Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов
на каждый день

«Кто засмотрится в сердце свое, тот забудет, что на земле находятся грешники, кроме его одного»
Святитель Игнатий (Брянчанинов)

Память святителя Стефана, епископа Великопермского

Святитель Стефан Пермский. Фрагмент иконы «Одигитрия со свв. иконописцами на полях» А.В. Конюшевского. 1999 г. Троице-Сергиева Лавра9 мая по новому стилю Церковь вспоминает святителя Стефана, первого епископа Пермского.

Святитель Стефан был просвети-телем зырян и стоит в одном ряду с такими выдающимися святыми миссионерами Русской Церкви, как Леонтий Ростовский, Феодорит Кольский, Иннокентий Иркутский, Герман Аляскинский, Николай Японский, Макарий Алтайский.

Мы не знаем мирского имени будущего епископа Великой Перми. Знаем, что родился он в русской семье около 1340 г.

Отец его, Симеон Храп, был священником главного собора города Устюга. Мать его звали Марией, и еще будучи маленькой девочкой, она получила пророчество от блаженного Прокопия Устюжского (память 21 июля по н.ст.) о том, что станет матерью великого святителя.

Стефан с детства помогал отцу в храме, трудился как чтец, пел на клиросе. Тем более, что учеба давалась ему легко. Отрок отличался остротой ума, чистотой жизни, различными добродетелями.

Еще совсем юным он принял постриг в Ростове, в знаменитом центре древнерусской книжности — Григорьевском затворе — у старца Максима Калины.

Труды свт. Стефана в Григорьевском затворе. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. XVI в.Денно и нощно монах Стефан переписывал книги, усердно изучал Священное писание и предание. Во всем хотел он разобраться, дойти до самой сути, не упускал ни единой возможности научиться чему-нибудь новому у каждого ученого мужа и умудренного жизненным опытом старца. Для лучшего понимания святых отцов он изучил греческий язык, после чего епископом ростовским Арсением был поставлен диаконом.

Давно положил Стефан на сердце открыть свет Христовой истины языческому племени зырян (коми), с которыми он сталкивался живя в Устюге. Испокон веков русские взаимодействовали с зырянами. Еще в Повести временных лет между мордвой и чудью упоминается «Пермь», что «дань дает Руси». Дань Великому Новгороду, а затем Москве, коми платили пушниной и закамским серебром, а русские купцы везли на север свои товары. Но никто не пытался проповедовать в Перми Евангелие, обратить идолопоклонников ко Христу.

Стефан твердо решил пойти по апостольской стезе. Первым делом он изучил пермский язык, составил грамоту, сочинил азбуку, приступил к переводу книг.

Стефановская азбука состояла из 24 букв. В качестве образца святитель использовал буквы греческого и славянского алфа-вита, а также зырянские «пасы» — знаки, которые коми изображали на различных предметах.

Но, как истинный сын Церкви, Стефан не мог отправиться на столь ответственное и опасное поприще без благословения архипастыря. К тому моменту отошел ко Господу святитель Алексий, и митрополитом всея Руси был избран духовник великого князя Дмитрия Ивановича, архимандрит Михаил, известный как Митяй. Он-то и благословил Стефана на его миссию. И повелел епископу Коломенскому Герасиму рукоположить Стефана в пресвитеры. Получив от Герасима антиминсы, освященное масло, частицы мощей святых и всё необходимое, миссионер отправился в дальний путь.

«в дальния страны пришед, идеже весьма Бог не познавашеся, но прелесть бесовская почиташеся, тамо апостольски люди научил еси веровати во Христа, идолы сокрушив и волхва посрамив, святитель тем был еси».

Деяния свт. Стефана Пермского. Миниатюра Лицевого Летописного Свода. XVI в.Много зла претерпел св. Стефан от зырян. Многажды пытались его побить, и даже убить. Хулили его и изгоняли. Намеревались сжечь, застрелить из лука. Однако воин Христов не убоялся козней дьявольских и сжег главное капище зырянское — кумирницу с идолами. Сбежались пермяки на пепелище и уже было занесли топоры и дубины на Стефана, но поразились тому, что, во-первых, многоценные меха, которыми украшены были истуканы, Стефан себе не присвоил, но предал огню без жалости; во-вторых, никуда не сбежал, не спрятался, но спокойно сидел и ждал, и кротко поучал их отвергнуть болванов мертвых и обратиться к Богу Живому. Так, поражаясь нестяжательству и смелости русского иеромонаха, отступили язычники, и многие уверовали и приходили к Стефану и крестились.

Свт. Стефан срубает прокудливую березуВскоре поставил Стефан первую церковь в Усть-Выми. И посвятил ее Благовещению Пресвятой Богородицы, как главизне спасения. Потом и в других местах по всей Перми ставил церкви, часовни и кресты поклонные. На месте срубленной Стефаном священной «прокудливой» березы воздвиг он церковь в честь архистратига Михаила.

Даже некрещенные пермяки приходили любоваться на красоту Божиих храмов и говорили «Велик Бог христианский — гораздо больше богов наших».

Являлись к Стефану жрецы языческие и волхвы, вступали с ним в спор о вере. Но всех побеждал угодник Божий словом незлобивым. И стадо Христово умножалось, многие крестились, видя Стефаново смирение, любовь и терпение

А непримиримые жрецы идольские хотели убить святого, но не могли этого сделать, т.к. он сам никогда не поднимал руку, не начинал драку первым, как его не провоцировали.

Новокрещенных зырян Стефан учил грамоте по Часослову и Псалтири. Ставил чтецов и певчих. Ближайшим учеником и помощником миссионера стал крещеный им Матвейка, с которым святитель вместе переписывал книги и вел проповедь.

Все шаманы были посрамлены святителем, но оставался главный жрец Пермский — Пан-сотник, как называет его Епифаний Премудрый.

Свт. Стефан и Пан-сотник. Иллюстрация из книги «Святые покровители Земли Русской». Художник Б.Н. КукулиевПан ходил по селениям и совращал новокрещенных зырян, говоря, что боги их предков сильнее Бога стефанова. И, вообще, «что может быть хорошего из Москвы?... только тяготы, дани тяжкие и насилие...» Соплеменники отвечали волхву: «Что ты, минуя голову, споришь с ногами?.. Иди к Стефану и стязайся с ним». Пан похвалялся: «Принесу жертвы богам, нашлю на Стефана чары и изгоню его...».

В конце концов добрался Пан до святого Стефана и начался их знаменитый спор. Сутки шло прение на словах, и затем жрец предложил святителю испытание огнем и водой: вместе пройти через горящую избу и проплыть подо льдом Вычегды от одной проруби до другой. Чей бог сильнее, тому и придет помощь!

Ко всеобщему удивлению Стефан тут же согласился, велел поджечь сарай, схватил Пана за руку и, осенив себя крестным знамением, потащил его в пламя. Волхв страшно испугался и взмолился, чтобы его отпустил русич. Тоже самое повторилось и на льду реки.

Таким образом, Пан-сотник был посрамлен, но уверовать и креститься наотрез отказался и отбыл со всем семейством на север.

Зырянская Троица – икона Святой Троицы XIV в., по преданию написанная свт. Стефаном, имеющая древнейшую сохранившуюся надпись на коми-зырянском языке, сделанную древнепермским письмом«Стена и укрепление в нечестии пермяном, пансотник волхв с велиею дерзостию в сонмищи глагол безумный утверди: кто пройдет в зимнее время невредим водою и кто огня не устрашится, того вера есть истинная и жертвоприношение Творцу неба и земли есть приятное. Ты же, смиренномудрия вещая глаголы, ко Всевышнему о помощи взывал еси, и верою, вся возмощи о имени Его, стяжав упование, повлекл еси суемудраго волхва в пламень огненный. Он же, силою Божиею устрашенный, исповеда пред всеми свое безсилие и малодушных обольщение. И тако всея Пермския страны в веру истинную сверится обращение».

После победы над волхвом паства Стефана ещё больше умножилась. Остро встал вопрос о священниках. При этом ближайший епископ находился в сотнях километров от Перми.

Святитель отправился в Москву к великому князю Дмитрию Донскому и митрополиту Пимену просить епископа для Перми.

Дмитрий Иванович и Пимен с честью приняли просветителя зырян и, рассудив, не нашли лучшего кандидата на пермскую кафедру нежели самого Стефана. Хиротонисали его одновременно со святителем Михаилом, епископом Смоленским, в 1383 г.

Духовные чада ждали Стефана с епископом, и огорчились, что он вернулся один. Но узнав, что сам Стефан и есть теперь их владыка, возрадовались.

Троице-Стефанов Ульяновский монастырь на р. Вычегда, Республика КомиСвятитель продолжил строить церкви, рукополагал священников и диаконов, а вскоре основал два монастыря: Троицкий Ульяновский на Вычегде и Афанасьевский на Сысоле.

Однако Великий Новгород по-прежнему считал Пермскую землю своей и посчитал учреждение там епископии из Москвы посягательством на свою юрисдикцию. Под 1386 годом летопись сообщает: «Владыко новугородский разгневан бысть зело, како посмел Пимен Митрополит дати епархия в Перме, в вотчине святей Софии и прислал дружинники воевати Пермскую епархию. Позвал владыко Стефан устюжан, им бы беречи Пермскую землю от разорения. Устюжане побили новугородцев под Черной рекой под Солдором». Тут же, впрочем, Стефан отправляется на Волхов для примирения и улаживания конфликта. «Стефан поклонился владыке и боярам новгородским, дабы дружинником новгородским не разоряти впредь Пермскую земли и епархия Вычегоцкие земли беречи. Отпущен владыко Стефан от Новугорода с милостию и дарами». Надо отдать должно дипломатическому дару святителя, добившегося мира за несколько месяцев до похода великого князя Дмитрия Ивановича на Новгород, а не после, когда сделать это не составило бы труда.

Взаимное приветствие свв. Сергия и Стефана. Фрагмент иконыСвятитель Стефан был другом и собеседником преподобного Сергия. В силу удаленности епархии св. Стефана они не могли часто встречаться, но расстояние не могло помешать духовному общению двух угодников Божиих. В 1390 г. митрополит Киприан вызвал владыку Стефана в Москву, чтобы тот сопровождал его в Тверь на суд над епископом Евфимием. Стефан очень торопился и печалился, что проезжая всего в 10 верстах от Троицкого монастыря, не может заехать к дорогому радонежскому игумену. Тогда он обратился в сторону Маковца, помолился и с поклоном произнес: «Мир тебе, духовный брате!» Преподобный Сергий, который сидел вместе с братией за трапезой, встал, и, поклонившись, ответил: «Радуйся и ты, пастырю стада Христова, и мир Божий да пребывает с тобой!». В память этого события в Лавре доныне каждый день соблюдается обычай: во время братской трапезы звенит колокольчик, и братия, оторвавшись от еды, встаёт и совершают краткую молитву.

Скончался святитель в Москве. Находясь здесь по делам епархии в 1396 г. он захворал и отошел ко Господу 26 апреля (9 мая).
Погребение свт. Стефана. Фрагмент иконыПохоронен Стефан был с большой честью у собора Спаса-на-Бору (тогда это был Спасский монастырь). Древнейший храм Москвы снесли в 1933 г. и возвели на его месте служебную пристройку к Большому Кремлевскому дворцу. Таким образом мощи святого были утрачены, но остается надежда на их обретение.

«мощи твоя многоцелебныя царствующему граду Москве в залог молитв твоих и теплаго ходатайства даровал еси»

Великое дело святого Стефана по просвещению народов севера было продолжено свв. Питиримом, Ионой, Филофеем, Трифоном Вятским.

Свт. Стефан Пермский. Горельеф Храма Христа Спасителя в МосквеЕпископ Стефан стал широко известен ещё при жизни. Зыряне почитали его за пророка и святого, устюжане гордились земляком; огромным авторитетом он пользовался при дворах великокняжеском и митропо-личьем. Сразу после кончины Стефана стали почитать как местночтимого святого.

Официальная канонизация состоя-лась на Втором Макарьевском соборе 1549 г.

Как уже было сказано, мощи святителя Стефана не сохрани-лись. Однако до нас дошла другая святыня, связанная с первым епископом Перми. Это его посох. Этот скромный артефакт вырезан из лиственницы и уже после смерти угодника был украшен накладками из лосиной кости. Миниатюры со сценами из жития святого Стефана вырезаны на костяных накладках и являются ценнейшим источником знаний о владыке, дополняющим сочинение Епифания Премудрого и летописные свидетельства.

Посох свт. Стефана ПермскогоДвести лет посох благоговейно хранился в Спасском соборе рядом с гробом Стефана, а в 1612 г. войска гетмана Ходкевича увезли святыню в Литву, где она и пребывала до 1849 г. По возвращении в Россию посох был отправлен в Пермь, где стал одной из самых значимых святынь Спасо-Преображенского кафед-рального собора. С тех пор каждый пермский епископ, как преемник свт. Стефана, при восшествии на кафедру принимал посох из рук предшественника. В 1918 г. Стефанов посох был реквизирован новой властью и передан в краеведческий музей.

argaiv1154

 

Игорь Рыжов

Иллюстрации:

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

15.05.2018
Нужна помощь на лечение иерея Валерия Духанина Дорогие братья и сестры! Срочно нужна помощь на лечение! Известный православный...
11.05.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
17.04.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
15.04.2018
ТРЕБУЮТСЯ ДОБРОВОЛЬЦЫ В КОМНАТУ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ХРАМЕ Ждем желающих потрудиться во Славу Божию в комнату матери и...
25.03.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube