Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Молитва есть одна из высших потребностей души человеческой, одна
из существенных принадлежностей Богопочитания»
(Святитель Филарет Московский)

День памяти Святителя Луки Крымского

luka11 июня, в день кончины, почитается память священноиспо-ведника архиепископа Крымского и Симферопольского Луки (Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого), фактически нашего современника, почившего в 1961 году.

Валентин Феликсович – уроженец Керчи, и жизненный его путь, и его церковное служение заканчивались в Крыму. Но прошел этот прославленный человек большой, наполненный трудностями и испытаниями, и жизненный, и духовный путь. Иконы святителя Луки есть в каждом православном храме Крыма, и молятся исповеднику Луке Крымскому, как и великомученику и целителю Пантелеимону, об исцелении. Почитают святителя не только в Крыму: часовни и храмы в честь его открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Мурманске, Тамбове и Ольгинке. В 2000-м году памятники этому духовному и физическому «врачу возлюбленному» (так называется книга о нем) воздвигнуты в Крыму, Нижнем Новгороде и Красноярске.

argaiv1740

* * *

Валентин Войно-Ясенецкий родился в дворянской семье в 1877 году, и был третьим ребенком в семье провизора. Отец его, Феликс Станиславович, был тихим, честным католиком. Остальные в семье были православными: супруга Мария Дмитриевна и пятеро детей.

Из Керчи вместе с родителями Валентин переехал в Киев, где учился в во 2-ой гимназии, а затем в художественном училище. Из-за сильного влечения к живописи поехал поступать в Санкт-Петербургскую академию художеств, но уже во время вступительных экзаменов решил, как позже писал, что «не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». Поэтому и решил поступить на медицинский факультет. Поскольку все вакансии там были заняты, проучился год на юридическом факультете Киевского университета.

Тогда же проявилась его религиозность. Ежедневно, а иногда и дважды в день он ездил в Киево-Печерскую Лавру, а, возвращаясь, делал зарисовки увиденного. По его собственным словам, если бы он не оставил живописи, то пошел бы по дороге Васнецова и Нестерова. Недолгое время юноша увлекался учением Толстого. Правильное представление о Христовом учении будущий владыка Лука, по его словам, вынес из усердного чтения Нового Завета, причем ничто не могло сравниться по огромной силе впечатления с тем местом Евангелия, в котором Христос сказал: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9, 37-38).

В 1898 году Валентин Войно-Ясенецкий стал студентом медицинского факультета Киевского университета имени святого Владимира, который он окончил в 1903 году с отличием.

Оканчивая университет, он завил о том, что хочет быть участковым земским врачом. Но призванием его стала военно-полевая хирургия: во время войны с Японией он был направлен с госпиталем Красного Креста в Читу.

Там он познакомился с сестрой милосердия Анной Ланской, которую раненые называли «святой сестрой», и женился на ней.

С 1905 года молодой хирург служил заведующим городской больницей в селе Верхний Любаж Фатежского уезда Курской губернии, где благодаря своему таланту и душевной отзывчивости приобрел большую славу среди жителей. В 1907 году у молодых родился сын Михаил, а в 1908 году – дочь Елена.

Довелось Валентину Феликсовичу поработать в разных населенных пунктах России – в Саратовской, Симбирской, Владимирской и других губерниях. В 1916 году он защитил в Москве докторскую диссертацию на тему «Регионарная анестезия», которая была признана современниками лучшей работой года. Иллюстрации к труду были выполнены самим автором. Тогда он начал работу и над ставшей впоследствии знаменитой книгой «Очерки гнойной хирургии». По его словам, тогда ему часто казалось, что «когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа», хотя мысль о том, чтобы стать священнослужителем, в голову не приходила.

Шесть с половиной лет Валентин Феликсович служил в Переславле-Залесском, там родился его младший сын Валентин. В 1917 году по конкурсу Войно-Ясенецкий получил место главного врача Ташкентской больницы.

В октябре 1919 года от туберкулеза умерла жена Анна, и он остался с четырьмя детьми. Мать им заменила операционная сестра Софья Сергеевна Ветлицкая, на попечении которой дети оставались последующие годы.

В 1920 году хирург Войно-Ясенецкий выступил одним из инициаторов создания Ташкентского университета, где стал профессором топографической анатомии и оперативной хирургии.

В Ташкенте Валентин Феликсович начал посещать заседания церковного братства. В 1921 году на епархиальном съезде духовенства и мирян познакомился с епископом Ташкентским Иннокентием (Пустынским), сказавшим, что Валентину надо быть священником. Хирург воспринял это как Божий призыв, и в ближайшее воскресение был рукоположен во диакона, а через неделю, в праздник Сретения Господня – во иерея.

Отец Валентин служил в Ташкентском кафедральном соборе до 1923 года. Священническое служение сочетал с чтением лекций в университете и работой хирурга, поэтому в храме служил только по воскресениям. Треб почти не совершал, ему было поручено все дело проповеди. Проводил по воскресеньям беседы, на которые приходило много народу.

В 1923 году иерей Валентин Войно-Ясенецкий был избран кандидатом на возведение в архиерейский сан (вместе с архимандритом Виссарионом). После церковного раскола и ареста только что нареченного во епископа Виссариона епископ Иннокентий тайно уехал. Отец Валентин вместе с протоиереем Михаилом возглавили управление епархиальными делами. Приехавший в Ташкент ссыльный епископ Андрей (Ухтомский) тайно постриг отца Валентина в монашество с именем Лука – в честь евангелиста, врача и иконописца – и направил его в Педжикент для совершения тайной архиерейской хиротонии епископом Даниилом (Троицким). Через 10 дней после этого епископ Лука был арестован.

В тюрьме по разрешению властей ученый закончил свой труд, и на заглавном листе написал именно то, что виделось когда-то: «Епископ Лука. Профессор Войно-Ясенецкий. Очерки гнойной хирургии».

По освобождении из тюрьмы он должен был ехать в Москву. Однако случилось непредвиденное: поезд долго не мог отправиться из-за того, что толпа народа легла на рельсы, чтобы оставить хирурга в Ташкенте.

Начался 11-летний период заключения и изгнания, который епископ Лука провел в ссылках и тюрьмах (Бутырской, Таганской), а также работал практикующим хирургом, служил Богу. В камере ташкентской тюрьмы он написал статью «Артромия при гнойных воспалениях больших суставов».

С 1923-го по 1925 год епископ Лука писал научно-богословскую книгу «Дух, душа, тело», в которой собрал самые последние достижения научной мысли того времени и с позиции этих знаний рассмотрел известные места Святого Писания. В этой удивительной книге знаменитый ученый и экспериментатор, богослов и философ как бы соединились: автор легко переходит от квантовой механики, процессов аннигиляции и материализации к психическим процессам, отмечает необычную чувствительность сердца человека к «жизненным треволнениям». Он считает, что наше «одиночество» во Вселенной мнимо, так как вся она вполне может быть населена бесплотными духами или неизвестными нам формами телесности, приспособленными к жизни в самых необычных условиях. Епископ Лука высказал мысль, что развитие духа в нас не закончено, что мы – лишь первая ступень духовности, и ссылается на апостола Иакова, который писал, что Господь «восхотев, родил Он нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий».

Епископ Лука пишет: «Вот заключение ученого, привыкшего к позитивному мышлению, полученное после объективного изучения множества метапсихических фактов, которые он усердно собирал в течение своей жизни... Сущность этого заключения можно свести к тому, что дух человеческий имеет общение с миром трансцендентным, вечным, живет в нем, и сам принадлежит вечности... В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла». В заключение владыка дает классическое описание Воскресения, принимая сторону тех, кто считает Воскресение всеобщим, то есть распространяемым и на человека, и на всех других тварей, которые также получат новые тела, новую жизнь и новое оправдание перед Господом.

В ссылке в городе Енисейске Красноярского края он пробыл 2 месяца. Приезд знаменитого хирурга в Енисейск произвел невероятное впечатление на молодого заведующего больницей. Владыка попросил у него разрешения оперировать. После первых же сложнейших и удачных операций к хирургу-епископу хлынул народ из окрестных сел и деревень. Однажды владыка вернул зрение целой семье слепцов, страдавших катарактой. Из семи человек шестеро стали видеть. Кроме операций в больнице, владыка принимал и на дому.

Исполнял и свой архиерейский долг: рукоположил во пресвитера одного диакона, а также постриг в монахини двух послушниц монастыря, который был незадолго до того закрыт.

Когда епископ Лука прибыл в Туруханск, то ожидавшая его толпа народа опустилась на колени, прося благословения. Владыке сразу же предложили вести лечебную работу, и он много оперировал, в том числе проводил и сложные глазные операции.

За отказ прекратить проповедование владыка был сослан в Заполярье. Путь в новое место ссылки (село Хая на реке Чуне, притоке Ангары) по замерзшему Енисею на санях в сильный мороз был очень тяжелым. Епископ Лука прожил там 2 месяца, и был возвращен в Енисейск, откуда после недолгого заключения в тюрьме его отправили в станок Плахино (на Енисей, 230 верст за Полярным Кругом). Этот населенный пункт состоял из трех изб и еще двух больших, как оказалось, груд навоза и соломы, которые были жилищами двух семей. Жить пришлось в половине избы, где вместо вторых рам примораживались льдины. В углу избы были щели наружу. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, располагалась внутри избы у порога входной двери. А морозы в Плахино были такими сильными, что там даже не жили птицы.

В 1927 году епископ Лука вернулся из первой ссылки в Ташкент и по собственному прошению был уволен на покой. Занимался приемом больных на дому. В 1930 году вновь был арестован и принуждаем отречься от веры. По решению ОСО ОГПУ получил 3 года ссылки в Северный край. В ссылке владыка жил в Архангельске, работал в Архангельской больнице хирургом в амбулатории. Срок ссылки должен был окончиться в мае 1933 года, но продержали его до ноября. Незадолго до этого владыка обнаружил у себя опухоль и получил разрешение поехать в Ленинград для операции, после которой вновь вернулся в Архангельск. Из Архангельска был вызван в Москву к особо уполномоченному. Здесь, по словам епископа Луки, с ним случился великий грех, так как под давлением он написал заявление о том, что в нынешних условиях не считает возможным продолжать служение.

По окончанию срока ссылки владыка не мог вернуться в Ташкент, сначала поехал в Крым, а потом вернулся в Архангельск. В эти месяцы владыка тяжко страдал, что отклонил архиерейское служение. Наконец, ему удалось устроиться на работу в небольшую больницу в Андижане. Оперируя, он чувствовал, что благодать Божия покинула его. Операции его бывали неудачны. Читал лекции о злокачественных опухолях, считая это неуместным для епископа, за что, по его словам, получил тяжелое наказание от Бога: заболел тропической лихорадкой Папатачи, которая осложнилась отслойкой сетчатки левого глаза. Две операции на левом глазу прошли без должного эффекта, и его левый глаз перестал видеть. Все это случилось после серии несчастий с детьми епископа Луки (тяжелая травма старшего сына, психическое заболевание среднего).

Осенью 1934 года, после десятилетней подготовки, вышла в свет монография «Очерки гнойной хирургии» с рисунками автора.

В 1937 году владыка был арестован в Ташкенте «по подозрению в шпионаже». 13 суток продолжался непрерывный допрос, называемый чекистами «конвейером». Следователи сменяли друг друга, допросы сопровождались побоями и издевательствами. Все это время епископа заставляли стоять. Ничего не добившись от подследственного, его перевели в центральную областную тюрьму, где продержали 8 месяцев. Хотя следствие осталось безрезультатным, епископ Лука был сослан в третью ссылку – на этот раз в Сибирь, на 3 года – в село Большая Мурта, в 130 километрах от Красноярска.

В Мурте ссыльный архиерей работал хирургом в Муртинской больнице. По разрешению властей уезжал в Томск для работы в библиотеке медицинского факультета, где перечитал всю новейшую литературу по гнойной хирургии на немецком, французском и английском языках. В 1943 году было опубликовано второе издание «Очерков гнойной хирургии».

Специалисты считают, что и сегодня научные труды архиепископа Луки по регионарной анестезии, ставшие классическими исследования в области гнойной хирургии не потеряли своей актуальности, а топографоанатомические данные о клетчаточных пространствах человеческого тела и путях распространения гнойной инфекции хотя и могут быть дополнены, но не могут уже быть превзойдены.

По окончании войны архиепископ Лука был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

В 1942 году Священный Синод при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии своим решением приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел Луку в сан архиепископа Красноярского и Енисейского. Так возобновилось его архиерейское служение.

В Красноярске архиепископ Лука совмещал лечение раненых с архиерейским служением, в воскресные и праздничные дни служил в маленькой кладбищенской церкви за городом.

В 1944 году владыка стал архиепископом Тамбовским и Мичуринским.

В 1946 году за расширенную работу «Очерки гнойной хирургии» архиепископу Луке – профессору Войно-Ясенецкому – была присуждена Сталинская премия 1-й степени.

***

С 1946 года и до самой своей кончины в 1961 году владыка – архиепископ Крымский и Симферопольский. Это была одна из самых неблагополучных епархий, где не было возможности заниматься врачебной деятельностью. У архиепископа Луки практически перестал видеть второй глаз, развился сахарный диабет, что сделало невозможным операцию. Он служил по памяти, диктовал секретарям письма и богословские труды. Взаимопонимание с детьми и внуками было утрачено, хотя они охотно принимали материальную помощь и отдыхали на его скромной даче в Алуште. (К слову, все дети, внук и две внучки Войно-Ясенецкого своей профессией избрали медицину).

С 1956 года для него наступила полная слепота.

За 38 лет священства архиепископ Лука прочитал 1250 проповедей, из которых 750 записаны, и составили 10 томов машинописи. Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых, а в августе 2000 года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.

 

https://pravoslavie.ru

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.10.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
30.08.2018
Нужна помощь в восстановлении подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы Дорогие братия и сестры! По благословению настоятеля, иеромонаха Клавдиана(Сафонова), обращаемся к...
19.08.2018
Отчет по сбору средств Дорогие прихожане, публикуем краткий отчет о пришедших средствах для помощи...
08.08.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
06.08.2018
Впервые о Православии. Помогите донести благую весть на языки Средней Азии Открыт проект по сбору средств на миссионерский перевод текстов на...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube