Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Святые Отцы различали восемь главных страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Почему первой поставлена страсть чревоугодия? Потому что тот, кто не победит этой низшей, животной страсти, не сможет победить и все другие страсти»
(Святитель Лука Крымский)

Память святого пророка Наума

argaiv1376
Святой пророк Наум — один из двенадцати так называемых «малых пророков», — происходил из Галилеи, из селения Елкоша, почему пророк и называет себя Елкошеянином или Елкосеянином (см.: Наум. 1, 1). По славянскому и другим переводам пророк Наум значится сыном Елкесиевым; но большинство толковников (например, блаженный Иероним, св.Кирилл Иерусалимский, Епифаний и другие) принимают еврейское слово Елкоши (переведенное по-славянски «сын Елкесиев») за наименование места рождения Наума. По преданию, записанному блаженным Иеронимом, селение Елкоша находилось на севере Галилеи, в царстве Израильском.

Главное содержание книги Наума есть пророчество о падении и погибели Ниневии — главного города Ассирийцев, с которыми евреи тогда находились во враждебных отношениях. Ниневия лежала на восточном берегу реки Тигра в Месопотамии. Это был многолюднейший и богатейший город в древнем мире; имел около 84 верст в окружности. А также содержатся предсказание бедствий, какие праведный Господь наведет на сей город, и самое живое изображение окончательного и совершенного разрушения этого великого и сильно укрепленного города. Пророк Наум предсказывает разрушение Ниневии, как наказание за ее беззакония и особенно за разрушение Израильского царства и за хулу Сеннахирима, царя Ассирийского, сына и преемника Салманассара, разрушившего царство Израильское, на Иегову.

Таким образом, Наум повторяет то грозное пророчество, которое было изречено на Ниневию пророком Ионою; пророчество Ионы о погибели Ниневии (Ион. 2, 2) не было отменено, но лишь отстрочено. Ниневитяне, покаявшись на малое время после проповеди пророка Ионы, видя, что на них не сбылось его пророчество, снова обратились к прежним своим злым делам; этим они снова прогневали Бога и оскорбили Его долготерпение.

Поводом к пророчеству послужило следующее: когда войско Сеннахирима было чудесным образом истреблено под стенами Иерусалима, и Сеннахирим с угрозою удалился, евреи, хотя и рады были этому освобождению, но боялись, что Сеннахирим, разгневанный неудачей, снова соберет войско, даже больше прежнего, и снова явится, как угрожал, под стенами Иерусалима. Чтобы успокоить и ободрить народ еврейский, пророк Наум и выступил со своей речью, в которой предсказал уже окончательную погибель Ниневии, которая будет разрушена сильным разливом вод, а сокровища города будут разграблены и истреблены огнем.

Вся книга пророка Наума представляет из себя одно последовательное изложение грозного определения Божия о погибели Ниневии за то, что из нее произошел умысливший зло против Иеговы (т. е. Сеннахирим), а Иудейскому царству предсказывается освобождение от ига Ассирии. Затем следует описание осады и самое разрушение Ниневии и, наконец, разъясняется, что Ниневия вполне заслужила такую участь своим идолопоклонством, особенно же своим развратом и волшебством, чрез которое она порабощала народы. Посему никакие средства защиты не спасут ее, и все народы будут радоваться, что избавились от такого жестокого притеснителя.

Время служения пророка Наума относится ко второй половине царствования Иудейского царя Езекии, то есть к 745–714 годам до Р. Х. (после разрушения царства Израильского).

О других обстоятельствах жизни пророка ничего неизвестно. По преданию, он умер на 45-м году жизни и был погребен в своей отечественной земле.

Кроме пророчества о падении Ниневии в книге пророка Наума можно находить и мессианские черты: «Наум изрекает, — говорит блаж. Феодорит, — гибель Ниневии, ее войску и городу за то, что они, хотя и покаялись после проповеди Ионы, но вскоре забыли о ней и пошли с оружием на Израиля, но — продолжает он — есть в книге и пророчество о Спасителе такое: «Поднимается на тебя разрушитель: охраняй твердыни, стереги дорогу, укрепи чресла, собирайся с силами» (Наум. 2, 1) (по-славянски: «взыде вдыхаяй в лице твое»), ибо как в Адама Бог вдунул дыхание жизни, так и Владыка Христос, возобновляя сей образ,«дунул» на Апостолов «и говорит им: примите Духа Святаго» (Ин. 20, 22). Поэтому и под всем сокрушенным царством Ассириян, в книге Наума, мы разумеем власть диавола, побежденную Владыкою Христом, а под ликующим Иудою разумеем ликующую о спасении вселенную». За богослужением Православной Церкви книга пророка Наума не употребляется.

Сафонов А.В.
По материалам:
  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

12.02.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
09.02.2018
Семье певчей храма нужна помощь Дорогие братия и сестры! В семье певчей храма Евфросинии Московской...
22.01.2018
Продолжается сбор средств на лечение Токиной Юлии Братия и сестры, летом мы обращались с просьбой помочь в...
27.08.2017
Просим вашей посильной помощи и молитв Дорогие братия и сестры! Просим откликнуться: у Токиной Юлии, прихожанки и...
11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube