Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Просить родных готовить для вас постный стол не опасайтесь. Это не значит выказать себя выше других. Совсем нет, вы исполняете долг и послушание Церкви»
(Преподобный Макарий Оптинский)

Память святых отцов шести Вселенских Соборов

Память святых отцов шести Вселенских Соборов совершается в воскресение перед или после 16/29 июля.

argaiv1774

В девятом члене Никео-Цареградского Символа веры, определенного святыми отцами Первого и Второго Вселенских Соборов, мы исповедуем веру в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. В силу соборности Церкви высшим органом ее на земле, имеющим полномочия решать главные вопросы жизни, является общецерковный, или Вселенский, Собор, созывающий архипастырей и пастырей Церкви, представителей всех Поместных Церквей, из всех стран ойкумены (Вселенной) – со всего охваченного евангельским благовестием мира.

Православная Церковь признает семь Святых Вселенских Соборов:

Никейский I (он же Вселенский I; память 29 мая и переходящая в Неделю 7-ю по Пасхе), созванный в 325 году против ереси Ария в городе Никее (ныне Измир, Турция) при святом равноапостольном Константине Великом;

Константинопольский I (Вселенский II; память 22 мая), созванный в 381 году против ереси Македония при императоре Феодосии Великом;

Ефесский (Вселенский III; память 9 сентября) – в 431 году против ереси Нестория в городе Ефесе при императоре Феодосии Малом;

Халкидонский (Вселенский IV; память 16 июля) – в 451 году против ереси монофизитов в городе Халкидоне в царствование императора Маркиана;

Константинопольский II (Вселенский V; память 25 июля) – «О трех главах» – состоялся в 553 году при императоре Юстиниане Великом;

Константинопольский III (Вселенский VI; память 23 января) – в 680–681 годах против ереси монофелитов при императоре Константине Погонате;

Никейский II (Вселенский VII; память переходящая: в воскресение, ближайшее к 11 октября), собрался, как и Первый Собор, в Никее в 787 году против ереси иконоборцев при императоре Константине VI и матери его Ирине (сведения о Соборах помещены также в дни их памяти).

Каждый из предшествующих Вселенских Соборов утвержден последовательно в таковом достоинстве следующим по времени Вселенским Собором (за исключением Никейского II, который признан Седьмым Вселенским не на Вселенском, а на Поместном Константинопольском Соборе в 879–880 годах). Этим объясняется установление литургического празднования святым отцам шести Вселенских Соборов.

Смысл особого церковного почитания святых отцов Вселенских Соборов состоит в том, что Вселенские Соборы, и только они, всецело выражая собой веру, волю и разум Кафолической Вселенской Церкви – Полноты Православия – в силу непреложных обетований Господа Иисуса Христа, благодатью Святого Духа, сохраняемой апостольским преемством в церковной иерархии, обладают даром выносить непогрешимые и «для всех полезные» определения в области христианской веры и церковного благочестия.

Непререкаемым и неотъемлемым авторитетом пользуются в Православной Церкви догматические соборные определения – оросы, обычно начинавшиеся апостольской формулой: «Изволися Духу Святому и нам» (Деян. 15, 28).

Вселенские Соборы созывались в Церкви каждый раз по особой надобности в связи с появлением разномыслии и ересей, искажавших Православное церковное вероучение и Предание, но Дух Святой устраивал так, что догматы – истины веры, неизменные по своему содержанию и объему, – постепенно и последовательно раскрывались соборным разумом Церкви и уточнялись святыми отцами в богословских понятиях и терминах в той именно мере, в какой требовалось самой Церкви для домостроительства спасения. Церковь, излагая догматы, сообразовывалась с нуждами данного исторического момента, «не раскрывая всего поспешно и без рассуждения и, однако, ничего не оставляя до конца сокрытым» (святитель Григорий Богослов).

Краткий итог догматического богословия святых шести Поместных Соборов сформулирован в первом соборном правиле Трулльского Собора (691 г.), ставшего продолжением VI Вселенского Собора. 318 святых отцов Первого Вселенского Собора, сказано в этом правиле, «единомыслием веры открыли нам и уяснили единосущие в трех Ипостасях Богоначального естества и, научив поклоняться – одним поклонением – Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ниспровергли и разрушили лжеучение о неравных степенях Божества». 150 святых отцов Второго Вселенского Собора запечатлели богословие Церкви о Святом Духе, «отвергая учение Македония, хотевшего рассечь Неделимую Единицу, так что не было бы совершено таинство упования нашего». Двести богоносных отцов Третьего Вселенского Собора изложили учение о «Едином Христе, Сыне Божием и воплотившемся» и исповедали «истинно Богородицей, безсеменно родившую Его, Непорочную Приснодеву». Начертание веры 630 богоизбранных отцов Четвертого Вселенского Собора возвестило «Единого Христа, Сына Божия... в двух естествах славимого». 165 святых богоносных отцов Пятого Вселенского Собора «соборно предали проклятию и отринули Феодора Мопсуетского, Несториева учителя, и Оригена, и Дидима, и Евагрия, возобновивших эллинские учения о переселении душ и превращении тел и нечестиво восставших против воскресения мертвых». Вероисповедание 170 отцов Шестого Вселенского Собора «разъяснило, что мы должны исповедовать два естественные хотения, или две воли, и два естественные действия (энергии) в Воплотившемся нашего ради спасения Едином Господе нашем Иисусе Христе, Истинном Боге».

В решительные моменты церковной истории Вселенские Соборы воздвигли свои догматические определения как надежные ограждения в духовном воинствовании за чистоту Православия, которое будет длиться до тех пор, пока «все дойдут до единства веры в познании Сына Божия» (Еф. 4, 13). В борьбе с новыми ересями Церковь никогда не отступает от прежних догматических определений и не заменяет их какими-либо новыми формулировками. Догматических формул Святых Вселенских Соборов никогда нельзя «превзойти», они остаются всегда современными в живом Предании Церкви. Поэтому Церковь возглашает:

«Вера всех в Церкви Божией прославившихся мужей, которые были светилами в мире, содержа Слово Жизни, да соблюдается твердо и да пребывает непоколебимою до конца века вкупе с богопреданными их писаниями и догматами. Отметаем и анафематствуем всех, которых они отметали и анафематствовали яко врагов Истины. Если же кто-либо не содержит и не приемлет вышереченных догматов благочестия и не так мыслит и проповедует: то да будет анафема» [первое правило Шестого Вселенского Собора].

Кроме догматической деятельности, святые отцы Вселенских Соборов прилагали много труда к упорядочению церковной дисциплины. Поместные Соборы издавали, как известно, свои дисциплинарные правила, по обстоятельствам времени и места нередко различавшиеся между собой в частностях. Вселенское единство Православной Церкви требовало единства и в канонической практике, т.е. соборного обсуждения и утверждения важнейших канонических норм отцами Вселенских Соборов. Так, по соборном суждении Церковью были приняты двадцать правил Первого, семь правил Второго, восемь – Третьего и тридцать – Четвертого Святых Вселенских Соборов. Пятый и Шестой Вселенские Соборы занимались решением исключительно догматических вопросов и не оставили правил. Потребность в кодификации установившихся в Церкви обычаев за период 451–680 годов и окончательного утверждения сложившегося канонического кодекса Православной Церкви вызвала созыв особого Собора, деятельность которого была посвящена обобщению церковных правил. Это был созванный в 691 году Собор «в царских чертогах», или «под сводами» (по-гречески «эн трулло»), именуемый поэтому Трулльским. Его называют также Пято-Шестым, подразумевая, что он восполнил в каноническом отношении деяния Пятого и Шестого Соборов, а чаще – просто Шестым, т.е. считают прямым продолжением Шестого Вселенского Собора.

Трулльский Собор, оставивший 102 правила (больше, чем все Вселенские Соборы вместе), имел важное значение в истории канонического богословия Православной Церкви. Можно сказать, что отцами Собора было завершено составление основного свода действующих источников православного церковного права. Перечислив в хронологическом порядке принимаемые Церковью каноны святых Апостолов, Святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов, Трулльский Собор постановил: «Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных, принимать другие с подложными надписаниями» [второе правило Шестого Вселенского (Трулльского) Собора].

Церковные каноны, освященные авторитетом Шести Вселенских Соборов (правила Седьмого Вселенского Собора 787 года, а также Поместных Константинопольских Соборов 861 и 879 годов были добавлены к ним позже при святом Патриархе Фотии), легли в основу Кормчей книги (Синтагмы и Номоканона 14 титулов) и выражают в своей совокупности благодатную каноническую норму, обязательную на все время для руководствования в церковной жизни всех Поместных Православных Церквей.

Новые исторические условия могут приводить к изменению тех или иных особенностей внешнего проявления жизни Церкви, что влечет за собой необходимость творческой канонической деятельности соборного разума Церкви по приведению внешних норм церковной жизни в соответствие с историческими обстоятельствами. Подробности канонической регламентации неодинаково воплощаются в жизни для разных эпох церковного домостроительства. Но и при всяком вынужденном отступлении от буквы канона или дополнении и развитии его Церковь вновь и вновь обращается за вразумлением и руководством к вечному наследию Святых Вселенских Соборов – неоскудевающей сокровищнице догматической и канонической истины.

Вселенскими каноническими нормами руководствовалась и неизменно руководствуется в своем спасительном делании и Русская Православная Церковь.

Тропарь отцов, глас 8

Препросла́влен еси́, Христе́ Бо́же наш,/ свети́ла на земли́ отцы́ на́ша основа́вый/ и те́ми ко и́стинней ве́ре вся ны наста́вивый,// Многоблагоутро́бне, сла́ва Тебе́.

Кондак отцов, глас 8

Апо́стол пропове́дание и оте́ц догма́ты/ Це́ркве еди́ну ве́ру запечатле́ша,/ я́же и ри́зу нося́щи и́стины, истка́нну от е́же свы́ше богосло́вия,// исправля́ет и сла́вит благоче́стия вели́кое та́инство.

 

Источник: Минея. Июль. Ч. 2. – М., изд. Московской Патриархии, 1988.

 

STSL.Ru

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

11.08.2017
Помощь северному храму В больших городах мы привыкаем к пышным храмам: красивому пению...
10.08.2017
Отчет о помощи Кате Чистяковой Дорогие друзья! С ноября 2016 года наши прихожане оказывают материальную...
26.07.2017
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
30.05.2017
Тяготы друг друга носите! Приход представляет из себя живой организм. Когда болеет один из...
01.05.2017
Пожилому человеку нужна помощь. Братия и сестры! Обратился за помощью прихожанин нашего храма преклонного...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube