Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Кто хочет что-нибудь сделать, но
не может, тот считается перед Богом, знающим намерения сердец наших, как сделавший. Это касается как добрых дел, так и злых»
(Преподобный Марк Подвижник)

Память иконы Божией Матери, именуемой «Достойно есть»

Икона Божией Матери «Достойно есть».Чудотворный образ Божией Матери «Достойно есть» («Милующая») пребывает в крупнейшем афонском административном поселении, носящем имя Карея (греч.: Καρυές), в некотором смысле — в «столице» Святой Горы Афон, «монашеской республики» в Греции.

argaiv1015

Именно здесь на месте языческого капища, а Афон до прихода на полуостров христиан был буквально истыкан языческими капищами, св. равноапостольный император Константин Великий заложил в 335 году первый на Святой Горе храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, который и сейчас является духовным центром Кареи. Вокруг Успенского храма стали собираться первые афонские насельники и, чуть позднее, здесь возникла Карейская лавра, а ее игумен — со временем стал именоваться «протом» (первым, страшим), как первенствующий на Афоне. При проте в Карее в престольный праздник — в день Успения Пречистой Богородицы — собирался Собор или Синод из почетных старцев-представителей всех афонских обителей и скитов.

В XVII веке, когда оккупанты-турки обложили лавру совершенно непосильным налогом, обитель вынуждена была продать отдельные участки своих земель другим монастырям, которые с такой покупкой становились самостоятельными, лавра же, как единое целое, закрылась.

Тогда Собором Святой Горы было решено сделать Карею городом — центром духовного управления всей монашеской республикой. И до сих пор на Афоне общими делами всех святогорских обителей управляет Священное собрание, или Кинот (греч.: ῾Ιερὰ Κοινώτης), собирающееся в здании Протата. Духовным же центром и Кареи и всего Афона остался «Протатон» — тот самый храм, посвященный Успению Пресвятой Богородицы, не раз разрушаемый то Юлианом Отступником, то латинянами, но всякий вновь возрождавшийся.

С 982 года в алтаре Успенского храма на горнем месте пребывает чудотворная икона Божией Матери «Достойно есть» (греч.: Ἄξιόν ἐστιν).

Как следует из ее названия, история этой иконы тесно связана с известным всему православному миру песнопением «Достойно есть». Вот оно:

Греческий оригинал: Ἄξιόν ἐστιν ὡς ἀληθῶς μακαρίζειν σε τὴν Θεοτόκον, τὴν ἀειμακάριστον καὶ παναμώμητον καὶ μητέρα τοῦ Θεοῦ ἡμῶν. Τὴν τιμιωτέραν τῶν Χερουβεὶμ καὶ ἐνδοξοτέραν ἀσυγκρίτως τῶν Σεραφείμ, τὴν ἀδιαφθόρως Θεὸν Λόγον τεκοῦσαν, τὴν ὄντως Θεοτόκον, σὲ μεγαλύνομεν.

Транслитерация церковнославянского текста русскими буквами: Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Итак, в X столетии в келье неподалеку от Кареи подвизались некий старец-священномонах со своим послушником. Случилось, под воскресенье 11 июня 982 года (старого стиля), этот старец отправился в Успенский монастырь в Карею на всенощное бдение, послушник же его остался в келье по хозяйственным делам или по немощи: сейчас это уже неизвестно.

Поздно ночью в келью постучался неизвестный инок. Ничуть не удивившись — обителей на Афоне хватает, а многие отшельники живут и в горах, иногда спускаясь к братии, — послушник впустил незнакомца, дал воды с дороги, предложил отдохнуть. Скоро они вместе с гостем стали совершать всенощную и петь подобающие ей псалмы и молитвы.

Когда же в молитвенной службе они дошли до вознесения похвалы Пресвятой Богородице, то запели вразнобой: местный монах перед иконой Пресвятой Девы Марии сразу же затянул Песнь Богородицы: «Честнейшую Херувим...», а вот незнакомец до «Честнейшей» запел Похвалу Пресвятой Богородицы: «Достойно есть яко воистину блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего», а потом уже подхватил «Честнейшую херувим...» И сказал, что именно так «у них» всегда славят Пресвятую Деву Марию. При этом икона, перед которой молились иноки — икона Божией Матери «Милующая», — светилась и сияла таинственным светом, излучая тихую и спокойную радость. (Необходимо понять, что с IX века Богородицу величали песнопением, составленным еще в VIII веке прп. Косьмой, епископом Маюмским: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем»).

Афонскому монаху-послушнику очень понравилось это красивое вступление, и он попросил странника записать текст, чтобы остальные местные монахи могли разучить этот гимн в честь Пресвятой Богородицы. Однако записать новый текст молитвенного песнопения было совершенно не на чем, и тогда гость предложил записать слова на первом попавшемся камне: он провел по нему пальцем, и в ту же секунду камень стал мягким как воск. Тогда-то странник и записал слова Похвалы Деве Марии. Когда гость уже уходил, афонский послушник-монах спросил его имя. Незнакомец ответил, что его зовут Гавриил.

Впечатленный случившимся, послушник дождался старца, рассказал ему о таинственном незнакомце и показал небольшую каменную плиту со словами новой молитвы. Духовно опытный старец сразу же сообразил, кто приходил в келию. А именно: это был сам Архангел Гавриил, посланный на землю, чтобы возвестить христианам дивную песнь во имя Божьей Матери. Дождавшись утра отцы (старец с иноком-послушником) пошли и рассказали о случившемся проту. Тот без долгих размышлений благословил собрать Собор старцев, на котором всем достойным старцам-афонитам было поведано о чудесном вестнике и о его словах. Здесь же, на соборе, впервые все отцы соборно вознесли молитву Богородице «Достойно есть…», а камень с начертанными на нем словами решили отправить в Константинополь патриарху как свидетельство произошедшего чуда. И это свидетельство с начертанной архангелом песнью через определенное время было доставлено в Константинополь в царствование Василия и Константина Порфирородных (греч:. Πορφυρογέννητος — «Порфирородный» или «Багрянородный» — эпитет, употреблявшийся в отношении детей византийского императора обоих полов, рожденных во время его правления (в отличие от детей, родившихся до вступления отца на императорский престол).

В конце X века Константинопольский патриарх Николай II Хризоверг (греч.: Χρυσοβέργης от греч. χρῡσός — «золото» + греч. βέργα — «ветка», т.е. «Николай II Златая ветвь») постановил всегда петь «Честнейшую» с прибавлением слов, которым афонских монахов научил Архангел Гавриил. А та самая икона Пресвятой Богородицы, перед которой молились Гавриил и юный послушник-странноприимец, с тех пор называется «Достойно есть» или «Милующая».

Место явления архангела Гавриила молодому послушнику можно найти и сейчас: неподалеку от Кареи, в пешей доступности, на восточном скате Святой Горы около Эгейского моря находится русский Андреевский скит, возле которого – небольшой узкий овражек со стремительно бегущим потоком воды. Вот возле него-то более тысячи лет тому назад стояла та самая келия, куда сходил небесный вестник.

По существующей издавна на Афоне традиции на второй день Пасхи, после литургии, совершается крестный ход с чудотворным образом вокруг Кареи. В 1488 году четыре монаха, жившие на подворье монастыря прп. Дионисия в Карее, не вышли на крестный ход, назвав его «противозаконным». И они смеялись над его участниками. В тот же вечер от сильного дождя с градом погибли все растения в огородах и виноградники этого подворья.

Пребывавший в то время обители прп. Дионисия патриарх Константинопольский Нифонт наложил на монахов строгую епитимью за презрение святой иконы. Другой подобный и печальный случай произошел с монахами близлежащей к Карее обители Кутлумуш, которые на свою беду решили совершать крестный ход в своем монастыре, не участвуя в общем празднике. Внезапно — будто ниоткуда! — на монастырскую пристань напали разбойники и сожгли ее практически дотла. Спустя некоторое время при аналогичных обстоятельствах разрушились здания и почти все стены Кутлумуша. Насельники монастыря раскаялись и последовали установленному древнему чину почитания этой святой чудотворной иконы.

Всего четыре раза за всю историю своего существования образ Пресвятой Богородицы «Достойно есть» или «Ἄξιόν ἐστιν» покидал Афон.

В первый раз это произошло в 1963 году, когда праздновалось тысячелетие Святой Афонской Горы, и по этому случаю икона посетила столицу Греции Афины.

Во-второй раз — в 1985 году, когда по случаю 2300-летия города Солуни (сейчас это Салоники или Фессалоники) она побывала и там.

В третий раз — осенью 1987 года, когда святыня вновь навестила элладскую столицу, и была встречена с почетом на пристани Пирея, портового предместья Афин, торжественным и многочисленным крестным ходом с хоругвями и венками из живых цветов. В течение восемнадцать дней образ «Достойно есть» пребывал в храме Благовещенья, круглосуточно принимая всех верующих и чаявших к нему приложиться.

Наконец, в четвертый и последний раз — осенью 1994 года «чудотворная гостья» ненадолго посетила город Ларнака на острове Кипр.

Издавна списки с чудотворного образа Пресвятой Богородицы «Достойно есть» имелись и в России. Во второй половине XIX — начале XX веков множество списков чудотворного образа было написано и освящено в русских монастырях на Афоне, а затем так или иначе прислано в Россию: например, в 1858 году список был отправлен в Оренбург для женской обители, которую предполагали там построить. В начале XX века прославленный чудесами список образа находился в храме села Юрьева Котельничского уезда Вятской губернии. Для одной из таких икон, привезенной около 1887 года миссионером иеромонахом Арсением с Афона, был построен храм в Галерной гавани в Санкт-Петербурге с одноименным посвящением главного престола. В 1950 году по благословению митрополита Григория (Чукова) образ был передан в церковь Смоленской иконы Божией Матери на Смоленском кладбище в Ленинграде (Санкт-Петербурге), где в честь этого святого образа был освящен северный придел.

Списки «Достойно есть» находятся в домовой церкви во имя мц. царицы Александры в здании Русской духовной миссии в Иерусалиме (1910 год, работа иеромонаха-афонита Серафима (Титова), в Троицком соборе в Иерусалиме, над входом в гробницу праведных Иоакима и Анны в церкви в честь Успения Пресвятой Богородицы в Гефсимании, в церкви во имя прп. Сергия Радонежского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, в Троицком соборе Данилова монастыря в Москве, в церквах во имя прор. Илии во 2-м Обыденском переулке в Москве, в честь Казанской иконы Божией Матери в Рыбинске (с частицами мощей, из церкви Св. Троицы села Верхне-Никульского Ярославской области), в честь Успения Богородицы в Чухломе (мироточивый образ), в нижегородской Троицкой церкви в Высокове (эта икона была написана в афонском русском Пантелеимоновом монастыре), в Покровском соборе Самары (в шитом окладе) и во многих других храмах и монастырях.

16 июня 1999 года на подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве со Святой Горы Афон был доставлен еще один список, сделанный изографами-насельниками афонского Никольского скита «Белозерки», которые писали в свое время и образ Иверской иконы Божией Матери — тот самый, который потом был подарен святогорцами восстановленной Иверской часовне в Москве.

Иконы (списки) Божией Матери «Достойно есть» — это, за редким исключением, иконы большого размера, написанные в академической манере в традициях поздней святогорской иконописи на голубом или золотом фоне (на иконе из Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, с частицами мощей святых, вверху — голубой фон, под облаками — золотой), с текстом на свитке на русском или греческом языке: «Дух Господень на Мне, Егоже ради помаза Мя…» (Ис. 61, 1; Лк. 4, 18). Младенец Христос одет в белую рубашку с препоясанием, Богородица же — в мафорий красного оттенка и светлый (розовый) плат, у Обоих на головах венцы (как правило, у Иисуса Христа — закрытый венец, у Богородицы — корона); левая рука Иисуса Христа спрятана под плат. Корону или нимб Божией Матери поддерживают два ангела на облаках, вверху — Господь Саваоф, Святой Дух в виде голубя и херувимы (рисунок фигур и цвета одеяний ангелов, расположение надписей варьируются). Иногда на обороте иконы врезаны афонские сургучные печати, сделаны вкладные надписи.

Празднование этой чудотворной совершается 11 июня ст. ст. (24 июня н. ст.) по христианскому летоисчислению — в тот самый день, когда и посетил афонского инока небесный гость архангел Гавриил.

 


  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.10.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
30.08.2018
Нужна помощь в восстановлении подмосковного храма Покрова Пресвятой Богородицы Дорогие братия и сестры! По благословению настоятеля, иеромонаха Клавдиана(Сафонова), обращаемся к...
19.08.2018
Отчет по сбору средств Дорогие прихожане, публикуем краткий отчет о пришедших средствах для помощи...
08.08.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
06.08.2018
Впервые о Православии. Помогите донести благую весть на языки Средней Азии Открыт проект по сбору средств на миссионерский перевод текстов на...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Дружественные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

Канал на YouTube