Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви»
(Преподобный Макарий Оптинский)

Память святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба

Святые благоверные князья Борис и Глеб (в крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира (†15 июля 1015). Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианской вере и благочестии. Старший из братьев, Борис, получил хорошее для тех времен образование. Под влиянием святоотеческих книг Борис имел горячее желание попробовать принять и на себя подвиг угодников Божиих и горячо молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

argaiv1774

Святой Глеб с раннего детства воспитывался вместе с братом и разделял его стремление посвятить жизнь исключительно служению Богу. Оба брата отличались некоей сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.

Еще при жизни отца святой Борис получил в удел город Ростов. Управляя своим княжеством, он проявил мудрость и кротость, заботясь прежде всего о насаждении Православия и утверждении благочестивого образа жизни среди подданных. Молодой князь, кстати, прославился также как храбрый и искусный воин. Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов, потому что очень доверял ему.

Когда последовала кончина равноапостольного князя Владимира, старший сын его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским. Святой Борис в это время возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Узнав о смерти отца, он сильно огорчился. Дружина уговаривала его пойти на Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, ни в коем случае не желая междоусобной распри с родным братом, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»

Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил в искренность Бориса: стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии и народа, и войска, он подослал к нему убийц. Святой Борис был извещен о таком вероломстве Святополка, но не стал скрываться и, подобно мученикам первых веков христианства, с готовностью встретил смерть.

Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты: по окончании службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса — Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина, но также немедленно был убит. Однако святой Борис был еще жив. Вырвавшись из шатра на улицу, он стал горячо молиться и обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из убийц подошел и пронзил его копьем.

Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его в самое сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.

После этого Святополк столь же вероломно умертвил святого князя Глеба. Выманив своего брата из его удела — Мурома, Святополк послал ему навстречу дружинников, чтобы убить Глеба по дороге. Князь Глеб уже знал о кончине отца и злодейском убийстве князя Бориса. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска.

В чем же состоял подвиг святых благоверных князей Бориса и Глеба? Какой смысл в том, чтобы вот так, без сопротивления погибнуть от рук убийц?

Жизнь святых страстотерпцев была принесена в жертву основной христианской добродетели — братской любви. «Кто говорит: «Я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4, 20). Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести: они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти. «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10, 28).

Святые мученики Борис и Глеб отдали жизнь ради соблюдения послушания христианскому закону, закону любви. «Видите ли, братия, — замечает преподобный Нестор Летописец, — как высока покорность старшему брату? Если бы они противились, то едва ли бы сподобились такого дара от Бога. Много ныне юных князей, которые не покоряются старшим и за сопротивление им бывают убиваемы. Но они не уподобляются благодати, какой удостоились сии святые».

Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, однако Сам Господь воздал властолюбивому родственнику: «Мне отмщение и аз воздам» (Рим. 12, 19): в 1019 году князь Киевский Ярослав Мудрый, также один из сыновей равноапостольного князя Владимира, собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.

«С того времени, — пишет летописец, — затихла на Руси крамола». Кровь, пролитая святыми братьями ради предотвращения междоусобных распрей, явилась основой, которое смогло укрепить единство Руси. Благоверные князья-страстотерпцы не только прославлены от Бога даром исцелений, но они — особые покровители, защитники Русской земли. Известны многие случаи их явления в трудное для нашего Отечества время, например, — святому благоверному князю Александру Невскому накануне Ледового побоища (1242 год), великому князю Димитрию Донскому в день Куликовской битвы (1380 год). Почитание святых Бориса и Глеба началось очень рано, почти сразу после их кончины. Служба святым была составлена митрополитом Киевским Иоанном (1008—1035).

Великий князь Киевский Ярослав Мудрый позаботился о том, чтобы разыскать останки святого Глеба, бывшие 4 года непогребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса. Через некоторое время храм этот сгорел, мощи же остались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.

Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.

 

Сафонов А.В.

по материалам: http://vn-borisogleb.ru

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
10.08.2017
Отчет о помощи Кате Чистяковой Дорогие друзья! С ноября 2016 года наши прихожане оказывают материальную...
26.07.2017
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
30.05.2017
Тяготы друг друга носите! Приход представляет из себя живой организм. Когда болеет один из...
01.05.2017
Пожилому человеку нужна помощь. Братия и сестры! Обратился за помощью прихожанин нашего храма преклонного...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube