «Доброто-любия»; для многих эти книги являются настольными.

Георгий Васильевич Говоров (так звали святителя в миру) родился 10 (23) января 1815 года в Орловской губернии в семье сельского священника. Пройдя курс Ливенского духовного училища, благочестивый юноша в числе лучших учеников был переведён в Орловскую духовную семинарию и уже там, по наблюдению наставников, отличался склонностью к уединению. Отмечали также, что он «назидателен в обращении с товарищами; подаёт собою пример трудолюбия и благонравия; кроток и молчалив». Затем последовали годы учения в Киевской Духовной Академии.

Решение о вступлении на путь монашества было принято в студенческие годы. В постриге молодой монах был наречён Феофаном (в переводе с греческого имя означает «богоявление») – в честь преподобного Феофана Исповедника. Уже иеромонахом отец Феофан оканчивает академию со степенью магистра богословия, а о его курсовом сочинении «Обозрение подзаконной религии» митрополит Московский Филарет напишет в отзыве: «Сочинение сие заключает в себе столько сведений и соображений о законе Моисеевом, что они служат достаточным свидетельством познаний сочинителя, дающих ему право на степень магистра».

Труды будущего святителя на ниве духовного просвещения начинаются сразу после окончания академии. В 1841 году он был назначен ректором Киево-Софийского духовного училища, в высшем отделении которого стал преподавать латинский язык. В декабре 1842 года отец Феофан становится инспектором и преподавателем психологии и логики Новгородской духовной семинарии, а в октябре 1844 года вступает в должность бакалавра Санкт-Петербургской духовной академии по кафедре нравственного и пастырского богословия. С марта 1845 года иеромонах Феофан — помощник инспектора академии. В июле он был назначен членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. В 1846 году за ревностное исполнение обязанностей был удостоен звания соборного иеромонаха Александро-Невской лавры.

Отца Феофана больше всего привлекала уединённая монашеская жизнь, но подобающее для этого время ещё не пришло; прежде ему было уготовано многотрудное общественное служение. В августе 1847 года он был назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Здесь он учился иконописи, в совершенстве овладел греческим языком, основательно изучил французский, освоил еврейский и арабский. С этого времени будущий святитель усердно трудился над переводом творений святых отцов. В связи с Крымской войной миссия была отозвана в мае 1854 года. Возвращаясь через города Европы, иеромонах Феофан посещал храмы, музеи, библиотеки, учебные заведения. В России его ждала преподавательская деятельность в Санкт-Петербургской духовной академии. В апреле 1855 года он возведён в сан архимандрита, а сентябре этого же года назначен ректором Олонецкой духовной семинарии.

Менее чем через год, в мае 1856 года, как человек, хорошо знакомый с православным Востоком, архимандрит Феофан назначается настоятелем русской посольской церкви в Константинополе. Ему было поручено собирать сведения о назревавшем тогда греко-болгарском расколе. За свои труды будущий святитель был награждён орденом Святой Анны 2-й степени. В мае 1857 года он назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Ему также было поручено наблюдение за преподаванием Закона Божия в светских учебных заведениях Санкт-Петербургского округа; он стал председателем комитета при Академии наук по изданию трудов византийских историков, а с 1858 года — председателем комитета по переводу Священного Писания на русский язык. В дни больших праздников отец Феофан произносил проповеди, которые в 1859 году были изданы отдельной книгой; «за отлично-ревностную и полезную службу» его наградили «знаком ордена Святого Владимира 3-й степени».

В мае 1859 года архимандриту Феофану «высочайше повелено быть епископом Тамбовским и Шацким»; 1 июня он был хиротонисан во епископа, а 5 июля вступил на Тамбовскую кафедру. В этот плодотворный период святитель очень многое сделал для устроения духовной жизни Тамбовского края и развития здесь народного образования. В одну из архипастырских поездок по епархии владыка Феофан посетил Успенскую Вышенскую пустынь, которая покорила его сердце красотой и строгим иноческим уставом.

С июля 1863 года святитель пребывал на Владимирской кафедре, где постоянно выступал с проповедями, стараясь привести к Господу возможно большее число человеческих душ. В 1866 году владыка вернулся в пределы Тамбовской епархии: по его прошению он был уволен на покой в Вышенскую пустынь. В монастырских стенах святитель Феофан продолжил свой духовный подвиг; здесь особенно много времени уделяется литературно-богословским трудам. После празднования Светлого Христова Воскресения в 1872 году святитель уходит в затвор. Общение с теми, кто обращался к нему с вопросами и просьбами о помощи, продолжается благодаря письмам. Святитель Феофан отмечал: «Писать — это служба Церкви нужная. Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников».

Святитель мирно почил 6 января (19 января по новому стилю) 1894 года, в праздник Крещения Господня. Угодник Божий Феофан канонизирован в 1988 году, его святые мощи почивают в Казанском соборе Вышенской пустыни (ныне территория Рязанской области).

Екатерина Лебедева

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

25.11.2019
Благодарим всех, кто оказывает посильную помощь храму Архистратига Михаила в селе Михайловка Бакалинского района! 21 ноября приход встретил Престольный праздник в честь Собора Архистратига...
24.10.2019
Просим молитв об упокоении новопреставленного иерея Димитрия 23 октября с.г. в Архангельской области в селе Черевково от...
14.10.2019
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
24.08.2019
Благодарность от певчей Екатерины Дорогие прихожане, ранее мы просили помощи для семьи певчей храма...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

perovskoe

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube