Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Воздержание от страстей лучше всех медикаментов, и оно дает долгоденствие»
(Святитель Феофан Затворник)

День памяти святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца

Святитель Петр. Икона деисусного чина, Тверь, XV в. ГТГ21 декабря (3 января по григорианскому календарю) Церковь отмечает день памяти святителя Петра, митрополита Киевского и всея Руси.

argaiv1099

Святитель Петр, как и митрополит Кирилл III, был выходцем из Галицко-Волынской земли.

Достигнув 12-летнего возраста, юноша ушел в один из волынских монастырей, а спустя несколько лет в поисках безмолвия удалился на реку Рату, где вскоре, как это часто бывало, к нему стеклись иноки, и образовался новый монастырь, игуменом которого стал Петр. В разных источниках монастырь упоминается то как Спасо-Преображенский, то как Крестовоздвиженский. К сожалению, след этой обители теряется в веках. Мы ничего не знаем о ее дальнейшей судьбе.

Даже о ее местоположении историки спорят до сих пор, помещая ее кто в Карпаты, кто в район Курска. На берегах реки Раты, притока Западного Буга, следов монастыря не найдено. Кстати, на Украине святителя Петра называют не иначе как «Петр Ратенский», подчеркивая его связь именно с Волынью и умаляя значение переезда в Москву.

Свт. Максим благословляет свт. Петра. Клеймо житийной иконы, XV в. Успенский cобор Московского КремляПосле смерти Кирилла митрополитом Киевским стал грек Максим. Объезжая епархии, он побывал и в Ратенском монастыре. Святитель Петр был «иконник чуден» и подарил Максиму написанный им образ Божией Матери. Петровская икона Божией Матери





Эту икону, известную сейчас как «Петровская», митрополит с тех пор всегда возил с собой.

В 1302 году произошло первое разделение русской митрополии. Галицкая епархия по воле патриарха Афанасия была преобразована в отдельную митрополию с подчинением ей шести епархий Юго-Западной Руси. Митрополитом Галицким стал Нифонт, который, впрочем, вскоре умер, и галицкий князь Юрий Даниилович захотел видеть ратенского игумена Петра на митрополичьей кафедре.

В том же году скончался и Митрополит Киевский Максим. Великий князь Владимирский Михаил Тверской по совету своего епископа Андрея избрал в качестве кандидата игумена Геронтия.

Оба игумена направились в Константинополь на утверждение своих кандидатур.

Путешествие игумена Геронтия в Царьград. Клеймо житийной иконы, XV в. Успенский cобор Московского КремляГеронтий перед отправлением в дальний путь взял с собой из покоев митрополита Максима ту самую икону Богородицы, которую почившему предстоятелю подарил Петр. В пути Геронтию во сне явилась Божия Матерь и сказала, что он напрасно трудится, святительский сан ему не достанется, а митрополитом станет тот, кто написал этот образ. Так и случилось: патриарх отменил свое решение о разделении русской митрополии и неожиданно для всех назначил митрополитом всея Руси Ратенского игумена.

Петр приобрел себе огромную митрополию, но, вместе с тем, сразу потерял расположение Великого князя. Будущий страстотерпец Михаил, проиграв эту партию в Царьграде, затаил на нового митрополита обиду и задумал вскоре сместить «пришлого волынца» с первосвятительской кафедры. Чем сам подтолкнул Петра в распростертые объятия конкурирующей Москвы.

Петр управлял Русской Церковью в продолжение 18 лет: с 1308-го по конец 1326-го года.

Интересно, что если до татаро-монгольского нашествия митрополитами киевскими преимущественно были греки (исключение составляют только митрополиты Иларион и Климент Смолятич), то, начиная с «батыева разорения», начинается чередование греков с русскими: грек Иосиф, русский Кирилл, грек Максим, русский Петр, грек Феогност, русский Алексий, болгарин Киприан, грек Фотий, русский Герасим, последний грек, пресловутый Исидор, и, начиная с Ионы и автокефалии, далее — все русские.

Служение Петра выпало на период ожесточенной борьбы между двумя княжествами, Тверским и Московским, за Великое княжение Владимирское и первенствующую роль в наметившимся процессе объединения русских земель. Роль Церкви в этой борьбе была крайне важной, так как только митрополит носил в своем титуле формулу «всея Руси», то есть уже был фигурой объединяющей, возвышающейся над княжескими амбициями и междоусобицами. А поскольку, как уже было сказано, Михаил Тверской проявил к святителю откровенное «нелюбие», Петр в этом противостоянии выбрал Москву.

Но что же делал Киевский митрополит в почти тысяче километров от своей днепровской кафедры?

Дело в том, что мать городов русских, древний Киев, в предыдущем столетии дважды подвергся страшному разорению от татар. В 1240 году он был сожжен ханом Батыем, а в 1299 году — ханом Тохтой, воевавшим с отпавшим от него темником Ногаем. После этого киевщина обезлюдела, и митрополит Максим переехал в намного более спокойный и богатый Владимир-на-Клязьме — столицу Северо-Восточной Руси. Не раздумывая, туда же вскоре после поставления направился и его преемник Петр.

Собор в Переславле для суда над митрополитом Петром. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, XVI вНе смирившись с поражением своего кандидата в Констан-тинополе, тверской епископ Андрей вскоре написал на нового митрополита донос патриарху. Из Царьграда прибыл специальный посланник с мандатом на проведение собора русских епископов и, в случае подтверждения преступлений Петра, отлучение последнего от должности.

Собор решено было провести в Переславле-Залесском — нейт-ральном месте, отчине дедушки обоих князей-соперников, Александра Невского. Великий князь Михаил не приехал на собор, но послал двух своих сыновей. Юрий Московский явился лично. Во время зачитывания обвинения среди клириков, бояр и простого народа началось нешуточное волнение, и обвиняемый митрополит явил всем истинное смирение.

Он обратился к народу со словами:

– Братие и чада! Я не лучше пророка Ионы. Если ради меня великое смятение сие — изгоните меня, да утихнет молва!

Однако собор оправдал митрополита по всем статьям. А когда встал вопрос о суде над самим доносчиком, Петр прекратил эти разговоры, сказав Андрею:

– Мир тебе, чадо! Не ты сотворил это, а дьявол! — И благословил незадачливого епископа.

Андрей оставался на тверской кафедре еще пять лет, пока сам не решил уйти на покой в один из монастырей.

Храм Свт. Петра митрополита в Переславле-ЗалесскомВ память о том суде над митрополитом Петром примерно через сто лет после события в Переславле был построен храм, посвященный святителю. Перестроенный в последний год жизни царя Ивана Грозного в камне в характерном для XVI века шатровом стиле, этот храм и сейчас можно видеть на территории Переславского кремля.

Столкнувшись с неприязнью со стороны Михаила Ярославича, митрополит, что естественно в такой ситуации, стал искать себе союзника среди других князей. И обрел его в лице Московского княжеского дома.

Святитель Петр принял руку дружбы, протянутую ему князем Юрием Московским. И вскоре отплатил Москве взаимностью: когда в 1311 году тверская рать во главе с сыном Михаила Дмитрием выступила войной на Москву, Петр пригрозил княжичу отлучением от Церкви, чем остановил кровопролитие.

Энергичный князь Юрий Данилович находился в постоянных разъездах (от Сарая до устья Невы) и возлагал управление Москвой на брата Ивана, призванного в народе Калитой за его нищелюбие и рачительность. С этим младшим Даниловичем митрополит Петр сблизился, имел с ним частые беседы как о делах церковных, так и о будущем Москвы и Руси.

Иван Калита представил Петру своего крестника — юного инока Богоявленского монастыря Алексия, будущего митрополита и великого святителя земли Русской.

Вскоре в Сарае умер хан Тохта, и на престол взошел Узбек — правитель, при котором Золотая Орда достигнет наивысшего могущества, и при котором официальной религией стал ислам. Митрополит Петр вслед за русскими князьями отправился на поклон новому хану.

Наслышанный о святой жизни русского митрополита и убедившись в этом при личном общении, хан выдал Петру ярлык, подтверждающий старые льготы, и даже расширявший их.

«... да пребывает Митрополит в тихом и кротком житии; да правым сердцем и без печали молит Бога за нас и детей наших. Кто возьмет что-нибудь у Духовных, заплатит втрое; кто осмелится издеваться над православной верой или оскорблять церковь, монастырь, часовню — тот подлежит смерти без различия: русский он или монгол. Да чувствует себя русское духовенство свободными слугами Бога».

Таким образом ярлык подтверждал свободу всех храмов от выплаты дани и более того — расширял права Православной церкви. Теперь все монахи и церковные чины подлежали только суду митрополита, в то время как ранее их могли судить ордынские чиновники либо князья.

С годами святитель Петр все чаще и дольше останавливался в Москве.

Иван Калита обустроил для митрополита покои на тихом и живописном Крутицком подворье.

В Москве святитель возжелал основать монастырь. Митрополит выбрал место на возвышенном берегу реки Неглинной неподалеку от Кремля, где располагалось село Высокое.

Архитектурный ансамбль Высоко-Петровского монастыря. На переднем плане собор свт. ПетраВозможно ландшафт напоминал Петру его родную обитель на берегу далекой Раты. Здесь и был устроен Высоко-Петровский монастырь. Святитель Петр возвел деревянный храм во имя святых первоверховных апостолов Петра (своего небесного покровителя) и Павла, отчего монастырь изначально именовался Петропавловским. Спустя более чем триста лет главный храм обители был перестроен под руководством итальянца Алевиза Нового и переосвящен в честь самого святителя Петра. Этот древний удивительный храм и поныне находится на территории знаменитого московского ставропигиального монастыря.

С 1322 года митрополит практически безвыездно живет в Москве.

По совету Петра Иван Калита, занявший к тому времени московский престол (брат Юрий был убит в Орде сыном Михаила Тверского Дмитрием Грозные Очи), в августе 1326 года спешно закладывает первый в Москве каменный храм — Успения Пресвятой Богородицы в Кремле.

К чему такая спешка? Ведь август — это конец строительного сезона, начинать сооружение храма в преддверии зимы неразумно!

Закладка свт. Петром Успенского собора в Кремле. Миниатюра Лицевого Летописного Свода, XVI вДело в том, что предвидя скорую кончину, святой митрополит предсказал князю Ивану, что если тот построит в своем городе каменную церковь, посвященную Пречистой, «Бог благословит тебя, и поставит выше всех других князей, и распространит город этот паче всех других городов; и будет род твой обладать местом сим вовеки; и руки его взыдут на плечи врагов ваших; и будут жить в нем святители, и кости мои здесь положены будут».

Как поется в Акафисте святителю, «Ново место престолу твоему святительскому избрал еси, угодниче Божий, во граде Москве: возлюбив бо кроткаго и боголюбиваго ея князя Иоанна, тамо поселился еси, и церковь каменну, во имя Успения Пресвятыя Богородицы, тамо соорудити князю Иоанну советовал еси, пророчески глаголя ему, яко град той славен будет, святители в нем поживут и Бог в нем прославится, и яко кости твоя в нем положены будут».

Не дождавшись окончания строительства, но с радостью увидев растущие стены собора, митрополит мирно почил за молитвой 21 декабря (3 января) 1326 года. Тело его было положено в каменный гроб, заранее устроенный им в строящемся Успенском соборе.

Так мощи митрополита Петра в соответствии с его именем стали «камнем» в основании Москвы как будущей столицы единого Русского государства и первой его святыней.

Свт. Петр. Фрагмент росписи Ферапонтова монастыря, Дионисий, XV вВ молитве святителю он именуется «града Москвы хранителем». И неудивительно, что по промыслу Божию один из дней памяти Петра (день перенесения его мощей, 6 сентября по новому стилю) является в Москве днем города (для удобства торжества переносят на ближайшую субботу).

«Стеною молитв твоих небесных, первопрестольный град Москва благодатно ограждается, и светло красуется, имея в себе многоцелебную раку святых твоих мощей, Петре чудотворче, яко крин нетлением процветших, и благоухание святыни испущающих…», возглашает нам Акафист.

Народное почитание и исцеления от мощей митрополита Петра начались сразу же по его кончине. Официальная канонизация состоялась по инициативе преемника Петра, митрополита Феогноста, в 1339 году. Тогда же было написано первое житие святого. Второе, более полное и пространное, житие написал лично митрополит Киприан в конце столетия.

С момента кончины святого митрополита ни одно значительное государственное начинание не обходилось без молитвы у его гроба.

Здесь молился митрополит Алексий перед отправлением в Орду для исцеления ханши Тайдулы. И святитель Петр услышал молитву своего преемника — сама собой зажглась свеча у раки святого, укрепляя Алексия на непростое поприще. Тайдула прозрела, и мир на Руси не был порушен.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поклоняется мощам свт. ПетраК чудотворным мощам святителя в первую очередь направился внук Ивана Калиты Дмитрий Донской перед выступлением на Куликово поле, на битву, в результате которой во исполнение пророчества митрополита Петра Москва окончательно утвердилась как точка сборки Великого Русского Православного государства.

Молитвами святителя Петра и поныне сохраняется наш первопрестольный град и богоспасаемое отечество!

 

Игорь Рыжов

 

Иллюстрации:

http://хризма.рф
http://www.dionisy.com/
http://ikons-allart.do.am/
http://www.icon-art.info/
http://commons.wikimedia.org/
http://vpmon.ru

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

22.01.2018
Продолжается сбор средств на лечение Токиной Юлии Братия и сестры, летом мы обращались с просьбой помочь в...
25.12.2017
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
10.11.2017
Семье певчей храма нужна помощь Дорогие братия и сестры! В семье певчей храма Евфросинии Московской...
27.08.2017
Просим вашей посильной помощи и молитв Дорогие братия и сестры! Просим откликнуться: у Токиной Юлии, прихожанки и...
11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube