Русская Православная Церковь Московская городская епархия
Юго-Западное викариатство Андреевское благочиние

Цитаты Святых Отцов на каждый день

«Страх Божий вводит нас на корабль покаяния, который пересекает греховное море жизни и идет к божественной пристани – любви»
(Преподобный Исаак Сирин)

Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский

Святитель Иннокентий (Смирнов), епископ Пензенский – в миру урожденный Смирнов Иларион Дмитриевич. Родился 30.05.1784 в селе Павлово (ныне г. Павловский Посад) Богородского уезда Московской губернии, а скончался в возрасте всего 35-и лет 10.10.1819 в городе Пенза.

Причислен к лику святых как святитель, память совершается 10 октября.

argaiv1441

Был епископом Пензенским и Саратовским, пламенным и умным проповедником, церковным историком.

Он родился в семье Дмитрия Егорова, причетника Воскресенской церкви села Павлова. В 1804 году окончил Перервинскую Духовную семинарию, где за кроткий нрав получил фамилию Смирнов. Затем обучался в философском и богословском классах семинарии Свято-Троицкой Сергиевой лавры.

С 13 февраля 1805 года служил учителем низшего грамматического класса семинарии, а с 30 августа 1806 года, после окончания семинарского курса – учителем высшего грамматического класса. С 9 марта 1808 года преподавал поэзию, катехизис. 8 января 1809 года назначен учителем высшего красноречия и риторики, 10 августа того же года – учителем философии и префектом (инспектором) Троицкой Духовной семинарии. Во время каникул Иларион Дмитриевич посещал ростовский Спасо- Иаковлевский монастырь, где очень сблизился со старцем иеромонахом Амфилохием (Яковлевым). Благодаря ростовскому подвижнику состоялось знакомство Смирнова с графиней А. А. Орловой- Чесменской. Свт. Иннокентий (Смирнов), еп. Пензенский. Литография П. Ж. Жоль-Пети. Сер. XIX в.

13 октября 1809 года митрополитом Московским Платоном (Левшиным) Иларион Дмитриевич Смирнов был пострижен в монашество с именем в честь святителя Иннокентия (Кульчицкого), епископа Иркутского, 14 октября был рукоположен во диакона, затем во иерея. 6 августа 1810 года возглавил Угрешский во имя свт. НиколаяЧудотворца монастырь в сане игумена, 14 октября того же года – Московский в честь иконы Божией Матери «Знамение» монастырь. Решением Комиссии духовных училищ от 25 октября 1811 года о. Иннокентий был переведен 22 января 1812 года в Санкт-Петербургскую духовную академию бакалавром богословских наук кафедры церковной истории.

9 июня 1812 года был возведен в сан архимандрита. С 17 июля 1813 года исполнял обязанности инспектора академии, являлся членом ее правления, а 23 сентября того же года был утвержден ректором Санкт-Петербургской духовной семинарии и профессором богословских наук Санкт-Петербургской духовной академии. 8 августа 1814 года получил ученую степень доктора богословия. Одновременно являлся присутствующим и членом Санкт-Петербургской духовной консистории, членом Комитета духовной цензуры при академии, настоятелем Санкт- Петербургской Троице-Сергиевой пустыни и благочинным светских учебных заведений столиц, контролировал преподавание Закона Божия.

В 1815 года архимандрит Иннокентий вместе с ректором Санкт- Петербургской духовной академии архимандритом св. Филаретом (Дроздовым) был избран директором Российского Библейского общества и членом Комитета по рассмотрению переводов Священного Писания. 2 июня 1816 г. вошел в состав Комиссии по финляндским делам, созданной для разработки положений о производстве в финляндских судебных местах «следствия о людях духовного звания греко-российского исповедания». 7 марта 1816 г. возведен в степень «первоклассного» архимандрита с оставлением настоятелем Сергиевой пустыни, 7 июня назначен настоятелем Юрьева новгородского монастыря.

17 апр. 1817 г. стал членом Главного правления народных училищ. Провел ревизию в армейской семинарии, результаты которой изложил в отчете, отметив хорошую постановку учебной и нравственно- воспитательной работы и сделав замечание по поводу нецелевого расходования казенных средств.

Историко-церковные и богословские работы о. Иннокентия, подготовленные во время преподавания в академии и семинарии, имели большое значение. Переработав свои лекции, о. Иннокентий составил капитальный труд, изданный в 1817–1818 гг. под названием «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в., в пользу духовного юношества» (в 2 ч., тираж ок. 2500 экз.). Книга выдержала 7 переизданий (1820, 1823, 1828, 1834, 1838, 1849, 1857) и до 60-х гг. XIX в. оставалась учебным пособием для духовных школ. Эта работа является продолжением «Начертания церковно-библейской истории» святителя Филарета (Дроздова), конспекты которого архимандрит Иннокентий использовал для преподавания библейской истории, а его лекции по истории II в. по Р. Х. – при изложении данного периода в своей книге.

Церковная история разделена в труде о. Иннокентия по столетиям, каждое из которых освещается в 7тематических рубриках (отделах). Предметами рассмотрения являются следующие вопросы: внешнее состояние («благоденствие») и распространение влияния Церкви в обществе, обряды и богослужения, церковная иерархия, достопамятные лица, ереси и расколы. Такая структура изложения имела определенные неудобства, что впоследствии дало повод историкам, в частности А. В. Карташёву, упрекать о. Иннокентия в схематизме и отсутствии живого и целостного воспроизведения истории. Среди недостатков сочинения архимандрита назывались также отсутствие должной критичности при использовании источников, «сжатый, темный и тяжелый язык» и неполное освещение внутренней жизни Церкви (Карташев А. В. Краткий ист.-критический очерк систематической обработки рус. церк. истории // ХЧ. 1903. Июнь. С. 77-93).

А. П. Лебедев, писавший о зависимости работы о. Иннокентия от трудов протестантских ученых Ф. Шпангейма (1632–1701) и в особенности К. Э. Вейссмана (1677–1747), вместе с тем признавал, что «Начертание...» «для своего времени было настолько хорошо, что больше того едва ли и вправе было бы требовать от автора» (Лебедев А. П. Два пионера церк.-ист. науки у нас и немногие сведения о жребиях их преемников // БВ. 1907. Май. С. 143). Жестче охарактеризовал труд о. Иннокентия прот. Г. Флоровский: «Книга эта писана была наспех, и не автор был виновен, если и после его смерти ее насильственно оставляли учебником в школах, кое-где даже в 60-х годах, когда она была уже явно отсталой, устарелой, непригодной (для посмертных изданий она была обработана прот. Кочетовым). Составлена она была, преимущественно, по Вейссману и Шпангейму, по Баронию и Магдебургским центуриям, – план слишком сух и дробен, изложение слишком формально». (Флоровский. Пути рус. богословия. 1991. С. 192).

Однако нельзя забывать, что «Начертание...» было подготовлено в очень короткий срок по заданию Комиссии духовных училищ, которая в связи с отсутствием учебников на русском языке в мае 1814 года поручила академическому правлению опубликовать имеющиеся лекции по данному предмету. 8 августа 1817 года была издана 1-я часть церковной истории архимандрита Иннокентия, которая заканчивалась IX веком, в следующем году вышла 2-я часть. Говоря о научных трудах о. Иннокентия, святитель Филарет (Дроздов) отмечал, что «издание сочиненной им книги по церковной истории – не одновременный, но прочный дар духовному просвещению» (Филарет Московский, свт. Собр. мнений. 1855. Т. 1. С. 352).

Архиепископ Филарет (Гумилевский) считал, что церковная история о. Иннокентия «как ученый опыт, весьма удовлетворительна для своего времени, а по духу благочестия всегда дорогая книга» (Филарет (Гумилевский). История РЦ. 1848. Ч. 5. С. 55). И. А. Чистович замечал, что «дух истории прекрасный, но расположение материй не довольно стройно, а язык от чрезвычайной сжатости сух и тяжел» (Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857. С. 239). О.Иннокентий понимал несовершенство своей работы. Так, вручая ученикам при расставании свои книги, он говорил: «Когда сочините лучше, сожгите сии негодные», а также: «Я дарю вам это в память меня и для того, чтобы по времени, сличая свои труды с моими, могли сказать: вот как слабо прежде писали». В предисловии к 1-й части книги автор пояснял, что она написана по настоянию начальства только «для исторической кафедры в духовном училище, и потому не может удовлетворить любопытству, ищущему открытия исторических тайн или подробностей о церковных происшествиях в собственной их полноте» и что им лишь «рукою неопытною положены некоторые черты церковной истории». «Начертание...» разошлось очень быстро, и вскоре потребовалось переиздание книги, которое в связи со смертью автора поручили профессору Санкт-Петербургской духовной академии И. С. Кочетову, внесшему в книгу ряд исправлений.

О. Иннокентий – автор лекций на латинском языке по «Деятельному богословию», а также «Опыта изъяснения первого и второго псалмов» и «Изъяснения Символа веры». Во 2-м томе 1-го издания сочинений о. Иннокентия (1821), подготовленном инспектором Пензенской духовной семинарии протоиерей В. Алявдиным (впоследствии Владимир, архиепископ Тобольский), была опубликована 1-я часть «Деятельного богословия» под названием «Христианское нравоучение, или Богословие деятельное подлежательное». Она вошла и в 1-й том 2-го издания (1845) сочинений будущего святителя Иннокентия, в 3-м томе (1847) была напечатана (в переводе с латинского проф. И. А. Андриевского) 2-я ч. «Деятельного богословия» под названием «Божественное правоведение, или Богословие деятельное предлежательное (предметное)», включающая и «Христианское благоразумие». Этот труд имеет много общего с конспектом по деятельному богословию митрополита Филарета (Дроздова).

Считалось, что лекции о. Иннокентия «по основательности мыслей и ясности изложения были в ту пору лучшим руководством для изучения нравственного богословия» (Смирнов С. К. История МДА до ее преобразования (1814-1870). М., 1879. С. 24-26). Многочисленные речи и поучения будущего святителя издавались как при его жизни, так и после смерти. Особую ценность представляют письма о. Иннокентия различным лицам, в частности княгине С. С. Мещерской, князю П. С. Мещерскому, архимандриту Фотию (Спасскому), графине Орловой-Чесменской, часть которых была опубликована, но, как правило, в сокращенном виде, без исторических подробностей.

По словам архиепископа Филарета (Гумилевского), письма о. Иннокентия «дышат искренним благочестием и его же передают сердцу христианина». По сути они те же проповеди, которым святитель отдавал предпочтение перед своими научнымидостижениями, считая проповедничество главным делом своей жизни. Именно эта сторона его таланта обратила на себя внимание Санкт- Петербургского общества во время прохождения им в 1813–1814 гг. чреды священнослужения. Чуждый риторическим приемам, рассчитанным на внешний эффект, о. Иннокентий в проповедях выступал как «теплый наставник» (Филарет (Гумилевский).Обзор. 1863. Кн. 2. С. 203). Многочисленные проповеди о. Иннокентия были посвящены критике распространившихся в начале XIX века мистических учений, отрицавших церковную иерархию, таинства и обряды. По поводу одного из новомодных сочинений он писал, что «слез недостанет у всякого любомудрого и доброго человека оплакивать раны, кои сия нечестивая и совершенно бесова философия может сделать в умах и сердцах, есть ли токмо будет чтома и преподаваема в школах».

Как глава Комитета духовной цензуры святитель отслеживал переводные сочинения западноевропейских авторов, порой подвергал их критике. За 5 лет деятельности в комитете о. Иннокентий отрецензировал около 50 рукописей, в то время как 2 других члена смогли рассмотреть в 4 раза меньше работ. Одним из учеников о. Иннокентия был архимандрит Фотий (Спасский), отличавшийся крайней «ревностию о благочестии» – чертой, которая роднила его с будущим святителем и способствовала их сближению. При этом решительная нетерпимость архимандрита Фотия к «духу времени» повлияла на архимандрита Иннокентия, который при всей мягкости характера открыто выступил против новомодного «универсального христианства», сближения христианских конфессий путем распространения Библии и др. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии архимандрит Филарет (Дроздов) безуспешно предостерегал о. Иннокентия: «Нам, двум архимандритам, Юрьевскому и Пустынскому, не спасти Церковь, если в чем есть погрешности».

В 1815 году о. Иннокентий не пропустил через духовную цензуру книгу известного немецкого мистика И. Г. Юнга-Штиллинга «Победная повесть, или Торжество веры христианской», рекомендованную к печати обер-прокурором Святейшего Синода и министром народного просвещения кн. А. Н. Голицыным. Ту же участь разделили представленные Голицыным к печати рукописи «Изъяснение на Евангелие» и «Разговор духовника с кающимся христианином и желающим приступить к Святому Причащению», не соответствовавшие, по мнению о. Иннокентия, православным взглядам.

В 1818 году будущий святитель добился учреждения цензуры над «Сионским вестником» А. Ф. Лабзина, а затем и запрещения его печатания. Еще в 1815 году в письме Голицыну архимандрит указывал на пагубные заблуждения, распространявшиеся в статьях «Сионского вестника», призывая князя «залечить раны, которыми он сам уязвил Церковь». Такое обвинение министр счел оскорбительным и вскоре решилизбавить столицу от ревностного служителя.

3 сентября 1818 года о. Иннокентий дал разрешение на издание книги Е. И. Станевича «Беседа на гробе младенца о бессмертии души, тогда токмо утешительном, когда истина оного утверждается на точном учении веры и Церкви», направленной против религиозно-мистического движения, в которой, по словам святителя Филарета (Дроздова), «заключалось много выражений слишком оскорбительных для предержащей власти и вообще для духа правления того времени». Голицын немедленно отреагировал на публикацию и в докладе императору Александру I заключил, что «книга сия совершенно противна началам, руководствующим христианское наше правительство по гражданской и духовной части». 4 января 1819 года император повелел объявить о. Иннокентия, пропустившему ее в печать, выговор. Весь тираж был немедленно изъят и уничтожен, а автор книги выслан из Санкт- Петербурга.

Предвидя дальнейшие последствия, 8 января о. Иннокентий писал княгине Мещерской, что и он «как сор петербургский должен быть выброшен из Петербурга». Вскоре без предварительного синодального избрания 25 января 1819 года архимандриту Иннокентию было определено быть епископом Оренбургским. Отличавшийся слабым здоровьем владыка Иннокентий воспринял назначение в отдаленную епархию как ссылку. Сторонники и друзья владыки (митрополит Михаил (Десницкий), обер-прокурор Святейшего Синода князь Мещерский, княгиня Мещерская и др.) стали хлопотать о перемещении его на Пензенскую кафедру, освободившуюся после ухода на покой епископа Афанасия (Корчанова).

22 февраля 1819 года состоялось назначение о. Иннокентия на Пензенскую кафедру, 27 февраля – наречение во епископа, 2 марта в Казанском соборе Санкт- Петербурга – хиротония.

В Пензу владыка Иннокентий прибыл только 21 июня совершенно больным. По инициативе нового епископа был отремонтирован архиерейский дом, ранее пребывавший в полном запустении («...похож на худой трактир или на шалаш. Двери без замков, без ключей, все было обломано»). При этом владыка отменил налоги с подведомственного духовенства, ранее взимавшиеся при выдаче ставленых грамот в пользу ремонта архиерейского дома. «Лучше есть хлеб с водою, чем держаться такого побора», – говорил он (Свт. Иннокентий. 2006. С. 69-71). Святитель возобновил строительство кафедрального Спасского собора, созвал новую комиссию по строительству, состоявшую из представителей духовенства (протоиерей Н. Васильев), дворянства, купечества. За короткий срок архиерейского служения епископ Иннокентий проявил духовную рассудительность, строгость к священнослужителям.

Несмотря на множество вакантных мест, не спешил рукополагать кандидатов в иерейский сан, лично экзаменовал, сокрушаясь, что многие из них «не знали, что есть Святая Троица, чтотакое молитва, о чем молиться, что такое Символ Веры» (Там же. С. 58- 59). Вернувшись из поездки по епархии (август 1819), Пензенский владыка направил Комитету Библейского общества предложение о переводе Священного Писания на мордовский язык. Епископ Иннокентий Пензенский был награжден наперсным крестом с украшениями, орденом св. Анны 2-й степени с алмазными украшениями (1814), орденом св. Владимира 2-й степени (1818).

Рака с мощами свт. Иннокентия, еп. Пензенского, в Успенском соборе г. Пензы. Фотография. 2008 г.

 

 

 

 

За неделю до кончины 35-летний архипастырь завещал личные средства (1 тысяча рублей) беднейшим ученикам пензенских училищ. 13 октября 1819 года бывшим епископом Пензенским Афанасием (Корчановым) владыка Иннокентий был погребен в Спасском кафедральном соборе, в приделе вмц. Екатерины. У гроба епископа Иннокентия происходили исцеления, которые фиксировались в специальной книге. В усыпальнице, устроенной в Спасском кафедральном соборе г. Пензы графиней Орловой-Чесменской, служились панихиды. В 1882 году на средства благотворительницы М. М. Киселёвой перед входом в усыпальницу была устроена небольшая церковь во имя мучеников Евлампия и Евлампии Никомидийских, в день памяти которых скончался епископ. Когда 30 мая 1884 года в Пензе отмечалось 100-летие со дня рождения святителя Иннокентия, было решено в память о нем учредить просветительное общество для распространения Православия среди инородцев и раскольников. Общество, получившее название Просветительного Иннокентиевского братства Пресвятой Богородицы, начало работу 4 декабря 1885 года.

В 1915 году жители Пензы стали ходатайствовать о причислении епископа Иннокентия к лику святых. На заседании Пензенской городской думы 24 ноября 1915 г. выступил городской глава с поступившим на его имя заявлением от нескольких сот горожан: «Благочестивая жизнь и молитвенные подвиги приснопамятного святителя Пензенского Иннокентия... еще при жизни его вселили в жителях веру в него, как молитвенника и предстателя пред Богом. А затем чудесная помощь, получаемая многими гражданами, обращающимися к святителю с молитвенными просьбами, а также нетленные останки, почивающие в соборе, окончательно убеждаютжителей г. Пензы в святости Иннокентия... Все это, вместе с непрекращающимися и в настоящее время случаями чудесной помощи по молитвам святителя Иннокентия, побуждает нас, его почитателей, просить Вас, милостивый государь, как представителя городского самоуправления, возбудить надлежащее от имени последнего ходатайство пред Св. Синодом о причислении Иннокентия к лику святых и об открытии его святых мощей». Однако из-за последовавших вскоре событий 1917 года прославление не состоялось.

В 1934 году Спасский кафедральный собор, в котором почивали останки епископа Иннокентия и других Пензенских архипастырей, был взорван, руины сровняли с землей. Вновь вопрос о канонизации был поднят архиеп. Серафимом (Тихоновым) незадолго до празднования 200-летия Пензенской епархии (1–3 октября 1999). В результате поисков, начатых 29 июня 1998 года по благословению архиепископа Серафима, были обретены останки святителя Иннокентия и епископов Афанасия (Корчанова), Амвросия (Морева), Григория (Медиоланского) и Антония 2-го (Николаевского), которые перезахоронили у бывшего архиерейского дома.

14 августа 2000 года на Архиерейском Соборе РПЦ епископ Иннокентий был причислен к лику святых как «праведник, почитаемый за аскетическое житие и чудеса, совершаемые по его молитвенному предстательству». 22 октября того же года мощи святителя Иннокентия крестным ходом были перенесены в Успенский кафедральный собор г. Пензы и помещены в раку, а 23 октября временно управляющий Пензенской епархией епископ Саранский и Мордовский Варсонофий (Судаков) совершил чин прославления 1-го Пензенского святого. Ежегодно в день памяти святителя в Пензе совершаются торжественные богослужения с чтением акафиста.

Имя владыки Иннокентия присвоено открытой 23 октября 1998 года Пензенской православной гимназии. 22 октября 2008 года устроена гимназическая церковь во имя святителя Иннокентия. Соименный ей храм расположен в переданном епархии архиерейском доме, где в свое время пребывал епископ Иннокентий и где находится резиденция Пензенского архиерея. Первое богослужение в нем состоялось 21 мая 2001 года, а 2 декабря 2006 года архиепископ Пензенский и Кузнецкий Филарет (Карагодин) освятил этот храм во имя Иннокентия Пензенского.

С. В. Зелёв, Е. В. Лопухина

По материалам Православной энциклопедии (http://www.pravenc.ru/)

  

Православный Календарь

Пожертвования

Сделать пожертвование

НУЖНА ПОМОЩЬ

17.06.2018
Женщине с ребенком нужна помощь в съеме жилья Дорогие прихожане!Наш храм на протяжении полутора лет помогал одной из...
10.06.2018
Продолжается сбор средств для помощи семье певчей храма Подробнее: Семье певчей храма нужна помощь Благодарность от Екатерины...
05.06.2018
Помощь церковному историку Андрею Клушину в борьбе с лейкозом Дорогие неравнодушные прихожане и благотворители нашего храма, просим вас поучаствовать...
04.06.2018
КНИГА ВЗАИМОПОМОЩИ В церковной лавке находится книга взаимопомощи, в которой Вы...
01.06.2018
ТРЕБУЮТСЯ ДОБРОВОЛЬЦЫ В КОМНАТУ МАТЕРИ И РЕБЕНКА В ХРАМЕ Ждем желающих потрудиться во Славу Божию в комнату матери и...
Все записи →

Фотоальбомы

Все фотоальбомы →

Православные сайты

patriarchia

vikariatstvo

В соц. сетях

YouTube

У нашего храма появился свой канал на YouTube