Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Крест иногда бывает мысленный - смущают, случается, человека греховные помыслы, но человек в них не виновен, если не соизволяет им»
(Преподобный Амвросий Оптинский)

Димитриевская родительская суббота

argaiv1045
Сегодняшний день — суббота перед днем памяти великомученика Димитрия Солунского — называется Димитриевской родительской субботой. Издавна в русских храмах в этот день совершается поминовение усопших.
Это единственная родительская суббота осеннего периода, все остальные дни поминовения приходятся на зиму, весну (до и во время Великого поста) и лето (Троицкая родительская суббота).

То, что в седмичном круге именно суббота выбрана в качестве дня сугубой молитвы за почивших сродников, нет ничего удивительного. Ведь и Господь наш Иисус Христос пребывал во гробе в этот день недели.

Но почему именно на рубеж октября и ноября выпала Димитириевская родительская?


Здесь мы имеем дело с культурно-смысловым наслоением.
Дело в том, что вспоминание предков при переходе осени в зиму всегда было характерно для многих народов. Не случайно Димитриевская суббота соседствует со столь нелюбимым нами Хэллоуином (31 октября). Ведь Хэллоуин вырос (а, точнее, был взращен сколь профессиональными, столь и алчными американскими маркетологами) из древнего кельтского праздника Самайн, который католические миссионеры превратили сначала в День всех святых (1 ноября), а затем по инициативе Одилона Клюнийского в XI веке дополнили и Днем всех усопших верных (2 ноября). На тот же период, а именно на 1 и 2 ноября, приходится и знаменитый Día de Muertos — мексиканский День мертвых, ведущий корни от религии майя и ацтеков.

Аналогичные традиции существовали и у славян. Задушницы, дзяды — в разных местах этот день почитания умерших родственников назывался по-разному. Но везде традиции были схожими: люди посещали кладбища, совершали совместную молитву, готовили поминальную трапезу.

Однако с конца XIV века для русских этот день приобрел новый смысл. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле общерусское войско во главе с великим князем Дмитрием Донским разгромило ордынское войско темника Мамая. Это была важнейшая победа, спасшая Русь от разорения и погибели. Но она далась исключительно большой ценой. На берегах Дона и Непрядвы сложили свои головы тысячи русских воинов. Мало оставалось семей, где матери не потеряли сыновей, жены — мужей, сестры — братьев.

Благоверный князь Дмитрий сразу же после победы просил преподобного Сергия Радонежского служить панихиды по павшим воинам. Но затем, видимо, для отдания долга памяти товарищам, которые не могли разделить с ним праздничный стол на княжеских именинах, Дмитрий Иванович постановил по всем храмам Руси служить обязательные панихиды именно в субботу перед Димитрием Солунским. Тем более, что люди и так приходили в эти дни в храмы и на погосты, собирали родственников и друзей на поминки. Отныне же акцент с поминания предков сместился на поминание воинов, за Веру и Отечество живот свой положивших. А через несколько лет две эти категории во многих семьях совпали.

До нас дошел духовный стих, опубликованный этнографами в XIX веке.

«Стих о Димитровской родительской субботе, или Видение Димитрия Донского»

Накануне субботы Дмитровской
В соборе святом Успенскиим
Обедню пел Киприян святой,
За обедней был Димитрей князь
С благоверною княгиней Евдокиею,
Со князьями ли, со боярами,
Со теми со славными воеводами.
Перед самой то было перед достойной
Перестал Димитрей князь молиться,
Ко столбу князь прислонился,
Умом князь Димитрей изумился;
Открылись душевные его очи,
Видит он дивное виденье:
Не горят свечи перед иконами,
Не сияют камни на златых окладах,
Не слышит он пения святого,
А видит он чистое поле,
То ли чисто поле Куликово.
Изустлано поле мертвыми телами,
Христианами да татарами:
Христиане-то как свечки теплятся,
А татары-то как смола черна.
По тому ль полю Куликову
Ходит сама Мать Пресвятая Богородица,
А за ней апостоли Господни,
Архангели-ангели святыи
Со светлыми со свещами,
Отпевают они мощи православных.
Кадит на них сама Мать Пресвятая Богородица,
И венцы с небес на них сходят.
Вопросила Мать Пресвятая Богородица:
«А где ж да князь Димитрей?»
Отвечает ей Петр апостол:
«А Димитрей князь в Московском граде,
Во святом Успенскиим соборе,
Да и слушает он обедню
Со своей княгиней Евдокией,
Со своими князьями-боярами,
Со теми ли со славными воеводами».
И рече Мать Пресвятая Богородица:
«Не в своем Димитрей князь месте,—
Предводить ему лики мучеников,
А его княгине в моем стаде».
Тут явление пропало,
Свечи во храме загорелись,
На окладах камни засияли.
Образумился князь Димитрей,
Да слезно он восплакнул,
Таково слово он промолвил:
«Ах, знать, близок час моей смерти!
Скоро буду в гробе я лежати,
А моей княгине быть в черницах!»
А на память дивного видения
Установил он Дмитровску субботу.

Святитель Филарет (Дроздов) в письме к Андрею Николаевичу Муравьеву в 1845 году писал: «О Дмитриевой субботе постановления не знаю, кроме предания нашего, русского. Может быть, поминовение преподобным Сергием падших в Мамаевой битве было началом общаго поминовения? День поминовения, может быть, определился первою удобностию по возвращении из похода. Или, может быть, по кончине Дмитрия Донского в ближайшую подле ангела его субботу (обычный в неделе день поминовения усопших, потому что в сей день Господь наш пребывал в усопших) определили поминать его и сподвижников его, и, как всякому при сем, кстати было помянуть и своих присных, то поминовение сделалось всеобщим».

Державной Волею Государя Императора Николая Александровича 22 августа 1903 года приказано «в войсковых частях, управлениях, учреждениях и заведениях Военного Ведомства, имеющих своих священников, совершать в Дмитровскую субботу панихиды по усопшим воинам за Царя и Отечество на брани живот свой положившим».

С Димитриевской субботой связана забавная пословица «Не всегда поповым ребятам Дмитриева суббота». В ней читается ирония по поводу многочисленных заказных панихид и обильных приношений в церковь в этот день. В некоторых районах России в период между праздником Казанской иконы Божией Матери и Димитриевской субботой не играли свадеб. Считалось, что это могло привести к неблагоприятному исходу.

На Севере в Димитриевскую родительскую поминали самоубийц и прочих «нечисто умерших» (утопленников, висельников).

Сербы переняли Димитриевскую субботу у русских и официально ввели ее в общецерковный календарь в 1890 году. В Сербской Православной Церкви этот день называется «Митровске задушнице».

(Игорь Рыжов)

Иллюстрации:

https://павел-рыженко.рф
https://elitsy.ru
http://ruskline.ru
  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

10.11.2017
Семье певчей храма нужна помощь Дорогие братия и сестры! В семье певчей храма Евфросинии Московской...
19.10.2017
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
27.08.2017
Просим вашей посильной помощи и молитв Дорогие братия и сестры! Просим откликнуться: у Токиной Юлии, прихожанки и...
11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
10.08.2017
Отчет о помощи Кате Чистяковой Дорогие друзья! С ноября 2016 года наши прихожане оказывают материальную...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube