Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов
на каждый день

«Каждый раз, когда ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твоё дитя будет принимать от Христа один добрый помысел... Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твоё чадо»
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого

argaiv1567

Каждый год в этот день все те, кто самым непосредственных образом задействован в процессе образования: преподаватели и студенты на всех уровнях обучения наукам, воздают честь трем великим христианским иерархам и вселенским учителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Таким образом, мы признаем их важнейший вклад в развитие образования в христианском мире, и мы их представляем в качестве исторических прототипов не только учителей, но и, отчасти, учеников.

Эти великие святые мужи, великие представители эллинизма жили в IV-м столетии по Р. Х. , в золотой век, как его назвали, в век христианской литературы и письменности. Празднование общей их памяти каждый год совершается 30 января (по старому стилю), хотя для всех них Православная Церковь определяет и свой собственный, отдельный праздник.


Как таковой же Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого был установлен уже тысячу лет назад, в эпоху правления Византийским государством императора Алексия Комнина. Тот праздник, несомненно, имеет выдающийся характер, как один единственный праздник, который не связан с победоносными военными триумфами греков, но он непосредственно связан с огромными достижениями в области духа и образования. Мы вспоминаем и выражаем наше почтение лучшим образцам духовного сокровища, которыми обладает Православная Церковь.

Итак, Василий Великий родился в 330 году в Кесарии Kaппадокийской. Начатки своего образования он получил от своего отца, а затем он обучался в различных византийских школах и в самом Константинополе. В возрасте 20 лет Василий приехал в Афины, где он в течение четырех лет жил рядом с известными педагогами, и изучил почти что все известные тогда науки: философию, риторику, литературу, историю, медицину, астрономию, алгебру и геометрию...

В 356 году Василий вернулся на родину, в Кесарию, где в течение некоторого времени он занимался своей непосредственной прямой профессией ритора, а потом... он крестился.

В 362 году он был рукоположен в сан диакона, а когда умер епископ той области, он занял его место. С этого времени он занимался огромной христианской и социально-общественной, благотворительной деятельностью. Однако, по причине крайне тяжелого состояния своего здоровья из-за не только духовной, но и телесной непрестанной борьбы с недугами, он скончался 1 января 379 года, когда ему едва исполнилось 49 лет.

Святитель Григорий Богослов родился в 329 году в Aрианзе, в селении, расположенном недалеко от Назианза Каппадокийского. Как только он был обучен начальной грамоте в Назианзе, родители послали Григория для обучения риторике в риторскую школу Кесарии Каппадокийской.

Жажда к науке толкнула Григория продолжить свое высшее образование в философской школе Кесарии Палестинской, Александрии и Афинах. В 358 году Григорий вернулся в Назианзин и был крещен христианином.

В 372-ом он стал епископом Сасимы, одного из провинциальных городов Каппадокии, а в 380 году византийский император Феодосий Великий провозгласил его патриархом Константинопольским. Занимая именно эту кафедру, он вскоре ушел на покой и вернулся в Aрианз, где в 391 году скончался.

Святитель Иоанн Златоуст родился в Антиохии в 354 году, в великой столице эллинской Сирии, Афинах Азии, как ее тогда называли. Иоанн был учеником в школе по риторике у языческого преподавателя Ливания и в философской школе у Андрагафия. В течение краткого времени он занимался своей профессией и с большим успехом вел свои дела как адвокат или учитель риторики.

Видя, однако, несправедливость судов, он решил продолжить богословское образование во в то время процветающей Антиохийской школе, а затем в Александрии, в Египте — другой великой эллинистической столице той эпохи.

В 380 году он был рукоположен в сан диакона в Антиохии, а спустя пять лет во пресвитера. В 397 году он был рукоположен в патриарха

Константинополя. Находясь на этой кафедре и занимая такое положение, он вступил в конфликт с императрицей Евдоксией и аристократией византийской столицы. После его изгнания, вскоре он скончался 14 сентября 407 года.

Примеры многолетних и разносторонних трудов Трех Святителей, их важность свидетельствуют о том великом доверии, которым обладали эти Учителя в процессе нововозраждающейся силы образования, оценившей их вклад в образование, как вклад всей их жизни. Потому что обучение, просвещение — это не только философия, или риторика, или астрономия, или богословие, или психология, но всё, что составляет единое целое, то есть воспитание-пайдейя (παιδεία) тела и души.

Три Святителя были цельными личностями, они не говорили только об одном разделе науки, но о целой плеяде научных знаний. Преимущественно их почитали за высокое богословие, но ценили святителей также и за их широкий научный вклад, их широкий научный кругозор и устроение, их, по сути, важное присутствие в обществе, открытость духа и их критическое отношение к любому типу власти.

Святители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст хотели сделать Церковь ближе к народу, чтобы научить его более внимательно и тщательно прислушиваться к вызовам времени, дать всем спрашивающим своевременные и необходимые ответы, дабы быть в миру, но не от мира сего.

Три Святителя возмутили воды своей эпохи и оставили огромный вклад в деле просвещения и развития наук. Многие верующие, например, почти ничего не знают о вкладе святителей Василия Великого и Иоанна Златоустого в область медицинской науки, в медицину. Однако немалое количество ученых занимаются на протяжении последних двух столетий вопросом изучения их медицинских трудов и изысканий. Согласно выводам, которые были сделаны исследователями, святитель Василий Великий рассматривается как глубочайший знаток знаний по медицине его эпохи, а его научный вклад поистине драгоценен для науки.

Только через несколько лет после смерти Трех Святителей их тексты были переведены на латынь, а в последствии и на все европейские языки. На Западе, да и во всем мире, существует большое количество ученых в области медицины, социологии, политических наук, педагогики, философии, богословия и психологии, которые посвятили годы и годы своей жизни на изучение трудов трех святителей Церкви, неизменно подчеркивая их большую актуальность и ценность.

Особенно важным было влияние их литературных трудов на европейских ученых, особенно в области гуманитарных наук, начиная от эпохи Возрождения и завершая нашими днями.

Отдельно необходимо упомянуть труды святителя Василия Великого. Его богатое творчество состоит из речей, догматических сочинений, аскетических трактатов и писем. Как автор гомилий, то есть речей на религиозные темы по образцу кинико-стоических диатриб, обнаружил прекрасное знание жизни и человеческой натуры. Он составил также 9 гомилий о 6 днях творения мира (Heksaemeron), содержащих принципы христианской космогонии, которые оказали значительное влияние на религиозную и философскую культуру Запада (их обрабатывал среди прочих и Амвросий Медиоланский).

Сохранились также гомилии Василия о псалмах, комментарий к Книге Исайи и 23 другие речи. В двух догматических сочинениях Василий боролся с арианами. Его аскетические сочинения Моралии (Та ethika) и два монастырских устава раскрывают основы аскетической и монашеской жизни на Востоке. В "Обращении к юношеству" (др-греч.: "Προς του νέους…" или лат.: "Sermo ad adulescentes") Василий призывал молодых к постижению античной культуры посредством чтения поэтов, историков и ораторов, предупреждая, однако, о соблюдении некоторых правил предосторожности. Это сочинение оказало большое влияние на школьную образовательную систему византийской эпохи и Ренессанса.

365 писем (среди которых дружеские письма, послания утешительные, канонические, догматические, литургические; переписка с Юлианом Отступником является, к сожалению, апокрифической, то есть авторство святителя Василия подвергается сомнению) становятся ценным источником изучения истории Церкви в IV веке в Восточной Римской империи.

Литургия св. Василия, вероятно, на самом деле является произведением Василия. Труды Василия, переведенные на славянские языки, служили источником знакомства с античными авторами, которых в изобилии цитирует Василий. Особенно рекомендовал Василий чтение Гомера, а затем уже Гесиода, Феогнида, Солона, Архилоха, Еврипида, из прозаиков — Геродота и Плутарха, из философов — Платона.

Его труды начали изучать в Парижском университете уже в XVI столетии. А уже упоминавшаяся его книга его "К юношеству…" ("Προς του νέους…") вызвала на Западе такой восторг, что на протяжении 50 лет (с 1449-го по 1500-й года) было предпринято 20 изданий этой книги. Полное собрание его сочинений были опубликованы в Германии в 1776 году.

Отрадно, что в последние годы были предприняты усилия для открытия и глубокого изучения трудов Трех Святителей и в области богословия, что также весьма перспективно.

Именно эти три вселенского сияния личности, согласно решению Греческого государства от 1843/44 были избраны в качестве символов всего греческого образования. И правительство установило их праздник, 30 января (по старому стилю), совершать в качестве официального праздника Науки и Образования, а не в качестве выходного дня, когда мы оставляем наши уроки и идем в кафе.

Нынешнее время — трудное и неопределенное, для того, чтобы динамично развиваться далее, было бы хорошо, чтобы мы продолжали следовать примерам, имеющим ценность поистине вселенского характера, а именно — представителям нашего великого православного прошлого, причисляя к ним и этих Трех Иерархов.

______________
По мотивам речи, произнесенной в Духовном центре Кардамилон о. Хиос в рамках "Праздника образования" памяти Трех Святителей в пятницу, 30 января 2015 года, "Вселенский характер сияния Трех Святителей / H οικουμενική ακτινοβολία των Τριών Ιεραρχών" Константином Георгием Караджа, богословом и преподавателем гимназии Kardamilon (адаптация и частичный перевод с греческого — Сафонов А.В., — примеч. ред.).
  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

20.05.2018
Нужна помощь на лечение иерея Валерия Духанина Дорогие братья и сестры! Срочно нужна помощь на лечение! Известный православный...
11.05.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
17.04.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
15.04.2018
ТРЕБУЮТСЯ ДОБРОВОЛЬЦЫ В КОМНАТУ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ХРАМЕ Ждем желающих потрудиться во Славу Божию в комнату матери и...
25.03.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube