Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов
на каждый день

«Каждый раз, когда ты будешь говорить: «Господи, помилуй моего ребенка», твоё дитя будет принимать от Христа один добрый помысел... Чем больше ты будешь молиться, тем больше благих помыслов будет приобретать твоё чадо»
(Преподобный Порфирий Кавсокаливит)

День венчания великого князя Димитрия Донского и великой княгини Евдокии (в иночестве Евфросинии) Московской

По благословению святителя Алексия, митрополита Московского, 18 января 1366 года (31 января по н.с.) совершилось бракосочетание тринадцатилетней Евдокии с шестнадцатилетним великим князем Московским Дмитрием Ивановичем. Свадьбу торжественно отпразднова-ли в Коломне (Москва ещё не восстановилась после пожара 1365 года). Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец.

Этот брак имел большое значение для судьбы Московского государства, так как был залогом прекращения междоусобной борьбы двух сильных княжеств: Московского и Суздальского, — и скреплял их союз. Отец невесты князь Дмитрий Константинович, правнук родного брата святого благоверного князя Александра Невского Андрея, соперничая с Москвой, дважды добивался великого Владимирского престола. В итоге он уступил великокняжеский ярлык юному Московскому князю Дмитрию, выдал за него свою дочь, и из соперника сделался верным союзником.

argaiv1567

Но, кроме политического расчёта, была в этом браке и другая цель: митрополит Московский Алексий, выбравший князю жену, разглядел в этой юной девочке удивительные христианские черты: кротость, преданность, твёрдую волю и чувство долга. Князю Дмитрию он выбрал сокровище, о котором говорит Премудрый Соломон: «Жену добру кто найдёт, дороже есть камения многоценного».

Молодая княгиня во всём усердно подражала богоугодному житию «державнаго и благонравнаго супруга, с ним единомудренно в заповедех Господних благозаконно живущи», — сообщает летописец. И сам князь Дмитрий, по словам его жития, был «с Богом все творящий и за Него борющийся».

В трудное время был заключён этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси, наступало время почти не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Испытания приходили не только в «нашествиях иноплеменных» и «междоусобных бранях», но и в других бедствиях. Незадолго до бракосочетания князя Дмитрия и Евдокии, летом 1365 года, страшный «Великий Всесвятский» пожар за два часа уничтожил Москву, и в том числе мощные дубовые стены Кремля. Стояла сильная жара и засуха, загорелась церковь Всех Святых в Чертолье, а бурный ветер мгновенно разнёс пламя, перекидывая горящие брёвна. Море огня охватило улицы города, безжалостно пожирая деревянные постройки. Горели дома, имущество, скот, гибли люди.

Ещё раньше в Москву пришёл с южных рубежей «мор велик зело», народ умирал тысячами, по московским улицам слышен был плач и причитания осиротевших людей. От чумы погибли суздальские родственники Евдокии, мать и брат Андрей. Стон и плач простого народа достигали княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и уже тогда явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот. Лишённым крова она помогала снова отстраивать жильё и «утоляла состраданием скорби бедствующих» (икос 3).

Едва Москва восстановилась из пепла, как в 1368 году литовский князь Ольгерд осадил Кремль, в котором затворились великий князь с княгиней, митрополит Алексий, бояре и часть простого народа. Хотя Ольгерд не смог взять штурмом новых каменных стен Кремля, он разорил окрестности. В 1370 году литовский князь совершил новый набег. И снова горела Москва, опять слышались стоны и крики московских жителей, побиваемых литовцами. Вся московская земля была опустошена. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле и всеми силами старалась облегчить положение страждущих.

Не прошло и пяти лет замужества, как князю Дмитрию было необходимо ехать в Орду в связи со спором о великом княжении с Тверским князем Михаилом Александровичем. Первосвятитель Русской Церкви митрополит Алексий не только благословил князя на эту поездку — восьмидесятилетний старец сам сопровождал его до Коломны. Сколь опасно было это путешествие, столь тяжела была разлука для Великой княгини. «Буря скорбных мыслей, — говорится в акафисте святой, — охватила тебя, когда юный князь, ради блага людей своих, добровольно пошёл в жилище разъярённых злонравных иноверцев, как овца в логовище диких зверей. Но ты изливала скорби сердца в молитвах теплых пред Господом Единым» (кондак 4). По молитвам святителя Алексия и преподобного Сергия, князь Дмитрий Иванович вернулся из Орды в Москву с ярлыком на великое княжение.

Вся жизнь великокняжеской четы прошла под духовным руководством и благословением великих святых земли Русской — святителя Алексия и преподобного Сергия, а также его племянника и ученика — святого Феодора, игумена московского Симонова монастыря (впоследствии архиепископа Ростовского), который был духовником Евдокии. С помощью этих подвижников Святой Руси юная чета терпеливо вынесла ниспосланные ей жизненные испытания.

Велико было влияние на княгиню преподобного Сергия. Недаром Церковь причислила её как духовную ученицу преподобного к Собору Радонежских святых. Преподобный Сергий крестил самого Дмитрия и двух его детей, в том числе и будущего наследника Василия. В 1374 году Троицкий игумен пришёл на крестины княжича Юрия в город Переславль и совершил таинство крещения в присутствии самого великого князя с супругой, родителей Евдокии, её братьев, московских и суздальских бояр. Всего же в семье великого князя Дмитрия родилось 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери. Восприемником прочих детей был преподобный Димитрий Прилуцкий, также почитаемый русский святой.

Это был поистине благословенный христианский брак. Автор «Слова о житии» князя Дмитрия находит удивительные и точные слова для описания совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу. Так же и Дмитрий имел жену, и жили они в целомудрии. Как и железо в огне раскаляется и водой закаляется, чтобы было острым, так и они огнём Божественного Духа распалялись и слезами покаяния очищались». Красноречиво описывает он их жизнь после свадьбы: «Жили они целомудренно, словно златогрудый голубь и сладкоголосая ласточка, с благочестием пеклись о спасении своём, с чистой душой и ясным умом держа земное царство и готовя себя к небесному, и плоти своей не угождали».

 

По материалам http://euphrosinia-fund.ru

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

20.05.2018
Нужна помощь на лечение иерея Валерия Духанина Дорогие братья и сестры! Срочно нужна помощь на лечение! Известный православный...
11.05.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
17.04.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
15.04.2018
ТРЕБУЮТСЯ ДОБРОВОЛЬЦЫ В КОМНАТУ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ХРАМЕ Ждем желающих потрудиться во Славу Божию в комнату матери и...
25.03.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube