Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Если когда забудешься и не отгонишь худые мысли сразу, то принеси покаяние. Потрудись над этим, чтобы приобрести привычку»
(Преподобный Силуан Афонский)

Память Святителя Михаила, первого митрополита Киевского

Святитель Михаил был первым митрополитом Киевским и Все-российским и управлял Русской Церковью во дни святого равноапостольного князя Влади-мира.

argaiv1019

Завоевав греческий город Корсунь (иначе: Херсонес Таврический — древний греческий город на юго-западном берегу Таврического полуострова или Крыма, вблизи нынешнего Севастополя, от которого сейчас остались только развалины), князь Владимир принял там святое крещение и вступил в брак с царевной Анной, родной сестрой византийских императоров. Все это произошло в 988 году. Византийскими императорами в то время были Василий II Болгаробойца и брат его Константин VIII, сыновья императора Романа II. Почти все время они царствовали совместно: Василий с 975 по 1025 год, Константин с 979 по 1028 год, но настоящим правителем был Василий — наиболее способный и деятельный.

Имея твердое решение просветить светом Христовой веры всю свою великую державу, равноапостольный князь вслед затем из Корсуни же послал в Царьград посольство к императорам и патриарху с просьбой прислать пастырей церкви для крещения русской земли, омраченной тьмой идолослужения, и для управления Русской Церковью.

Патриарх Константинопольский святитель Николай Хрисоверг (Св. Николай II Хрисоверг управлял Константинопольской церковью с 983 по 996 год) вместе с собором епископов избрал и поставил митрополитом на Русь Михаила, премудрого разумом, учительного и святого житием.

Не сохранилось известий об обстоятельствах жизни святого Михаила до поставления его митрополитом. Даже о происхождении святителя летописи повествуют разное: одни называют его сирийцем, другие — болгарином.

Получив от патриарха напутственное наставление, святой Михаил отправился к князю Владимиру в сопровождении духовенства, предназначенного помогать ему в управлении, — шести епископов и многочисленных пресвитеров и клириков. С великою радостью и торжеством князь встретил святителя, и вскоре после того вместе с ним и с супругой, царевной, поспешил к стольному Киеву.

Шествие крещенного князя и новопоставленного митрополита к матери городов русских было как бы священным походом для искоренения языческого многобожия и идолослужения в отчине Владимира.

Они везли с собой святые мощи, кресты, иконы и священные церковные сосуды. Их сопровождало крестоносное воинство — пастыри церкви, пришедшие из Греции и взятые из завоеванной Корсуни.

Все краткое время управления святого Михаила Русской церковью протекло в апостольских трудах: в проповеди Евангелия язычникам, в крещении их и утверждении в вере новопросвещенных. По словам церковного песнопения, святой Михаил "нищетой неверия одержимой земле Российской принес от Царствующего града Евангелие Христово и это даровал ей".

Первым делом святителя на месте его архипастырского служения было крещение семейства князя — его сыновей. За ним последовало крещение дружинников князя, бояр.

Наша Церковь ублажает святителя Михаила, как крестителя стольного Киева, и воспевает: "Красуется град Киев до днесь ризою крещения одеян от тебе, святителю". С великим трудом, но и с великим успехом совершено было это важное дело.

Святой митрополит, епископы и многочисленные пресвитеры наставляли темный народ вере Христовой, приготовляя его к восприятию святого крещения, разрушая его языческие суеверия, "сечивом евангельского учения, посекая идольское изваяние".

В это время князь Владимир содействовал успехам их проповеди своей властью: он повелел слугам своим сокрушить идолов и надругаться над ними, а народу от мала до велика — мужам и женам, знатным и простым, рабам и свободным, идти в назначенный день на реку креститься. И собрались жители Киева на берег Днепра для крещения, которое совершил святитель Михаил с многочисленным духовенством в присутствии князя, его семейства и бояр.

Крещением Киева положено было прочное начало к просвещению Руси светом евангельской истины: вера Христова, которую исповедовали князь и бояре, стала верою и русской столицы.

Но теперь надлежало сделать ее верою всей земли русской от конца до конца, всей земли, которую обнимала власть Владимира и для церковного управления которой поставлен был митрополит Михаил. Самому святителю надлежало собрать стадо словесных овец, чтобы быть их пастырем и учителем. И потому ревностный архипастырь, при содействии равноапостольного князя, стремится насаждать по городам русской земли веру Христову.

Церковь чтит святого Михаила, как свидетеля истины и проповедника Евангелия Христова, истребившего «терние многобожия и всеявшего семя добро плодовитое в земле Российской».

Главнейшими городами Руси после Киева в то время были: Новгород Великий, столица северных владений князя Владимира, и Ростов Великий, главный город Залесской земли. В эти два города святой Михаил совершил путешествия для обращения язычников в Христову веру.

В 990 году, в сопровождении епископов, княжеского воеводы Добрыни и Анастаса Корсунянина (Добрыня — родной дядя Владимира по матери, а Анастас Корсунянин — грек, отдавший Корсунь Владимиру; впоследствии он был старейшим священником при Десятинной церкви), святитель Михаил посетил Новгород. Здесь он сокрушил идолов, многих крестил, построил несколько церквей и поставил к ним пресвитеров.

На следующий год такое же путешествие с проповедью Евангелия святой Михаил предпринял в Ростов. Успех его проповеди на этот раз был значительнее: он крестил очень много — без числа людей, воздвиг множество церквей, поставил к ним пресвитеров и диаконов, установил чин церковного богослужения и управления.

В 992 году святой митрополит Михаил скончался. Святой Владимир неутешно скорбел и плакал, так как в почившем святителе лишился не только доброго и ревностного пастыря, но и мудрого советника своего в делах государственного управления.

Еще вслед за крещением Киева святой Михаил благословил князя Владимира создать Десятинный храм в честь Пресвятой Богородицы. Святитель не дожил до окончания его постройки, но этот храм принял его останки, послужив местом его погребения.

Десятинная церковь получила свое название от десятины (10-й части имения), определенной на ее содержание князем Владимиром. Построена она была мастерами, вызванными из Греции, в продолжение семи лет (с 989 по 996 год). До её освящения мощи святого Михаила, вероятно, помещались временно где-нибудь в другом месте. Впрочем, возможно, что митрополит Михаил был погребен и в недостроенном еще храме.

Обретенные нетленными в XII веке, мощи святого Михаила тогда же перенесены были в Киево-Печерскую лавру, в Антониеву пещеру, а отсюда в 1730 году перенесены в Великую Успенскую церковь лавры, где нетленно почивают и до сих пор. Память святителю установлена 15/28 июня — в день преставления, а также в день перенесения мощей в Великую Печерскую церковь (Успенский храм) на 30 сентября/13 октября.

 

(Сафонов А.В.)

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

19.10.2017
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
27.08.2017
Просим вашей посильной помощи и молитв Дорогие братия и сестры! Просим откликнуться: у Токиной Юлии, прихожанки и...
11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
10.08.2017
Отчет о помощи Кате Чистяковой Дорогие друзья! С ноября 2016 года наши прихожане оказывают материальную...
30.05.2017
Тяготы друг друга носите! Приход представляет из себя живой организм. Когда болеет один из...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube