«Невозможно, чтобы у заботящегося о добродетели не было многих врагов, но это ничто для добродетельного, ибо от таковых он будет еще более светлее».
(Святитель Иоанн Златоуст)
Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа |
Это очень интересно! Дело в том, что несшитый хитон, а цельнотканный — то есть без швов, — предназначался исключительно для ношения первосвященниками Иерусалимского Храма. Носить такой хитон имели право исключительно первосвященники, и само по себе это мастерство по изготовлению бесшовного первосвященнического хитона было доступно только особо избранным девушкам, обучавшимся этому ремеслу специально в Храме с самого малолетнего возраста. Обычные еврейские женщины тайной производства такой одежды не владели. Поэтому и бросали о нем солдаты жребий: «Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет...» Его нельзя было разделить: он тогда бы распустится: не разрезать! И по шву-то не распорешь: швов нет! Но самое главное не в этом! Самое главное: что мы в этом маленьком евангельском отрывке о делении Христовых одежд и о неделимом хитоне получаем явное свидетельство, доказательство истинности и совершенной правдивости предания о детстве Пресвятой Богородицы: ведь именно Она была отдана родителями Иоакимом и Анной в Храм Божий и обучалась там, как сказано, в том числе и, тому, как изготавливать одежду для первосвященников! Повторю: простые еврейские женщины этого секрета не знали и знать не могли! Поэтому у Христа этот хитон был, само собой разумеется, от Мамы, и ни от кого другого: его и нельзя было купить в те времена нигде! И более того: Она, Пресвятая Богородица, вязала цельное священническое одеяние — хитон — Своему Сыну, поскольку была уверена и знала: именно Он, Ее Сын — истинный Первосвященник и Царь! И когда воины стали делить одежду Христа, когда они вдруг обнаружили среди одеяний Казненного неделимый первосвященнический хитон, они задумались: «А правильно ли мы поступили, казнив его, ведь он, судя по всему, по хитону — священник и царь!». Но стали бросать жребий: сомнения сомнениями, «а обед по расписанию...» По преданию Грузинской Православной Церкви, Хитон Господень был принесен еврейским раввином Элиозом из Иерусалима в Мцхету и поныне пребывает под спудом в основании Мцхетского Патриаршего собора Светицховели (празднование в честь Хитона Господня совершается 1 октября). Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией — Животворящим Столпом (см. Синаксарий мцхетского собора № 48. "ЖМП", 1977, № 9, с. 53). Риза же Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачица (известны также части Ризы Господней в Западной Европе — в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до ХVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619—1633) и царю Михаилу. Подлинность этой ризы была засвидетельствована Нектарием, архиепископом Вологодским, патриархом Иерусалимским Феофаном, прибывшим из Византии, и Иоанникием греком, в особенности же чудесными знамениями, явленными Господом над больными через принесенную святыню. Впоследствии две части Ризы Господней находились в Петербурге: одна в соборе Зимнего Дворца, другая в Петропавловском соборе. Часть Ризы хранилась также в Успенском соборе в Москве и малые частицы — в Киево-Софийском соборе, в Ипатьевском монастыре близ Костромы и в некоторых других древних храмах. В Москве ежегодно 10 (23-го н.ст.) июля Риза Господня торжественно выносилась из придела во имя святых апостолов Петра и Павла Успенского собора, и полагалась на аналое для поклонения во время Богослужения. После Литургии Ризу уносили на прежнее место.
Сафонов А.В. 2017 г. По материалам: https://pravoslavie.ru/ |