Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Как птица не может летать без помощи крыльев, так и пост не может течь без двух своих крыльев — молитвы и милостыни»
(Святитель Иоанн Златоуст)

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

argaiv1376

Каждый год в этот день все те, кто самым непосредственных образом задействован в процессе образования: преподаватели и студенты на всех уровнях обучения наукам, воздают честь трем великим христианским иерархам и вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Таким образом, мы признаем их важнейший вклад в развитие образования в христианском мире, и мы их представляем в качестве исторических прототипов не только учителей, но и, отчасти, учеников.

Эти великие святые мужи, великие представители эллинизма жили в IV-м столетии по Р. Х. , в золотой век, как его назвали, в век христианской литературы и письменности. Празднование общей их памяти каждый год совершается 30 января (по старому стилю), хотя для всех них Православная Церковь определяет и свой собственный, отдельный праздник.


Как таковой же Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого был установлен уже тысячу лет назад, в эпоху правления Византийским государством императора Алексия Комнина. Тот праздник, несомненно, имеет выдающийся характер, как один единственный праздник, который не связан с победоносными военными триумфами греков, но он непосредственно связан с огромными достижениями в области духа и образования. Мы вспоминаем и выражаем наше почтение лучшим образцам духовного сокровища, которыми обладает Православная Церковь.

Итак, Василий Великий родился в 330 году в Кесарии Kaппадокийской. Начатки своего образования он получил от своего отца, а затем он обучался в различных византийских школах и в самом Константинополе. В возрасте 20 лет Василий приехал в Афины, где он в течение четырех лет жил рядом с известными педагогами, и изучил почти что все известные тогда науки: философию, риторику, литературу, историю, медицину, астрономию, алгебру и геометрию...

В 356 году Василий вернулся на родину, в Кесарию, где в течение некоторого времени он занимался своей непосредственной прямой профессией ритора, а потом... он крестился.

В 362 году он был рукоположен в сан диакона, а когда умер епископ той области, он занял его место. С этого времени он занимался огромной христианской и социально-общественной, благотворительной деятельностью. Однако, по причине крайне тяжелого состояния своего здоровья из-за не только духовной, но и телесной непрестанной борьбы с недугами, он скончался 1 января 379 года, когда ему едва исполнилось 49 лет.

Святитель Григорий Богослов родился в 329 году в Aрианзе, в селении, расположенном недалеко от Назианза Каппадокийского. Как только он был обучен начальной грамоте в Назианзе, родители послали Григория для обучения риторике в риторскую школу Кесарии Каппадокийской.

Жажда к науке толкнула Григория продолжить свое высшее образование в философской школе Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах. В 358 году Григорий вернулся в Назианзин и был крещен христианином.

В 372-ом он стал епископом Сасимы, одного из провинциальных городов Каппадокии, а в 380 году византийский император Феодосий Великий провозгласил его патриархом Константинопольским. Занимая именно эту кафедру, он вскоре ушел на покой и вернулся в Aрианз, где в 391 году скончался.

Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии в 354 году, в великой столице эллинской Сирии, Афинах Азии, как ее тогда называли. Иоанн был учеником в школе по риторике у языческого преподавателя Ливания и в философской школе у Андрагафия. В течение краткого времени он занимался своей профессией и с большим успехом вел свои дела как адвокат или учитель риторики.

Видя, однако, несправедливость судов, он решил продолжить богословское образование во в то время процветающей Антиохийской школе, а затем в Александрии, в Египте — другой великой эллинистической столице той эпохи.

В 380 году он был рукоположен в сан диакона в Антиохии, а спустя пять лет во пресвитера. В 397 году он был рукоположен в патриарха

Константинополя. Находясь на этой кафедре и занимая такое положение, он вступил в конфликт с императрицей Евдоксией и аристократией византийской столицы. После его изгнания, вскоре он скончался 14 сентября 407 года.

Примеры многолетних и разносторонних трудов Трех Святителей, их важность свидетельствуют о том великом доверии, которым обладали эти Учителя в процессе нововозраждающейся силы образования, оценившей их вклад в образование, как вклад всей их жизни. Потому что обучение, просвещение — это не только философия, или риторика, или астрономия, или богословие, или психология, но всё, что составляет единое целое, то есть воспитание-пайдейя (παιδεία) тела и души.

Три Святителя были цельными личностями, они не говорили только об одном разделе науки, но о целой плеяде научных знаний. Преимущественно их почитали за высокое богословие, но ценили святителей также и за их широкий научный вклад, их широкий научный кругозор и устроение, их, по сути, важное присутствие в обществе, открытость духа и их критическое отношение к любому типу власти.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст хотели сделать Церковь ближе к народу, чтобы научить его более внимательно и тщательно прислушиваться к вызовам времени, дать всем спрашивающим своевременные и необходимые ответы, дабы быть в миру, но не от мира сего.

Три Святителя возмутили воды своей эпохи и оставили огромный вклад в деле просвещения и развития наук. Многие верующие, например, почти ничего не знают о вкладе святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого в область медицинской науки, в медицину. Однако немалое количество ученых занимаются на протяжении последних двух столетий вопросом изучения их медицинских трудов и изысканий. Согласно выводам, которые были сделаны исследователями, святитель Василий Великий рассматривается как глубочайший знаток знаний по медицине его эпохи, а его научный вклад поистине драгоценен для науки.

Только через несколько лет после смерти Трех Святителей их тексты были переведены на латынь, а в последствии и на все европейские языки. На Западе, да и во всем мире, существует большое количество ученых в области медицины, социологии, политических наук, педагогики, философии, богословия и психологии, которые посвятили годы и годы своей жизни на изучение трудов трех святителей Церкви, неизменно подчеркивая их большую актуальность и ценность.

Особенно важным было влияние их литературных трудов на европейских ученых, особенно в области гуманитарных наук, начиная от эпохи Возрождения и завершая нашими днями.

Отдельно необходимо упомянуть труды святителя Василия Великого. Его богатое творчество состоит из речей, догматических сочинений, аскетических трактатов и писем. Как автор гомилий, то есть речей на религиозные темы по образцу кинико-стоических диатриб, обнаружил прекрасное знание жизни и человеческой натуры. Он составил также 9 гомилий о 6 днях творения мира (Heksaemeron), содержащих принципы христианской космогонии, которые оказали значительное влияние на религиозную и философскую культуру Запада (их обрабатывал среди прочих и Амвросий Медиоланский).

Сохранились также гомилии Василия о псалмах, комментарий к Книге Исайи и 23 другие речи. В двух догматических сочинениях Василий боролся с арианами. Его аскетические сочинения Моралии (Та ethika) и два монастырских устава раскрывают основы аскетической и монашеской жизни на Востоке. В "Обращении к юношеству" (др-греч.: "Προς του νέους…" или лат.: "Sermo ad adulescentes") Василий призывал молодых к постижению античной культуры посредством чтения поэтов, историков и ораторов, предупреждая, однако, о соблюдении некоторых правил предосторожности. Это сочинение оказало большое влияние на школьную образовательную систему византийской эпохи и Ренессанса.

365 писем (среди которых дружеские письма, послания утешительные, канонические, догматические, литургические; переписка с Юлианом Отступником является, к сожалению, апокрифической, то есть авторство святителя Василия подвергается сомнению) становятся ценным источником изучения истории Церкви в IV веке в Восточной Римской империи.

Литургия св. Василия, вероятно, на самом деле является произведением Василия. Труды Василия, переведенные на славянские языки, служили источником знакомства с античными авторами, которых в изобилии цитирует Василий. Особенно рекомендовал Василий чтение Гомера, а затем уже Гесиода, Феогнида, Солона, Архилоха, Еврипида, из прозаиков — Геродота и Плутарха, из философов — Платона.

Его труды начали изучать в Парижском университете уже в XVI столетии. А уже упоминавшаяся его книга его "К юношеству…" ("Προς του νέους…") вызвала на Западе такой восторг, что на протяжении 50 лет (с 1449-го по 1500-й года) было предпринято 20 изданий этой книги. Полное собрание его сочинений были опубликованы в Германии в 1776 году.

Отрадно, что в последние годы были предприняты усилия для открытия и глубокого изучения трудов Трех Святителей и в области богословия, что также весьма перспективно.

Именно эти три вселенского сияния личности, согласно решению Греческого государства от 1843/44 были избраны в качестве символов всего греческого образования. И правительство установило их праздник, 30 января (по старому стилю), совершать в качестве официального праздника Науки и Образования, а не в качестве выходного дня, когда мы оставляем наши уроки и идем в кафе.

Нынешнее время — трудное и неопределенное, для того, чтобы динамично развиваться далее, было бы хорошо, чтобы мы продолжали следовать примерам, имеющим ценность поистине вселенского характера, а именно — представителям нашего великого православного прошлого, причисляя к ним и этих Трех Иерархов.

______________
По мотивам речи, произнесенной в Духовном центре Кардамилон о. Хиос в рамках "Праздника образования" памяти Трех Святителей в пятницу, 30 января 2015 года, "Вселенский характер сияния Трех Святителей / H οικουμενική ακτινοβολία των Τριών Ιεραρχών" Константином Георгием Караджа, богословом и преподавателем гимназии Kardamilon (адаптация и частичный перевод с греческого — Сафонов А.В., — примеч. ред.).
  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

12.02.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
09.02.2018
Семье певчей храма нужна помощь Дорогие братия и сестры! В семье певчей храма Евфросинии Московской...
22.01.2018
Продолжается сбор средств на лечение Токиной Юлии Братия и сестры, летом мы обращались с просьбой помочь в...
27.08.2017
Просим вашей посильной помощи и молитв Дорогие братия и сестры! Просим откликнуться: у Токиной Юлии, прихожанки и...
11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube