Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Будем внимательны к себе и не станем осмеивать других, ибо в нас самих много такого, за что смеемся над другими»
(Преподобный Нил Синайский)

Память святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца

argaiv1459
Святитель Иона, митрополит всея Руси. Икона письма М.Н. Соколовой (монахини Иулиании). XX в.13 апреля по новому стилю Церковь отмечает память святи-теля Ионы, митрополита Киев-ского, Московского чудотворца.

Святитель Иона был последним, кто именовался "Митрополитом Киевским и всея Руси". Несмотря на то, что уже полтора столетия предстоятель Церкви если и бывал в Киеве, то наездами, имя матери городов русских сохранялось в его титуле на первом месте. Но на веку святителя Ионы произошло окончательное разделение единой русской митрополии на велико-росскую и малоросскую. И его преемники стали митрополитами (а затем и патриархами) "Московскими".

Будущий митрополит родился близ Солигалича (ныне Костромская область) в селе, принадлежавшем Симонову монастырю. К братии этой столичной обители он и присоединился.

Как и подобает молодому иноку, Иона нес многочисленные послушания. Однажды монастырь посетил митрополит Фотий (память 15 июля по новому стилю). Заглянув вместе с архимандритом после службы в пекарню, он увидел Иону, которого после бессонной ночи свалил сон. Архимандрит было кинулся будить инока, но Фотий остановил его. Митрополит обратил внимание братии на то, что правая рука спящего Ионы сложилась в благославляющем жесте, и предсказал утомленному пекарю великое будущее.

По прошествии немногих лет Иона стал архимандритом Симонова монастыря, а незадолго до своей кончины святитель Фотий хиротонисал Иону в епископы Рязанские и Муромские.

Поставление епископа Рязанского Ионы митрополитом всея Руси. Миниатюра Лицевого Летописного свода. XVI в.В 1431 году митрополит Фотий отошел ко Господу. Через несколько месяцев собор Русских епископов избрал главой Русской Церкви святителя Иону. Наречен-ному митрополиту по обычаю предстояло путешествие в Царьград для утверждения Патриархом. Но выехать из Москвы он не смог. На Руси начиналась гражданская война...

В том же 1432 году, когда собор Русской Церкви выбирал митрополита, произошло два важных события: в Орде начался спор за великое княжение между дядей и племянником: Юрием Дмитриевичем Звенигородским, претендовавшим на ярлык в соответствии с завещанием Дмитрия Донского, и Василием Васильевичем, вошедшим на престол автоматически — как старший (и единственный) сын великого князя Василия Дмитриевича; также в октябре состоялось обручение Василия с внучкой Владимира Храброго Марией Ярославной. Спор перед ханским судом Юрий проиграл и на свадьбу к племяннику не приехал. Однако приехали его сыновья: Василий и Дмитрий (вошедшие в историю как Косой и Шемяка соответственно).

Худ. П.П. Чистяков. На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно. 1861 г. Государственный Русский МузейВо время брачного пира произошла знаменитая сцена со срыванием Софией Витовтовной пояса с Василия Косого, послужившая casus belli. Оскорбленные юрьевичи покинули торжество, и через несколько месяцев их отец силой сгонит юного Василия с московского стола.

В 1433–1434 годах Юрий Звенигородский в погоне за справедливостью дважды берет Москву и умирает в Кремле, завещав великое княжение не сыну, а племяннику, которого только что победил (это было очень в духе самого принципиального сына Дмитрия Донского). В июле 1434 года Василий возвращается из изгнания и на целых 11 лет садится на свою "отчину и дедину". Со смертью Юрия междоусобица не прекращается — в борьбу за власть вступает его старший сын Василий Косой. Который уж точно ни по каким правилам прав на престол не имел. Но неподдержанный на тот момент братьями через год он терпит поражение на реке Черехе, после чего на Руси наступает затишье.

Другим препятствием для поездки в Константинополь для Ионы стало то, что его опередил кандидат Литвы. В 1433 году великий князь Литовский Свидригайло отправляет смоленского епископа Герасима к Патриарху Константинопольскому, который и рукополагает того в митрополиты всея Руси. Однако вскоре после возвращения Герасим был обвинен в участии в заговоре против князя и жестоко казнен.

Таким образом, в 1436 году, спустя четыре года после фактического заступления на кафедру, святитель Иона наконец отправился на Босфор. Однако, приехав туда, он узнал, что на русскую митрополию уже назначен ученый грек по имени Исидор. С ним Иона и вернулся в Москву. Из письма великого князя Василия императору Константину от 1452 года мы узнаем, что Патриарх Иосиф II тогда же благословил Иону занять кафедру после Исидора.

Пробыв всего пять месяцев в первопрестольном граде, Исидор отправляется в итальянскую Феррару, где готовился к открытию Церковный собор (по версии католиков — 17-й Вселенский). Этот Собор был очередной попыткой "объединения церквей", но по факту превратился в капитуляцию православия перед католицизмом. И одним из виднейших локомотивов этой капитуляции стал именно митрополит всея Руси Исидор. Он прибыл в Феррару 18 августа 1438 года. Чуть меньше чем через год, 5 июля 1439 года, во Флоренции, куда были перенесены заседания, делегаты подписали унию (то есть союз), согласно которой восточные церкви признавали все католические догматы, включая filioque, учение о чистилище, служение на опресноках и первенство папы римского.

Флорентийский собор. Европейская миниатюра. XV в.Исидор, прибавивший к титулу митрополита звание кардинала и папского легата, приписал "с любовью и одобрением". Всем хорошо известно, православие на Ферраро-Флорентийском соборе было предано всеми восточными иерархами, за исключением святителя Марка Эфесского. Как вскоре выяснилось, и за исключением Русской Церкви, которую Исидор вовсе не представлял.

19 марта 1441 года Исидор торжественно, с преднесением латинского креста, въехал в Москву. Великий князь Василий Васильевич и святитель Иона уже были проинформированы о "деяниях" еретического Собора, но не спешили действовать и дали вероотступнику самому обличить себя при всем народе. Что тот и не замедлил сделать: на Литургии в Успенском соборе Исидор первым помянул папу Евгения IV, провозгласил исхождение Святого Духа "и от Сына" и прочее.

Митрополит был схвачен, публично обвинен в "латыньстве" и заточен в Чудов монастырь. Спустя полгода ему удается бежать. Великий князь с облегчением отказывается от преследования, и Исидор вскоре прибывает в Рим. Святитель Иона, избранный, но не утвержденный Патриархом (тоже униатом) митрополит, продолжил исполнять обязанности местоблюстителя престола.

Великий князь Василий Темный отвергает Флорентийскую униюСвоей задачей, как и его великие предшественники, Петр, Алексий, Киприан и другие, святитель видел прежде всего в сохранении единства страны, дальнейшем объединении русских земель вокруг Москвы. И здесь он бескомпромиссно поддерживает великого князя Московского Василия II. Тем более, что тот более, чем когда-либо нуждался в поддержке. Возобновилась борьба с кузенами-юрьевичами и татарами.

В 1445–1447 годах Дмитрий Юрьевич Шемяка дважды занимал московский престол, в 1445 году Василий на целый год попал в плен к казанскому хану Махмуду. Чудом освобожденный он отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь и там был вероломно схвачен Шемякой и ослеплен. Из-за этого Василий вошел в историю как "Темный". Святитель Иона отлучил Шемяку от Церкви, а впоследствии запретил поминать его после смерти.

15 декабря 1448 года решением собора русских епископов Иона окончательно утверждается Митрополитом Киевским и всея Руси. Семь лет русские ждали развития событий после бегства Исидора. Тот вернулся в униатский Константинополь и по доходившей информации собирался сесть в униатском Киеве, что для Москвы представлялось недопустимым. Кроме того, умирает император Византии Иоанн VIII Палеолог. На трон базилевсов садится последний император Константин IX. Он, будучи православным, изгоняет патриарха-униата Григория Мамму. Но не проходит и трех лет, как Мехмед II штурмом берет Царьград. Некогда великая Империя Ромеев прекращает свое существование. Отступивши от Царства Небесного ради Царства Земного они потеряли и то, другое.

Сразу после избрания святитель Иона установил празднование успения и обретения мощей своего великого предшественника, святителя Алексия. Мощи святого митрополита были обретены еще в 1438 году при Исидоре, но в его фактическое отсутствие в Москве.

В 1451 году произошло нашествие татарского царевича Мазовши на Москву. Результатам чудесного избавления столицы от ордынцев по молитвам митрополита Ионы стало возведение Ризоположенской церкви с митрополичьими палатами. Подробнее об этом чуде читайте здесь.

Святитель Иона передает Смоленскую икону Божией Матери епископу Мисаилу. Миниатюра Лицевого Летописного свода. XVI в.В 1456 году святитель Иона внял многочисленным просьбам смолян во главе с епископом Мисаилом и по согласию с великим князем благословил вернуть Смоленскую икону Божией Матери в Смоленск. 18 января чудотворный образ, за полвека до этого привезенный в Москву Софией Витовтовной, торжественно проводили в Смоленск, предварительно "снем меру с неа и образ назнаменовав".

Как уже было сказано, при митрополите Ионе произошло окончательное (на 200 с лишним лет) разделение Русской митрополии. В 1458 году польский король Казимир IV под давлением папы отнял русские епархии на территории Великого княжества Литовского, а низложенный и изгнанный из Константинополя бывший патриарх-униат Григорий Мамма в нарушение всех канонов посвятил в митрополита "Киевского, Литовского и всей нижней России" ближайшего сподвижника Исидора Григория. Казимир попытался продавить передачу Григорию и северо-восточных епархий.

В ответ на это святитель Иона отправил в Киев посольство, которое пыталось убедить западных епископов не принимать вероотступника, но все увещевания были тщетны. Святитель созвал в Москве собор в декабре 1459 года, на котором епископы подтвердили свою верность Ионе и отвергли притязания Григория. Собор постановил, что "...митрополит поставлен будет по избранию Святого Духа, и по святым правилом святых апостол и святых отець, и по повелению господина нашего великого князя имярек, русскаго самодържца". Таким образом была окончательно утверждена автокефалия Русской Православной Церкви.

31 марта (13 апреля по новому стилю) 1461 года митрополит отошел ко Господу, а через год за ним последовал великий князь Василий. Завершилось великое сотрудничество двух правителей на поприще сохранения единства государства и церкви в столь непростые времена.

29 мая 1472 года при строительстве нового Успенского собора состоялось обретение нетленных мощей Ионы, от которых исходило благоухание. Вскоре от них произошло два исцеления. Мощи святителя были положены в раку и помещены "близ северных врат церковных". Вдова великого князя Мария Ярославна заказала Пахомию Логофету канон на обретение мощей. На первом макарьевском соборе 1547 года Иона был официально канонизирован и причислен к числу "великих чудотворцев".

Игорь Рыжов




  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.10.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
30.08.2018
Нужна помощь в восстановлении подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы Дорогие братия и сестры! По благословению настоятеля, иеромонаха Клавдиана(Сафонова), обращаемся к...
19.08.2018
Отчет по сбору средств Дорогие прихожане, публикуем краткий отчет о пришедших средствах для помощи...
08.08.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
06.08.2018
Впервые о Православии. Помогите донести благую весть на языки Средней Азии Открыт проект по сбору средств на миссионерский перевод текстов на...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube