Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Главнейший враг жизни в Боге - многозаботливость»
(Святитель Феофан Затворник)

Память блаженного Исидора Твердислова, ростовского чудотворца

Блаженный Исидор Твердислов, ростовский чудотворец27 (14 по ст.ст.) мая Церковь празднует память блаженного Исидора Твердислова, ростов-ского чудотворца.

argaiv1908

Он родился около 1419 г. в одной из стран Западной Европы, «от западных странъ, от латыньска языка, от нѣмецькыя же земля рожение имѣа и воспитание, от славных же и богатых; якоже глаголють, от местьрска (магистерского — И.Р.) роду бѣ» (здесь и далее цитируется житие св. Исидора по Великим Минеям Четьим свт. Макария[1]).

Покинул отчий дом, пришел на Русь «и грады проходя, и мѣста, и много досаду блаженый смиренье приемаетъ, и бьение от безумных человѣкъ приемлеть, яко уродъ вменяем ими и безуменъ. И много терпѣние показуя от студени зимныя и от вара солнечнаго, въ день убо яко урод хождаше, в нощи же молитву непрестанно къ Богу възсылаше... И тако от градъ во градъ прехождааше. И доиде же славнаго и многонароднаго града Ростова... Устрааетъ же себѣ блаженый кущу (шалаш) въ ховрастии (из хвороста) непокьровенну на мѣстѣ сусѣ (сухом) во градѣ среди блатца (болота) нѣкотораго, идѣже святое тѣло его нынѣ лежить... Въ день убо оскорбляемъ и уничижаемъ многими озлобленьми, нощи же приходящю, и пакы святый во свою ховрастную хижу (хижину) приходить и всю нощь без сна въ молитвах и сьлезах и колѣнокланяньи пребываше»

Блж. Исидор Твердислов. Миниатюра из Ростовского патерика. 1762 г.Блж. Исидор, возложивший на себя и со смирением пронесший через всю жизнь тяжелейший крест юродства ради Христа, скончался в 1474 г. Очевидно, он еще при жизни почитался ростовцами за святого, т.к. уже в 1487 г. его имя встречается в месяцеслове Троице-Сергиева монастыря, в начале XVI века сложилось достаточно полное житие, была написана служба, а в 60-х гг. XVI в. Исидор был канонизирован для общерусского почитания.

Ранние редакции жития св. Исидора описывают два прижизненных чуда (спасение тонущего в море купца и исчезновение вина на княжеской трапезе) и два посмертных (распространение благоухания по всему городу в момент смерти и наказание иерея, дерзнувшего вскрыть гроб святого). Также упоминаются исцеления на месте погребения.

Спасение тонущего купца блж. Исидором. Фрагмент стенописи Вознесенской церкви г. Ростова

Таким образом жизнеописание блж. Исидора довольно типично и, даже, содержит заимствования из множества источников в диапазоне от жития св. Симеона Эмесского до новгородской легенды о Садко, что не раз вызывало сомнения исследова-телей в историчности.

Но, как писал свт. Григорий Палама, «слово борется со словом, но кто опровергнет жизнь?»

Дело в том, что вмешательство Твердислова в ход событий российской истории не оставляют сомнений в его реальности и его святости.

В хрониках Белозерского Ферапонтова монастыря исследователями XIX века была обнаружена интереснейшая запись в жизнеописании Иоасафа (Оболенского)[2].

Ферапонтов Белозерский Богородице-Рождественнский монастырь

В 1436 г. князь Иван Никитич Оболенский, отпрыск древнего рода, один из сподвижников великого князя Василия II, играл в Ростове свадьбу. Женился он на Дарье Луговской, дочери своего боевого товарища по войне с Шемякой.

В самый разгар брачного пира в палаты с шумом ворвался блж. Исидор. Он подошел к молодым и преподнёс князю сплетенный из трав венок. «Вот тебе, княже, архиерейская шапка!» — с этими словами юродивый надел венок на голову жениха и вышел вон. Недоуменные гости, привыкшие к странностям Твердислова, продолжили веселиться. Через год княгиня Дарья умирает во время родов. Убитый горем Иван Никитич уходит на Белое озеро, где св. Мартиниан постригает его в монахи с именем Иоасаф. После кончины преподобного Иоасаф становится игуменом Ферапонтовой обители, а через год сменяет свт. Вассиана на ростовской митрополичьей кафедре, таким образом исполнив пророчество Исидора. Через несколько лет князь-архиерей уйдет на покой и вернется в монастырь, где начнет строительство каменного собора Рождества Пресвятой Богородицы. Для росписи храма Иоасаф пригласит изографа Дионисия. Знаменитые на весь мир фрески Ферапонтова монастыря, написанные Дионисием по благословению митрополита Иоасафа, входят во Всемирное наследие ЮНЕСКО.

Фрагмент стенописи Ферапонтова монастыря. Дионисий, XV в.

Также по благословению преосвященного Иоасафа была построена церковь Ризоположения в селе Бородава. На настоящий момент она находится в Кирилловском музее и считается самым старым точно датированным сохранив-шимся памятником русского деревянного зодчества.

Церковь Ризоположения из села Бородава, XV в. Кирилло-Белозерский музей-заповедник

Святой Исидор отошел ко Господу 14 мая 1474 г. Хоронили его всем Ростовом через три дня, в навечерие Вознесения Господня. Судя по всему, тут же на могиле чудотворца поставили обыденную церковку, посвященную этому празднику.

Год смерти Исидора примечателен тем, что вместе с ним отошли в историю последние остатки самостоятельности Ростова. Именно в 1474 г. Иван III купил Борисоглебскую половину Ростова у князей Владимира Андреевича и Ивана Ивановича. Их дети уже будут боярами и воеводами у московских великих князей, а Ростовом будут управлять столичные наместники.

В 1563 г. внук Ивана III, Иван IV Грозный, в ходе Ливонской войны одержал блистательную победу над Великим княжеством Литовским, взяв Полоцк[3]. Это был громкий успех русского оружия, который произвел эффект по всей Европе и вынудил Литву объединяться с Польшей.

Осада Полоцка в 1563 г. Гравюра из аугсбургского «летучего листка», Германия, XVI в.

Иван Васильевич, лично командо-вавший войсками, молился блаженному Исидору. Отпразд-новав победу, царь незамедли-тельно приехал в Ростов на гроб святого, где приказал придворному зодчему Андрею Малому строить новую, каменную, церковь.

К слову, Иван Грозный особенно почитал именно Христа ради юродивых. Отдельные эпизоды его долгого царствования связаны с именами свв. Максима Московского, Василия Блаженного, Николая Салоса. Да и сам грозный царь в некоторой степени юродствовал…

Церковь Вознесения Господня. Ростов, Ярославская областьСтроительство храма несколько затянулось. Как мы помним, св. Исидор жил и умер на болоте, и зодчим пришлось начать работы с забивания дубовых свай в топкий грунт. В 1566 г. храм был освящен. Вышел прекрасный образец посадского храма с крестчатыми стрельчатыми сводами и фасадами-трифолиями, очень похожий на московскую церковь мч. Трифона в Напрудном. Только в отличие от трифоновской вознесенская церковь была сложена не из белого камня, а из большемерного кирпича. Мощи святого оказались в алтарной части.

Царские врата из Воснесенской церкви г. Ростова, XVI в. ГМЗРКДля иконостаса церкви были сделаны уникальные царские врата. Они все состоят из резных иконок, украшенных многоле-пестковыми килевидными арками, рифмующимися с фасадами храма. Иконки опоясывает ажурная резьба с растительным орнаментом. Резчик, судя по всему, вдохновлялся восточными мотивами. Царские врата того же, увы, неизвестного, автора находились и в Пафнутьево-Боровском монастыре. В настоящее время врата из Вознесенского храма находятся в экспозиции Ростовского музея.

Фрагмент покрова с гроба блж. Исидора, XVI в. ГМЗРКСын Ивана Грозного, царь Феодор, унаследовал от отца почитание блаженного Исидора. На раку святого им был пожертвован богатый покров, сотканный в мастерской царицы Ирины, и также сейчас пребывающий в Ростовском музее.

Вознесенская церковь г. РостоваПосле ужасов Смутного времени в Ростове по повелению царя Михаила Федоровича голланд-скими инженерами была построена земляная крепость. Это была первая в России современная европейская фортификация бастионного типа. Очертания ростовской земляной крепости на фотографии современного РостоваКрепость прекрасно сохранилась и является сейчас одной из достопримечательностей города. Вознесенская церковь с гробом блж. Исидора была бережно обойдена линей валов и оказалась в одной из куртин, что только придало ей живописности.

Эпизоды жития блж. Исидора. Фрагмент стенописи Вознесенской церкви г. Ростова. Вверху – фото С.М. Прокудина-Горского 1910 г. Внизу – фото XXI векаВ XVIII в. храм был расписан ярославской артелью братьев Иконниковых.

В 1930 г. храм был закрыт и разграблен. Староста успел спасти мощи св. Исидора, спрятав их от комиссаров за фальшстенкой. Здание было передано Ростовскому музею, в его помещениях размещались склады и магазины. В 50-х гг. была осуществлена реставрация, разобраны пристройки XVIII-XIX вв., в основном возвращен первоначальный облик. В 80-90-ее гг. храм находился в полном запустении. Соседство Центрального рынка Ростова также не способствовало сохранению святыни.

Вознесенской церкви г. Ростова. Интерьер. XXI век

Прибывший сюда в 2002 г. из Москвы иерей Олег Ельцов нашел церковь в плачевном состоянии: через дыры в кровле лил дождь, фрески осквернены птичьим пометом и матерными надписями. Тем не менее вскоре возобновились богослужения, над мощами блаженного установили новую раку.

Иерей Олег Ельцов, настоятель Вознесенской церкви г. Ростова

Рака над местом захоронения блж. ИсидораК сожалению, Вознесенская церковь находится в стороне от туристических маршрутов Ростова. Многочисленные туристы, спешащие охватить Золотое кольцо за выходные, обычно не удостаивают чудотворца Исидора своим вниманием. Чем, конечно, лишают в первую очередь себя благодатной помощи столь почитаемого некогда на Руси святого угодника Божия.

Святой блаженный Исидор Ростовский, моли Бога о нас!

Молитва святому Сидору, блаженному ростовскому чудотворцу, XIX век














Игорь Рыжов

Иллюстрации:

http://fototerra.ru

http://uchebana5.ru

https://runivers.ru

https://pastvu.com

https://b1.culture.ru

https://cyrillitsa.ru

https://yarwiki.ru

http://vera-segodnya.rublev.com

https://static.tildacdn.com

http://isidor.pro

https://image.jimcdn.com

https://s4.drugiegoroda.ru

http://prokudin-gorskiy.ru

http://www.pravenc.ru

http://icons.pstgu.ru



[1] http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=10101

[2] Бриллиантов И.И. Ферапонтов-Белозерский, ныне упраздненный монастырь, место заточения патриарха Никона: К 500-летию со времени его основания, 1398–1898. СПб., 1899. С. 50

[3] Шмурло Е.Ф. Курс русской истории: Русь и Литва. СПб, 1997. С. 86.

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

26.04.2019
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
17.04.2019
Приглашаются волонтеры на фасовку народных обедов в Троице-Сергиевой Лавре По субботам требуются волонтеры для фасовки народных обедов в Троице-Сергиевой...
18.03.2019
Помощь строящемуся храму Братия и сестры, благодарим всех, кто оказывает посильную помощь строящемуся...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube